Определение геополитики

Сейчас уже никто не оспаривает важность геополитической пробле­матики. Более того, термин «геополити­ка» используется для характеристики со­вершенно различных феноменов. На­пряжение между Индией и Пакистаном или израильско-палестинское противо­стояние с очевидностью являются гео­политическими вопросами. Но также к геополитике относятся и внутренние проблемы одного государства, разрушитель­ный терроризм в Алжире, Северной Ир­ландии, Испании, а также на Корсике − островном французском департаменте. Между тем открытое насилие не являет­ся необходимым признаком всех геопо­литических коллизий. Квалифициро­вать как геополитические стали даже определенные отношения между госу­дарством и регионами, между мегапо­лисами и их пригородами и даже, внут­ри общей эволюции, с некоторыми кварталами, после усиления социаль­ной и пространственной сегрегации.

Итак, смысл термина «геополити­ка» постепенно стал расширительно толковаться, применительно к сопер­ничающим политическим силам (включая территорию, отношения и соперничество между государст­венным аппаратом, оппозиционны­ми политическими силами, экономи­ческими и социальными группами) с различными интересами. Эти отношения и соперничество осуществля­ются на совершенно различных по масштабу территориях, очень широ­ких в случае межгосударственных столкновений или очень малых, если речь идет о квартале одного города, напряжение между этническими группами которого может привести к возмущению.

Таким образом, концепция гео­политики, разрабатываемая в систе­ме аспирантского образования уни­верситета Париж-8, отвечает следу­ющей дефиниции: изучение различ­ных типов соперничества сил на территориях. Они порождают, посредством распространения своих противоречивых представлений, по­литические гражданские дебаты при условии определенной свободы выражения. Новым является не со­перничество различных сил на тер­риториях − это существовало всегда, но факт того, что оно становится объ­ектом дискуссий граждан благодаря большей свободе слова. Вот почему прогресс демократии (accroissent le chamn) увеличивает поле геополити­ческих феноменов.

О представлениях

Я употребила термин «представ­ление», который можно опре­делить как конструирование более или менее логичных и когерентных идей. Использование этого термина может удивить, так как бытует мне­ние, что геополитические проблемы для обеспечения научности должны подтверждаться материальными данными более объективными, чем представления,− способ, каким ак­торы1 представляют себе ситуацию. представляют себе ситуацию.

Но философы нам показали, что имеющееся знание о материальном факте, полагаемом объективным, суть также представление. Это оз­начает, что оно не неточно, но час­тично и может быть по разному интерпретировано различными на­блюдателями и, более того, даже научный прогресс рискует давать еще более точное знание (представление).

Кроме того, политические и со­циальные феномены гораздо более сложны и трудны для анализа, чем феномены, описываемые точными науками. С конца XIX века и до недавнего прошлого модель теорети­ческого осмысления социальных ре­алий была такова, что их разнооб­разие было детерминировано опре­деленным числом всеобщих причин, демонстрация очевидности которых позволяла структурировать види­мый беспорядок.

Это было время структурализма и марксизма, когда анализ экономических структур и отношений производства был при­оритетным. На самом деле речь шла также о представлениях. Понадо­бился крах коммунистической идео­логии, чтобы прийти к более праг­матичному анализу ситуаций и при­нять их огромное разнообразие, а также к признанию того, что они являются объектами противополож­ных представлений.

Методы анализа геополитических представлений

Для понимания геополитической ситуации необходим, таким обра­зом, анализ представлений каждой из сил. Они суть функция выгоды, которую представляет спор­ная территория для каждой из них. Эта выгода может быть огромной в силу экономической ценности территории. Можно по-разному представлять сер­бо-албанский конфликт в Косове или сербо-хорватский в Боснии. Но каж­дый видит здесь потерю территории или волю ей завладеть, каждый может придать этой территории огромную символическую ценность, включая и тех, кого это непосредственно не ка­сается. Именно здесь находится функ­ция геополитического представления: взволновать группу для ее мобилиза­ции. Для этого в конструирование представления включается:

• временное измерение, в тече­ние которого территория обретает свои права и ценности. Каждая из на­стоящих партий выбирает определен­ный исторический эпизод, замалчи­вая другие: победа для одних есть по­ражение для других;

• пространственное измерение, поскольку именно в нем территория приобретает свой стратегический ха­рактер: высокий рельеф или контро­лируемую реку, территориальную це­лостность, нуждающуюся в сохране­нии или завоевании, союзные регио­ны или страны, на которых можно опереться, и проч.

