26–27 марта с.г. состоялось общее собрание Российской академии образования. Доклад президиума РАО о деятельности академии за отчетный период и перспективах ее развития представил собравшимся президент РАО Н.Д. Никандров. В первый день на пленарном заседании выступили министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, ректор Московского городского психолого-педагогического университета В.В. Рубцов, действительный член (академик) РАО патриарх Московский и всея Руси Алексий II, почетный академик РАО, президент Чувашии Н.В. Федоров, генеральный директор издательства «Просвещение» А.М. Кондаков, директор Института содержания и методов обучения РАО М.В. Рыжаков, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Л.А. Вербицкая, руководитель лаборатории педагогической психологии и учебного центра по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ учебного процесса в высшей школе МГУ им. М.В. Ломоносова Н.Ф. Талызина, директор Института коррекционной педагогики РАО Н.Н. Малофеев, научный руководитель факультета психологии Госуниверситета «Высшая школа экономики», директор Института содержания образования Института развития образования ГУ-ВШЭ В.Д. Шадриков, президент Пятигорского государственного лингвистического университета, заведующий кафедрой управления, политологии и социологии ПГЛУ Ю.С. Давыдов.
Академик Николай Никандров отметил, что первостепенными для РАО являются задачи научного обеспечения развития и модернизации системы образования, разработки его современной модели, ориентированной на инновационное развитие экономики, формирование объединяющих российское общество моральных ценностей и нравственных ориентиров. Наглядный показатель ведущей роли РАО в этой сфере, роста ее влияния и результативности работы – победы в конкурсах по самым животрепещущим научным и практическим проблемам образования. Если в 2003 г. академия всего освоила 300 млн. рублей, то в 2007 г. более 950 млн., из которых 400 млн. принесли победы в конкурсах.
Ряд обсуждавшихся проблем вызывает повышенный интерес педагогического сообщества и широкой общественности. Контуры предстоящих перемен, очерченные на общем собрании РАО, помогают яснее представить возможности и пути совершенствования образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» и ее школьной ипостаси – ОБЖ в свете перспектив модернизации образования.
Гражданственность, патриотизм, духовность
Воспитательную проблематику особо выделил в докладе президент РАО. Он напомнил, что в начале «лихих девяностых» особенно лихие руководители пытались вообще вытравить ее из исследований, и, что еще более важно, из школьной практики. Аргументация была простой: лучше никакого воспитания, чем советское. Таким образом, «с водой выплеснули и ребенка», и общество скоро почувствовало падение нравственного уровня, патриотизм стал бранным словом, почти исчезли детские и юношеские организации. Ситуация изменилась, с конца 1990-х: о патриотизме говорится с самых высоких трибун, реализуются программы патриотического воспитания, возрождаются молодежные патриотические движения, в национальном масштабе поставлена задача формирования российской идентичности, появились детский телеканал и перспективы расширения таких передач, по мнению Н.Д. Никандрова, есть и большая заслуга членов академии.
Докладчик упомянул об исследованиях воспитательного потенциала российского общества (семьи, систем образования, культуры, социальной защиты, общественных объединений, СМИ), влияния цивилизационных и социокультурных факторов на детское население страны. Выявлена высокая степень социальных рисков в процессе взросления детей, требующая изменения статуса социального института воспитания в современной России. Сформирована концепция воспитания детства в условиях социальных перемен, ориентированная на новое качество развития личности растущего человека. Обоснована необходимость разработки общенациональной программы воспитания, сформулированы ее научные основы.
Системно исследован феномен патриотизма как фактор консолидации и устойчивого развития российского общества. Выявлены закономерности патриотического воспитания и обоснован вывод о необходимости построения интегрированной общественно-государственной системы воспитания российского гражданина-патриота. Подготовлен комплекс учебников и пособий по обществознанию для 8–11 классов общеобразовательной школы, позволяющий на основе отечественных исторических и культурных ценностей существенно расширить возможности духовно-нравственного воспитания, формирования гражданственности, патриотизма, толерантности. Эти учебники удостоены премии Президента РФ.
Концептуально разработана и практически воплощена модель непрерывного образования в системе изучения народных искусств и художественных промыслов России. Разработана стратегия приобщения подрастающего поколения к художественным ценностям культурного опыта, представляющего собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в духовную сущность народного искусства, преемственности поколений, сохранения художественных традиций. Так решается проблема сохранения и приумножения российских духовных ценностей, что способствует развитию у детей и юношества национального самосознания, формированию трудолюбия и патриотизма.
