Размышляя над первыми результатами нового экономического курса, В.В.Путин во время совещания в Ижевске, помнится, подчеркнул, что проектный подход – принципиально новый инструмент государственной поддержки. «Это та ее форма, которая позволяет концентрировать значительные ресурсы на нескольких ключевых направлениях». Залог результативности проектной технологии, заложенной в приоритетных национальных проектах, – в консолидации административных усилий и полномочий всех уровней власти. А мы бы добавили к сказанному Президентом РФ: и сопряжение замыслов руководства с энергией, инициативой масс, которые серьезно восприняли конструктивные предложения государства. Это, действительно, масштабное созидательное начинание, которое по мере реализации призвано восстановить доверие общества к власти и бизнесу.

О конструктивности намерений Администрации Президента РФ свидетельствуют не только абсолютные величины (прямые расходы федерального бюджета составили более 170 млрд рублей в 2007г.), и выбор приоритетных направлений развития аграрного сектора экономики, здравоохранения, образования и жилья. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Авторский коллектив, создававший национальные проекты, учел ошибки прежнего курса внутренней политики.

Контрольные цифры и ключевые элементы образовательного нацпроета известны. Планируется отобрать и простимулировать серьезными вливаниями три тысячи инновационных школ, имеющих свои собственные годовые программы развития. 10 тысяч лучших учителей получили поощрения в размере 100 тысяч рублей, а классные руководители с учетом наполняемости классов – ежемесячные доплаты. Не менее пяти тысяч образовательных учреждений получили комплекты современных наглядных пособий и учебного оборудования. 5350 талантливых молодых людей России получают гранты Президента РФ. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, создадут современные учебные центры, где они, как говорится, без отрыва от службы смогут получить массовые гражданские профессии.

При всей новизне и социальной ориентированности образовательного нацпроекта, следует заметить, что его правовое обеспечение далеко не безупречно. Судя по реакции моих московских коллег и по «педагогической почте», которая поступает в редакции СМИ от родителей школьников, учителей, директорского корпуса. Авторов волнует несовершенная нормативная база, несостоятельность санитарных правил и норм, отставшие от жизни нормативы списания и передачи техники, тарификация систем дистанционного образования. Очень серьезно стоит вопрос о программном обеспечении компьютеров, которые планируется разместить в классах. Люди озабочены тем, как работать с учениками в интерактивном режиме в новой информационной среде. Где изыскивать средства для обслуживания компьютерного оборудования, Интернет-трафика?

Жизнь настоятельно требует пересмотра системы дистанционного обучения детей-инвалидов. Девушки и юноши с ограниченными физическими возможностями, окончив школы с помощью дистанционного обучения, поступают в вузы. Как быть с установленной в их доме (на период учебы в средней школе) государственной компьютерной аппаратурой? По всем гуманным соображениям ее следовало бы оставить первокурсникам вузов, но управленческие структуры не могут пойти на этот шаг, потому что не позволяет нормативная база. Отлучим мы, следуя букве закона, выпускников-инвалидов от Интернета и лишим ребят единственного контакта с окружающим миром, несказанно усложним их обучение в вузе.

Педагогическому сообществу, управленцам образовательных структур следует сделать все, чтобы лучшие учителя были поддержаны не только конкурсными комиссиями, но и своими коллегами, общественным мнением. Критерии отбора победителей должны быть простыми и справедливыми, тогда вокруг денежной премии не будет нездоровой обстановки, а конкурс станет мощным стимулом инновационных процессов в образовании.

Принимая во внимание резоны коллег, отвечаю им в том смысле, что при всех издержках нашего профильного нацпроекта, пусть сначала дела поправятся хотя бы у наших лидеров. Прецедент создан, механизм запущен и давайте сообща его совершенствовать. Как это делают, например, на протяжении последних двухсот с лишним лет граждане США со своей конституцией… Совершенствовать, а не суетиться, лихорадочно отменяя один проект за другим... И кроме того, идеалом нашего учительства, как представляется, никогда не был образ «плачущего большевика». И грех было бы упустить такой шанс для совершенствования образовательной системы России.

Да национальный проект не устраняет других образовательных программ. Насколько мне известно, Федеральную целевую программу развития образования никто не отменял. Более того, объем этих программ растет. И потом, даже в нацпроекте, помимо поддержки лидеров, есть, так скажем, программы для всех. Например, те же надбавки для классных руководителей или информатизация школ.