Роль акторов

Структуралистская и марксистская идеология способствовали в свое время дискредитации роли акторов в истории и их более или менее непосредственной ответственности. Не стоит в качестве акторов рассматривать только выс­ших политических деятелей, однако они могут оказывать определяющее влияние на эволюцию геополитичес­ких ситуаций.

Известно, что вмешательство подобных лиц может ослож­нить или, наоборот, успокоить эти ситу­ации. Можно ли отрицать роль Манделы в Южной Африке, предложившего благодаря своим политическим навы­кам, своему великодушию и государст­венному мышлению выход из апарте­ида без большого потрясения. Он сформировал позитивное представле­ние о Южной Африке − нация-радуга, разноцветная (la nation arc en ciel − c'est a' dire multicolore) и дисквалифи­цировал представление негативное, основанное на противопоставлении Черного государства Белым. Боль­шинство южноафриканцев стало оце­нивать себя благодаря распростране­нию этого представления в мире и бо­лее или менее согласовывать свои по­ступки с этим представлением, которое им дал Мандела о них самих.

Но что происходит сейчас? В противо­положность вспомним роль Милоше­вича в Боснии и Косове. В соответст­вии со своими политическими предпо­чтениями он еще более осложнил и без того напряженную ситуацию, обострил враждебность и злобу, сформировав и использовав представле­ние о Косове как о колыбели Сербии. Под этим предлогом Косово должно было оставаться в руках Сербов − неважно, какой ценой, включая войну и насильственную депортацию албан­цев. Как можно отрицать роль Горбачева в перестройке или роль Ельцина в разрушении СССР?

Однако круг акторов, воздейству­ющих на развитие геополитических ситуаций, не ограничивается только большими политиками. Так, политики меньшего масштаба могут использо­вать ситуацию напряженности или кратковременной слабости власти для утверждения себя в качестве лидера или осуществлять стратегию завоева­ния власти; экономические акторы, решающие, которого из политиков им поддерживать для обеспечения удов­летворения интересов их предприя­тий, для противодействия притоку зарубежной рабочей силы, для сохране­ния зарплаты или чтобы отомстить за себя, делая из кого-то козла отпуще­ния, обвиняя его, например, в умень­шении безопасности. Наконец, в на­ших очень демократичных обществах все вышедшие из мира ассоциаций акторы мобилизуются для защиты сво­их позиций: выступления против про­кладки автодорожных трасс, железнодорожных путей, строительства атом­ных станций или заводов по обогащению ядерного топлива и прочее...

Представление о центре и периферии

В России, так же как и во Франции, политическая столица, бесспор­но, рассматривается как центр, центр политической власти и власти эконо­мической. Однако представители Санкт-Петербурга, близкие к В.В. Пу­тину, представляют себе идею центра, отличную от идеи центра москвичей. А что в этом смысле существует в Ита­лии между Миланом и Римом, в Герма­нии, где Бер­лин вновь стал политической столи­цей?

Действительно, центр и перифе­рия суть упрощенное представление более сложных отношений или сопер­ничества политических сил. Обычно представление центра включает в се­бя идею власти, господства над терри­ториями, включая свою периферию, и идею богатства, более богатого су­ществования, чем в оставшейся час­ти, даже если это богатство обеспечи­вается благодаря отчислению доходов с периферии.

Периферия, наоборот, это то, что удалено от центра, подчиняется ему в политическом и экономическом пла­не, а также является более бедной, в представлении многих − из-за от­числения доходов центру.

Подобное представление стало очень распространенным, к примеру, во Франции после выхода в 1947 од­ной работы, известной по крайней мере благодаря своему названию − «Париж и французская пустыня». Так­же мы себе представляем, что французский регион своей привлекатель­ностью использует демографические силы провинции, что он концентриру­ет экономические богатства − дохо­ды в нем наиболее высоки по срав­нению с другими французскими реги­онами, что он пользуется выгодами от близости к политической власти, что выражается в культурных дости­жениях, более квалифицированной работе, наибольшей известности и проч.

Это представление не лишено ос­нований, но оно является частным и пристрастным. Например, основная часть продукта, производимого в Иль-де-Франс, распространяется в других французских регионах, и за 20 лет центр региона − Париж и его ближай­шие пригороды − превратился в зону эмиграции, в частности в региональ­ные метрополии, где жизнь стала бо­лее привлекательной.