Проведены исследования, в результате которых изданы методические пособия по нравственному образованию учащихся всех классов школы. Они проходят апробацию в двухстах школах по всей России. Выпущены десятки томов «Антологии гуманной педагогики», успешно использующихся практически во всех регионах страны прежде всего для развития воспитательной проблематики.
Президент РАО упомянул и о всероссийской конференции с участием представителей традиционных для России религий и конфессий, прошедшей в прошлом году в Калуге. На ней согласованы меры по духовно-нравственному образованию в светской школе.
Особое внимание к сфере воспитания уделил и глава Минобрнауки А.А. Фурсенко, который назвал разработку воспитательных проблем, не только обязанностью РАО как координационного центра и основного исполнителя проекта ГОСов, но и общим моральным долгом. Упомянув консолидированную работу по воспитательной составляющей с Русской православной церковью, другими конфессиями, он подчеркнул: у нас нет других путей, кроме как находить согласованные решения этих непростых задач, строго следуя законодательству нашей страны, необходимо уделять огромное внимание этой работе, и РАО должна активно участвовать в ней. Обратившись к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, министр поблагодарил Русскую православную церковь за то, что она проявила инициативу в постановке этих проблем, причем, не для создания эксклюзивных возможностей, а именно для системной работы представителей всех религий, конфессий и организаций, заинтересованных в нравственном, духовном воспитании россиян.
По мнению ректора Московского городского психолого-педагогического университета В.В. Рубцова принципиальная новизна ГОСа состоит в том, что стандарт будет отвечать современным задачам образования не только как интеллектуальный ресурс, но и как отношение к личностному развитию растущего человека, его социализации, включающей духовно-нравственное и все другие направления воспитания. А руководитель коллектива разработчиков ГОСов А.М. Кондаков отметил роль образования как важнейшей социальной деятельности, направленной на консолидацию общества и укрепление государства. На решение этих задач, проблем духовности, нравственности нацелены разработки РАО.
Воспитанию посвятил свое выступление патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он обратил внимание на объявление 2008 г. в России Годом семьи, которое накладывает на РАО особую ответственность за ориентацию детей и молодежи на традиционные семейные ценности. Предстоятель назвал катастрофой число разводов в стране, вызванных тем, что молодые люди не готовы создавать семьи, брать на себя ответственность за воспитание детей.
Говоря о разработке новых стандартов общего образования, иерарх Русской православной церкви отметил: решать, чему учить детей в школе, необходимо с учетом потребностей граждан и государства, но в минувшем году, к сожалению, эти новые потребности остались вне поля зрения разработчиков ГОСов. Он уточнил, что говорит о преподавании в школах предмета «Основы православной культуры», известного под разными наименованиями. Например, в Костромской и Вологодской областях преподается предмет «Источник» и не вызывает конфликта, возражений. Светские специалисты и представители Русской православной церкви разработали концепцию, согласно которой учебный предмет «Основы православной культуры» мог бы преподаваться в школах в составе новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» на элективной основе – по выбору родителей учащихся. «При этом, – подчеркнул Алексий II, – должны быть, несомненно, учтены интересы граждан России, исповедующих другие религии, и нерелигиозной части российского общества, созданы возможности для организации преподавания на той же основе предложенных ими учебных предметов».
Русская православная церковь и другие религиозные объединения должны принять участие в обсуждении нового стандарта общего образования как общественного договора, ибо, по мнению патриарха, «невозможно представить развитие современной российской школы вне русла традиции православия и религии вообще». Он напомнил слова основоположника отечественной научной педагогики К.Д. Ушинского: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и результатов впереди». И призвал участников собрания: «Возможно, эти слова не всем приятны. Но в них содержится правда наших российских реалий. И я прошу вас всех, каким бы ни было ваше отношение к религии вообще и к Православию в частности, постараться понять и принять эту правду». Выразив надежду, что РАО сделает решительные шаги в этом направлении, предстоятель Русской православной церкви завершил выступление словами: «Опыт соработничества церковных и научных структур показал, что мы можем искать и находить общие решения. Ведь у нас одно Отечество, одна история, и одно будущее, которое мы должны вместе созидать. И мы обязаны сделать его достойным для наших детей, граждан России».