Причем, в этом смысле я поддерживаю своих коллег, которые считают, что другой серьезной возможности, кроме развития обучения с помощью компьютерных технологий нет. Недаром государственная программа компьютеризации направлена прежде всего на село. И это не случайно. Поскольку две трети школ России – сельские. Есть разные цифры, но по некоторым данным обучение ребенка на селе стоит в 1,5 раза дороже, чем в городе, а качество хуже. Какие ресурсы следует задействовать, чтобы исправить такую диспропорцию? Рассматриваются два варианта: Интернет и школьный автобус.

В рамках же реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (ФЦПРО) планируется реализация проекта «Создание инфраструктуры, техническая поддержка и сопровождение Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)», направленного на достижение комплекса результатов.

Одновременно с проектом создания ФЦИОР создается Федеральный методический центр, основной целью которого будет эффективное и систематическое использование информационных и коммуникационных технологий в муниципальных системах образования на этапе распространения результатов проектов ПНПО, ФЦПРО и проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), реализуемого Национальным фондом подготовки кадров.

Основной целью указанных проектов будет эффективное и систематическое использование информационных и коммуникационных технологий в муниципальных системах образования, формирование единого образовательного пространства, повышение доступности ко всему спектру научных и учебно-методических материалов, организация эффективной обратной связи между участниками образовательного процесса, методистами, учеными. Реализация указанных проектов поможет решить вопрос создания универсального интернет-портала, который может стать виртуальной площадкой для преподавателей и учеников в самых удаленных уголках России, решить вопрос методических материалов и источников информации.

Еще один нюанс, о котором нельзя не сказать. Конечно, прежде чем запускать проекты, правительство сконцентрировало финансовые, материальные, интеллектуальные ресурсы, а затем, рассчитав свои возможности, обнародовало амбиционные планы. Их реализация, помимо запланированных экономических эффектов, явит обществу новую генерацию кадров – организаторов производства, технологов социального проектирования.

Заявленные Президентом РФ социальные инициативы – продолжение курса на инвестиции в человека и одновременно своеобразный «открытый урок» рыночной экономики. Что я имею в виду? Сегодняшнее социальное проектирование при несомненном единстве гуманной составляющей, отличается от советской версии развития. Современный российский вариант требует от соискателей грантов победы в конкурсе инноваций, а не формального получения дотаций «по умолчанию», как это было прежде. Иждивенчеству нет места в национальных проектах. От исполнителей инновационных разработок государство и общество ждут напряженной интеллектуальной работы, креативности, долговоременного экономического эффекта. И такой деловой стиль отношений между генеральным заказчиком в лице государства и генеральными подрядчиками в лице проектных групп, лабораторий, технопарков утверждается на наших глазах. Сошлюсь опять-таки на примеры из близкой мне образовательной сферы.

Так, Самарский государственный аэрокосмический университет четыре года назад стал одним из шестнадцати вузов, которые получили большой российско-американский грант по программе поддержки фундаментальных исследований высшей школы. Группа из семи-восьми человек трудилась в университете без выходных дней примерно полгода и принесла своему образовательному учреждению многомиллионную финансовую подпитку для развития прикладных исследований в области космонавтики. Уникальность их программы состоит в том, что разработчикам удалось замкнуть новый проект на аэрокосмический промышленный кластер Самары. И благодаря инвестициям здесь создают уникальные информационные спутники мониторинга поверхности Земли.

Горстка инициативных и талантливых молодых людей смогла в результате победы стимулировать не только развитие собственного вуза, но и всего наукоемкого региона. Отрадно, что старание перспективной отрасли высшей школы поддержал и Секретарь Общественной палаты РФ академик Велихов Е.П. Он обратился к Министру образования и науки России Андрею Фурсенко с предложением увеличить объем финансирования победителей и приобрести для Самарского вуза суперкомпьютер, который стоит около 500 миллионов рублей. Это позволит еще одному поколению инженеров не пройти мимо новых технологий, связанных с параллельными вычислениями.

Как видим, технологии нацпроектов участвуют и в селекции специалистов ХХI века. При этом победителям дают понять, что они должны брать на себя функции лидеров: методистов или ресурсных центров. Их знания должны передаваться по всей образовательной сети. Поэтому мне кажется, что способ, когда делаешь ставку на лидера, который ведет систему за собой, верный. Если можешь быть лидером – будь им. Не можешь – следуй за лидером.

Нацпроекты стали своеобразным тестом, проверкой состоятельности текущей законодательной базы. Как сообщил на видеоконференции с участием Президента РФ председатель комитета Госдумы России М.Л. Шаккум: «Просчеты были при принятии 27 законопроектов…и сейчас мы правим 214 законов». Это о жилищном строительстве сказано, но, поверьте, образовательная «архитектура» нуждаются не в меньшей коррекции, чем строительный комплекс…

Чтобы не допустить утраты российскимобразованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда.

Николай Денисов.