Кроме того, именно в этом наибо­лее богатом центре наиболее быстро растет число людей, находящихся за чертой бедности. Другими словами, в слывущем богатым центре также су­ществуют зоны огромной нищеты.

Существует ли идеальная модель государственного управления?

Не существует единой хорошей мо­дели управления, подходящей для любых ситуаций, поскольку каж­дый конкретный случай специфичен (car chaque cas est specifique). Опреде­ленный тип отношений между центром и периферическими регионами может прекрасно соответствовать некото­рым государствам, но в других − про­воцировать напряжение.

Нужно вновь подчеркнуть очевид­ность смысловой нагрузки простран­ства, которое имеет не только физиче­ские территориальные характеристи­ки, но и едва уловимые следы своей долгой истории. Одновременно вос­приятие этого пространства различ­ными акторами или группами людей, принадлежащих к ней благодаря свое­му происхождению, варьируется в за­висимости оттого, что это пространст­во для них значит.

Вот почему изучение отношений между центром и периферией предпо­лагает учет многих факторов − величи­ны государства, демографических осо­бенностей, степени конфликтов исто­рического становления, уровня куль­турной, языковой, религиозной и прочей однородности, природы политической системы (демократическая либо нет).

Федерализм или федерализмы?

Истоки термина «федерализм»: от латинского «феодус», «феодерис» − союз. Эта политическая система имеет своих сторонников и противников. Для первых она представляет со­бой преимущества более гибкого, бо­лее демократичного, более приспособленного к региональным особен­ностям, чем унитарное централизо­ванное государство, бытия.

Вторые, наоборот, видят здесь риск взрыва государства в более или менее отдаленной перспективе, вследствие стремления некоторых субъектов фе­дерации лояльностью освободится от власти федерального государства.

Это может произойти, если регио­нальный партикуляризм основан на бо­лее сильных национальных чувствах, чем федеральное государство: напри­мер, Квебек в Канаде, Фландрия в Бель­гии, Страна Басков в Испании, Прибал­тийские республики в бывшем СССР

Не существует единственной мо­дели федерализма, но есть его раз­личные модели. Особенности этих моделей зависят от государства, в ко­тором они применяются, и от полити­ческого контекста, в рамках которого они устанавливались.

Федерализм может существовать:

• с момента основания государ­ства, являясь конструктивным (пример США);

• как продолжение слабокон­фликтной долгой истории − пример Швейцарии;

• будучи установленным в исклю­чительных политических условиях − пример ФРГ, где после Второй миро­вой войны союзниками было навяза­но федеральное устроение с целью устранения опасности воссоздания новой немецкой империи с централи­зованной политической системой;

• будучи установленным посред­ством успешных шагов как ответ на сепаратистские требования − приме­ры Бельгии и Испании.

Нужно ли видеть в установлении федерализма окончание напряженно­сти между центром и периферией или между регионами? Действительно, ни в чем нельзя быть абсолютно уверенным, если речь идет о государствах, где регионы отме­чены культурными различиями (язык, религия, образ жизни), и тем более, ес­ли их присоединение к государству было болезненным (военное завоева­ние, длительное ожесточенное сопро­тивление).

На деле успех или провал федераль­ных систем связан с интенсивностью национального чувства в федеральных мас­штабах. Если оно сильно, как в США или Швейцарии, субъекты федерации или кантоны могут пользоваться боль­шой автономией власти без риска ослаб­ления федерального государства.

Наобо­рот, в Канаде федерализм не отменяет стремления к независимости почти поло­вины квебекцев. Так же как в Испании, ставшей федеральным государством, очень большая автономия страны басков недостаточна для уничтожения террориз­ма движения за независимость.

Установление федерализма долж­но сопровождаться осознанием силы национального единства в масшта­бах федерального государства.

Наконец, федерализм не снимает внутренней напряженности между субъ­ектами федерации. Здесь могут разво­рачиваться сильные внутренние бата­лии за завоевание власти. Автономисты могут иногда оказаться выбитыми более радикальными, чем их собственное, движениями, проповедующими незави­симость, суверенитет и отбрасывающи­ми автономию как недостаточную.

Подготовил к печати Владимир Давыдов.



1 Акторы (от − актеры), то есть субъекты международной деятельности.