Услышат ли его по обе стороны Атлантики?

По поводу состоявшегося на днях первого зарубежного визита нового российского президента в оценках и комментариях недостатка нет. При этом западные аналитики и средства массовой информации неизменно обращают внимание на следующее. Вопреки традиции первой страной дальнего зарубежья, которую посещает Дмитрий Медведев, стал Китай. Почему же именно Китай, а не ведущие страны Запада? Попробуем разобраться.

Начнем с того, что с Поднебесной у нас общая граница, причем одна из протяженнейших в мире. По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина, в недавнем прошлом известного дипломата и парламентского деятеля, соглашение с Китаем по окончательному решению пограничного вопроса является самым крупным достижением нашей дипломатии за весь постсоветский период. А на этой основе можно строить все остальное.

Вообще Поднебесная занимает особое место не только в стратегии российской большой политики – в силу своего геополитического, экономического и людского потенциала (1 миллиард 300 миллионов населения), но и в сознании наших граждан. Им импонируют впечатляющие экономические успехи соседей, которые с 1980-х годов последовательно преобразовывают свою страну. Страну, в которой с каждым годом все больше людей живет в более пристойных условиях, когда при этом расширяется и радиус базовых свобод: передвижения, выражение своей точки зрения, чего и в помине не было при Мао Цзэдуне.

По данным недавнего опроса общественного мнения, 23 процента российских респондентов, то есть почти пятая часть, считают Китай самым большим другом России. И это при том, что хорошие отношения на данный момент сложились у России и с Германией (она стоит второй строкой в результатах опроса). В этом уверены 17 процентов участников опроса. На третьем месте – Белоруссия, о ней вспомнили 14 процентов россиян. При этом наиболее напряженные отношения на данный момент у России с США и Грузией. Таково мнение 25 процентов опрошенных.

Так что нынешний глава российского государства не мог не учитывать не только особую роль Китая на евразийском пространстве, но и отношение к нему сограждан. С учетом растущей роли Китая в мировых делах и вышеупомянутого фактора и проходили переговоры российского президента Дмитрия Медведева и председателя КНР Ху Цзиньтао по ключевым региональным и международным проблемам в целом.

В числе обсуждавшихся вопросов – взаимодействие в сфере экономического сотрудничества, в частности по проблемам топливо-экономического комплекса (ТЭК), атомной энергетики и инвестиционной политики. По мнению Москвы, есть реальные возможности для расширения областей взаимодействия по нефтегазопереработке и газохимии, причем большие перспективы открываются в области мирного использования атомной энергии.

Кроме того, Россия считает перспективным подключение КНР к инвестиционным проектам возведения олимпийских объектов в Сочи и объектов во Владивостоке. В этом приграничном краевом центре – в связи с намеченным проведением там в 2012 году саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Так что вполне логичным представляется тот факт, что вместе с Медведевым в Китае побывала большая группа представителей российских деловых кругов. В их числе гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов, глава банка ВТБ Андрей Костин, генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян и другие.

Но экономика в высокой дипломатии идет всегда рука об руку с политикой. Темой переговоров российской и китайской делегации стала ситуация в зонах международных конфликтов и напряженности. Речь, в частности, шла об иранской ядерной проблеме, ситуации на Корейском полуострове, в Косово, Судане, о проблемах ближневосточного урегулирования и восстановления Ирака и Афганистана.

Как известно, российский президент прибыл в Пекин из казахстанской столицы Астана. Там гимн нашей страны казахи исполняли на восточный манер. А в Поднебесной – еще в более экзотическом варианте: с орудийными залпами. Деталь примечательная. Ведь военно-политический вектор стал важнейшей составляющей двухдневного визита Дмитрия Медведева в Китай.

Тут надо подчеркнуть особое место, которое в российско-китайских отношениях занимает торговля оружием. Напомним, что всплеск активности в этой сфере пришелся на 2004-2005 годы, когда наши восточные соседи закупали истребители Су-30, транспортные самолеты Ил-76, воздушные заправщики Ил-78, малые подлодки и эсминцы. В настоящее время Китай получает из России главным образом средства ПВО, в том числе системы дальнего действия С-300 ПМУ-2. Однако китайское военное ведомство хотело бы закупать не серийную технику, а новейшие образцы вооружений и технологии. О возможном сотрудничестве с китайскими специалистами в создании нового гражданского самолета сообщил генеральный директор авиастроительной компании «Сухой» Михаил Погосян.

Одним из важных политических итогов переговоров Дмитрия Медведева и китайских руководителей следует считать сходные позиции по большинству международных проблем. Это сходство основывается на отрицании лидерства США в мире. Совместная декларация двух стран по основным международным вопросам, подписанная в Пекине, продемонстрировала, что руководители двух стран не намерены уступать Соединенным Штатам Америки место единоличного лидера в решении глобальных вопросов. При этом Москва и Пекин совместно выступают за дипломатические пути решения проблемы распространения оружия массового уничтожения.

Дмитрий Медведев отметил, что «не всем нравится стратегическое взаимодействие между нашими странами. Но мы будем его укреплять и развивать». Он явно намекал на общую позицию лидеров двух наших стран по поводу американской системы ПРО. Суть этой позиции – заокеанские планы не способствуют стабильности в определенных регионах мира.

Особое место в декларации занял вопрос борьбы с международным терроризмом. Стороны считают, что бороться с ним нужно на основе Устава ООН, чтобы избежать использования этой борьбы в политических целях.

Примечательно, что военно-политическая проблематика оказалась востребованной и при общении российского президента со студентами старейшего и крупнейшего в стране Пекинского университета. Так, студентка кафедры русского языка и литературы напомнила Медведеву, который в свое время сам был преподавателем, его же слова: «Вооруженные конфликты не рождаются сами по себе, их порождают те, чьи амбиции выходят за границы своих стран и континентов». «Вы правы, – согласился президент, – конфликты не рождаются сами по себе, а поджигаются теми, кто хочет изменения баланса на планете и достижения своих собственных корыстных интересов. Мы вчера подробно говорили: российско-китайское взаимодействие превратилось в ключевой фактор обеспечения стабильности на планете». Для этого, в частности, стороны намерены активнее использовать Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

Влиятельная британская газета «Файнэншл таймс» полагает, что первый визит нового российского президента именно в Китай – это не что иное, как «явный сигнал Западу». В то же время, по мнению газеты, Москва хочет показать, что у нее разнообразные интересы и широкий выбор друзей. Учтет ли Запад этот сигнал?

На снимке: Дмитрий Медведев 24 мая 2008 года во время возложения венка к Памятнику народным героям в Пекине. Фото пресс-службы Президента России.