Обеспечение приоритета и повышение эффективности воспитания в проектных документах нового ГОСа многогранно переплетаются с проблематикой безопасности в образовательном пространстве. По сути, роль школы в решении проблем национальной, общественной и личной безопасности рассматривается прежде всего как комплекс воспитательных задач – формирования личностных качеств подрастающего поколения.
Безопасность – ценность и цель
Безопасность как ценностный идеал демократического общества, ее обеспечение как одну из стратегических целей системы образования и такие ее ориентиры как ценности личностной, социальной и государственной безопасности руководитель коллектива разработчиков ГОСов А.М. Кондаков представил в презентации, которая сопровождала его доклад на недавнем заседании президиума РАО и ныне вынесена на суд широкой общественности. В ней отражены главная задача образования в сфере обеспечения безопасности нации (личности, общества и государства) – воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности и патриотизма, а также задачи первого уровня – формирование ценностей личностной, социальной, государственной безопасности, ценностей многокультурного общества, социальной ответственности, установок толерантности как ценностного приоритета многокультурного общества. Эти позиции отражает Концепция государственного стандарта общего образования.
Первый из концептуальных приоритетов государственного заказа общему образованию: «Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину». Безопасный, здоровый образ жизни и готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений – один из концептуальных пунктов социального заказа общему образованию. Указан также государственный интерес в обеспечении доступа к качественному образованию всех слоев общества – снять возможные будущие социальные конфликты и решить вопросы национальной безопасности, государственной стабильности и авторитета государства в мировой системе. Один из аспектов личностного развития – формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности, общества и умения противодействовать им. А в ряду задач обязательной научно-педагогической, общественной и правовой экспертизы проектов ГОСов Концепция предусматривает их оценку с целью обеспечения национальной, экологической, технологической и общественной безопасности.
В докладе на общем собрании РАО. Н.Д. Никандров отметил важный результат фундаментальных исследований академии, имеющий стратегическое значение для России и ее граждан, – определение условий и механизмов обеспечения психологической безопасности человека. Впервые в мировой науке раскрыты базовые закономерности его поведения в экстремальных условиях и при чрезвычайных ситуациях. Оригинальные научные обобщения данных, полученных в ходе изучения реальных событий (последствия катастрофы атомной подводной лодки «Курск», террористических акций в Беслане, театральном центре на Дубровке и др.), легли в основу разработанной системы психологического противодействия опасности, определения возможностей снижения угрозы и минимизирования рисков нарушения безопасности человека в целом. Созданы и апробированы эффективные научно-практические программы обеспечения психологической безопасности образовательной среды современной школы. Разработаны основы нового научного направления – психологии безопасности, позволяющие проводить профилактику неблагоприятных воздействий на общество и личность с учетом прогнозируемых факторов (рисков).
Психологическому благополучию послужат также результаты исследований физиологических механизмов познавательной деятельности детей, подростков, юношества. Анализ психологической структуры и мозговых основ выработки стратегии когнитивной деятельности выявил основные факторы, определяющие ее успешный выбор возможности реализации у детей и взрослых. А результаты многолетних медико-психолого-педагогических исследований, посвященных профессиональной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, реализованы в инновационных разработках в области коррекционной педагогики. Наиболее важным достижением стало создание системной модели интеграции таких детей в современную социальную и общеобразовательную среду. В качестве основного, объединяющего звена этой модели разработана не имеющая аналогов в мире уникальная информационная система «Детский сад и школа для всех» в виде современного мультимедийного научно-методического пособия для педагогов дошкольного и начального школьного образования.
Впервые в России создана и аккредитована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии система добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения. Она способствует повышению эффективности образования, защите авторских прав и приоритетов российских педагогов и ученых, обеспечению информационной и психологической безопасности участников образовательного процесса. Это результат создания в РАО методологии оценки педагогико-эргономического качества педагогической продукции на базе информационных и коммуникационных технологий, определения требований к ее разработке и использованию в образовательном процессе.
Общее собрание академии подавляющим большинством голосов избрало президентом РАО Н.Д. Никандрова. Состоялись также выборы вице-президентов и членов президиума, академиков-секретарей отделений и председателей региональных отделений РАО.
Сергей Манюков, заместитель главного редактора
журнала "ОБЖ. Основы безопасности жизни".
Полный текст отчета читайте в журнале «ОБЖ. Основы безопасности жизни» (№4, 2008г.).