Некоторые эксперты поспешили связать это решение со стремлением Кремля формировать органы государственной власти на основе забытого в последние годы принципа профессионализма. Но, как говорят, «новое – это хорошо забытое старое». Сколько бумаги было потрачено в советское время при ежегодном составлении резерва кадров на всех уровнях партийной номенклатуры! Отличительной чертой аналогичной работы Политбюро ЦК КПСС было то, что списки советско-партийного резерва находились под грифом «секретно». Одной из причин такой секретности, видимо, было то, что в реальной практике при назначениях на высокие должности эти списки резервистов были в большинстве случаев не востребованы.           Сегодня кремлевская администрация, видимо, пока не осознает, какую ответственность взяла на себя, публично огласив фамилии людей, претендующих на высокие государственные должности. С одной стороны, общественность будет следить за тем, будут ли реально президентские назначенцы из этого списка. С другой стороны, в соответствии с российским законодательством и демократическими принципами Конституции замещение вакантных государственных должностей должно осуществляться на конкурсной основе, что и обеспечит реализацию принципа профессионализма.  В связи с этим возникает серьезный вопрос: насколько действия Президента Российской Федерации соответствуют  п.4 ст.32 Конституции, где однозначно сказано, что «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе»?

Нельзя обойти и вопрос о попытке ограничения граждан на участие в управлении государственными делами через возрастной ценз (от 25 до 50 лет), поскольку это явное нарушение конституционно-правовых норм. В условиях демократии занятие публичных должностей без должного жизненного и практического опыта считается невозможным и даже неприличным. Разве может стать эффективным губернатором человек в возрасте 30 лет, не познавший трудности управленческой деятельности на районном или городском уровнях? Да, и к тому же, если он направлен из Москвы в российскую глубинку, без знания людей и специфики этого региона.

Для сравнения: ни в одном демократическом государстве такие политические процедуры выдвижения на публичные должности не применяются. Трудно даже представить, что Барак Обама, президент США, два или три года назад был бы включен в резерв демократической партии в качестве кандидата на президентскую должность. А в каком резерве кадров состоял сам Президент России Д.Медведев или бывший Президент В.Путин? Исходя из такой российской кадровой арифметики, хотелось бы знать резервистов на пост президента, премьер-министра и федеральных министров. Ведь это очень значимые для российского общества вопросы!

Следует согласиться с теми экспертами, кто считает, что выдвижение общего списка без привязки к будущим должностям лишь с натяжкой можно назвать резервом кадров.

В заключение хотелось бы задать вопрос: не является ли закрытость процедуры составления таких списков и непубличные выдвижения на различные руководящие должности источниками коррупции? Не следует ли, используя  конституционно-правовые нормы, вернуться к подбору и расстановке кадров всех уровней  на основе конкурсов, а также такой публичной процедуры как выборы?

Николай Медведев