18 марта финишировали московские переговоры между российскими и американскими главами военных и внешнеполитических ведомств. На этих перговорах американская и российская стороны обсуждали два важных вопроса. Во-первых, о размещении элементов американской ПРО в Европе. И во-вторых, о будущем ограничени стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Напомним, что ранее 18 марта отмечался как День Парижской коммуны. Совпадение знаменательное. Ведь коммуна – это от латинского слова общий, общность. А тематика переговоров в Москве отличалась стремлением соблюсти интересы частные, но найти общие подходы к взаимопониманию.

Важной особенностью визита американских представителей в Москву было то, что перед началом переговоров Райс и Гейтс также встретились в Кремле с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. По словам действующего российского президента, Джордж Буш передал ему послание, которое, по его мнению, позволяет надеяться, что России и США удастся договориться по спорным вопросам.

А почти весь второй переговорный день, вторник, Сергей Лавров и Анатолий Сердюков, и их американские коллеги Кондолиза Райс и Роберт Гейтс посвятили поискам этих самых общих путей к взаимодействию двух стран.

По словам Гейтса, на встрече он и госпожа Райс немало уделили времени объяснениям, почему открытие третьего позиционного района ПРО не будет угрожать России. «У нас была возможность поговорить о мерах повышения уровня доверия, которые бы обеспечили уверенность России в том, что объекты в Польше и Чехии не будут представлять угрозу. Мы далеко продвинулись в том, чтобы представить доказательства», – заявил американский министр обороны.

Еще один итог переговоров: Россия и США договорились продолжить работу по подготовке нового соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Напомним, что договор СНВ-1, принятый в 1991 году и вступивший в силу в 1994 году, действует до конца декабря 2009 года.

Таким образом, не имея кардинальных, принципиально важных результатов, стороны тем не менее признали: прогресс в диалоге есть. «Взаимоотношения между США и Россией идут по пути сотрудничества, переговоры между нами ведутся на основе взаимного уважения. Предстоит поработать», – в свою очередь заявила Райс. Даже она, известная жесткостью и непреклонностью, назвала прошедшие переговоры «продуктивными и полезными».

А как же американцы объясняют причину того, с прошлой осени так и не было принято каких либо совместных документов? Кондолиза Райс считает, что это связано с трудностями перевода. «Я должна признаться, что, вероятно, была некоторая неясность в том, что было сказано и что было указано в письменной форме. Иногда, когда переходишь с концептуального уровня на детализацию, что-то теряется в переводе», – заявила госсекретарь США. Судя по всему, она считает, что вправе делать подобные разъяснения. Ведь доктор политических наук Кондолиза Райс изучала русский язык, и если и не говорит на нем в ходе преговоров, то понимает уж точно.

Помимо участия в переговорах Райс и Гейтс встречались с представителями российской оппозиции, что не особо было замечено СМИ. Альтернативный взгляд на события в России в этот раз представляли оппозиционные политики Владимир Рыжков и лидер «Яблока» Григорий Явлинский, политологи Владимир Милов и Дмитрий Тренин. Райс и Гейтс в основном внимали своим собеседникам, подчеркнув, что им важно мнение приглашенных.

Но это, так сказать, всего лишь фон прошедших преговоров. Главное, какой же их основной итог? Если брать по большому счету, то обе стороны проблему ПРО не отменили. Эксперт Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Владимир Евсеев считает: положительный итог встречи в том, что переговоры будут продолжаться. Но если в США к власти придет Маккейн, то уступок в этом вопросе Россия точно не дождется. Не исключено, что он начнет активные действия по выводу ПРО в космос...

Но надо ли в этом случае драматизировать ситуацию? Пожалуй, нет. Ведь и Москва, и Вашингтон переговоры собираются продолжить. По итогам встречи принято решение продолжить консультации по размещению ПРО, а также по созданию нового договора СНВ. «Мы обсудили вопросы, по которым пока не достигнуто согласие – это ПРО и СНВ», – сообщил на брифинге министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он отметил, что в ходе переговоров американская сторона представила достаточно важные, полезные предложения, учитывающие озабоченность России планами развертывания третьего позиционного района ПРО на территории Чехии и Польши. Эти предложения будут внимательно рассмотрены. Что касается ПРО, и Россия, и США, по словам министра, заинтересованы решать проблемы на равноправной основе взаимодействия.

Да, у России и США различные подходы к путям и средствам решения проблем, но стороны тем не менее обсудили дальнейшие шаги. Да, в Москве американская делегация подтвердила намерение создавать третий позиционный район ПРО в Европе. Но в тоже время российская строна предложила важные и полезные, по мнению главы нашего внешнеполитического ведомства, предложения. По идее это должно побудить американскоих партнеров проявить больше гибкости в поиске компромисса. Проявят ли?

Владимир Рощупкин.