И это неудивительно, поскольку создавался документ в иных социально-экономических и геополитических реалиях. Если в «Концепции-2000» многое декларировалось и гипотетически предполагалось, то положения «Концепции-2008» опираются на прочный фундамент возрождающейся экономической и военной мощи, растущий международный авторитет страны, которая оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений.

Определяющее значение, как отмечено в новом документе,  имеют укрепление российской государственности, устойчивый экономической рост, дальнейшие политические и экономические преобразования, решение социальных проблем, преодоление ресурсно-сырьевой ориентации экономики и ее перевод на инновационный путь развития, улучшение демографической ситуации. Важными факторами являются также укрепление институтов гражданского общества и государственная поддержка национальных неправительственных организаций, заинтересованных в обеспечении российских внешнеполитических интересов…

В день публикации этого актуального документа Президент РФ Дмитрий Медведев  встречался с представителями российского дипломатического корпуса, людьми ответственными за реализацию положений Концепции. Обращаясь к самой искушенной в международных делах аудитории, глава государства сказал: «Мы призываем партнёров к открытому и честному обсуждению вопросов строительства современного миропорядка. Призываем совместно решать самые разные задачи, в том числе в области безопасности, преодолевать острые проблемы бедности, дефицита продовольствия, бороться с инфекционными заболеваниями, повышать энергоэффективность, добиваться финансовой стабильности и, разумеется, объединять усилия в деле предотвращения любых вооружённых конфликтов.

В то же время, констатирует Дмитрий Анатольевич, мир, избавившийся от «холодной войны», все ещё не может обрести новое равновесие. Больше того, унаследованный от прошлого крен в сторону силовых методов по целому ряду направлений усиливается». И далее:  «На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах».  

По российским оценкам, фактор силы в современной политике не может и не должен преобладать в отношениях между народами: «На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные», – утверждается в документе долговременного действия.

В таких условиях важно сохранить и выдержку, и трезвость оценок, − именно в таком колюче Д.Медведев выстраивал диалог со своими коллегами на саммите «G8» в Японии. − Продолжать грамотно, без конфронтации отстаивать наши национальные интересы, как самостоятельно, так и вместе с партнерами, готовыми к коллективным действиям. Крайне важно давать оценку, а иногда и просто отпор любым попыткам обеспечения национальных или групповых интересов в обход и в ущерб международному праву. Праву, которое было и остаётся самым прочным фундаментом в отношениях между государствами.

Международное право – тот универсальный инструмент  с помощь которого можно обустраивать наш общепланетарный дом. Но при этом Россия, − заявлено в Концепции, − не намерена жертвовать теми международными институтами, которые доказали свою эффективность. Например,  Организацией Объединенных Наций. «Центром регулирования международных отношений и координации мировой политики в XXI веке должна оставаться ООН, которая доказала свою безальтернативность и наделена уникальной легитимностью», – говорится в документе. При том, что ООН сегодня переживает не лучшие времена.

На встрече с дипломатами Д.Медведев откровенно заметил: «Нас реально беспокоит и то, что так и не создана современная система коллективной безопасности, которая была бы открытой для всех и обеспечивала бы равную безопасность для участников.

И для начала стоило бы просто проинвентаризировать всё то наследие, которое всем нам досталось от предшествующего исторического периода: включая и Хельсинкский заключительный акт, и документы Совета Россия–НАТО. В них закреплены важнейшие принципы межгосударственных отношений. Такие принципы, как принцип нерушимости границ, неделимости безопасности и недопустимости обеспечения своей безопасности за счёт безопасности других участников международных отношений.

Если эти принципы сохраняют своё универсальное значение, то надо честно ответить, почему они перестают так же универсально применяться; посмотреть, насколько они адекватны новым условиям жизни или же думать о чём-то принципиально новом для строительства современной европейской архитектуры – той архитектуры, которая бы находилась в реалиях XXI столетия. Здесь, я в этом абсолютно убеждён, требуются и новые подходы. Ресурс прежних подходов в значительной мере исчерпан.

Вот почему мы предложили заключить новый Договор о европейской безопасности и дать старт этому процессу на общеевропейском саммите. Это позволит всем нам ещё раз и основательно продумать свои шаги. И первая реакция, которая получена нами, как минимум нейтральная, кое в чём обнадёживает. Во всяком случае, видно желание воспользоваться таким, как принято говорить, «окном возможностей» для комплексного анализа ситуации»...

Детализируя принципиальные положения Концепции, президент РФ указал, в частности на то, что не всё ладно с европейской архитектурой, указывает и кризисная ситуация вокруг ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ и дальнейшая модернизация этого режима. Не хотелось бы думать, что только его полный и окончательный развал убедит всех в нежизнеспособности несправедливого режима контроля над вооружениями, убедит в необходимости создания в евроатлантической зоне подлинно открытой и коллективной системы безопасности.

Мы твёрдо заявляем: размещение элементов глобальной противоракетной обороны США в Восточной Европе только усугубляет ситуацию. И, я уже об этом говорил, мы будем вынуждены реагировать на это адекватно. Американские и европейские партнёры об этом также предупреждены. Мы понимаем, что национальная безопасность не может держаться на честном слове.

Это имеет отношение и к российско-американской связке в области стратегической стабильности. Очевидно, что это общее наследие не сможет сохраниться, если одна из сторон будет выборочно разрушать отдельные элементы этой стратегической конструкции. Нас это не устраивает».

О приемлемых вариантах безопасности, российском видении проблемы ПРО «Хранитель» высказывался достаточно часто и однозначно. Содержание «Концепции внешней политики Российской Федерации» − прекрасный информационный и дипломатический повод к возобновлению диалога всех заинтересованных в мирном сосуществовании сторон.