• Владимир Путин: служба безопасности должна делать свою работу, а главы государств – свою
  • Уран и Иран: речи и встречи
  • Надо ли Каспий сплошь перекрывать госграницами?
  • Что впереди?

Недавний визит главы России Владимира Путина в Иран и саммит прикаспийских государств в столице этой страны – слишком значимые события в международной жизни, чтобы быстро отойти на второй план, как это часто бывает в нашей динамичной действительности. Сегодня исторические судьбы России и Ирана – в прошлом подчас непростые, но в любом случае очень древние, проверенные временем, – вновь тесно переплелись. Но уже на новом этапе развития.

Визит президента РФ в Иран стал импульсом для развития ирано-российских отношений. Такова суть оценок официальных лиц Тегерана по поводу переговоров и встреч Владимира Путина в иранской столице. К этим оценкам мы еще обратимся более подробно. А пока же напомним читателям, что это первый визит президента России Путина в Иран. И - второй руководителя нашей страны в целом.

В 1943 году в Тегеран (на американском военно-транспортном самолете, через Баку) прилетел глава СССР Иосиф Сталин. посетивший Иран в переломный момент его истории. Конференция руководителей трех союзных во Второй мировой войне держав: советского - И. Сталина, американского - Ф. Рузвельта и британского - У. Черчилля состоялась в Тегеране 28 ноября – 1 декабря 1943 года. Масштабность и беспрецедентная значимость обсуждавшихся проблем – стратегии победы над гитлеровской Германией, ответственность за судьбы мира побудили трех лидеров искать общие, взаимоприемлимые решения – вопреки некоторым разногласиям.

Встречи и речи союзных лидеров в столице Ирана действительно стали судьбоносными для мира. Тогда, в ноябре-декабре сорок третьего, в иранской столице были очерчены векторы новой внешней политики СССР, контуры послевоенной Европы и послевоенное мировое устройство. Именно в тот период руководители трех великих держав, выступивших единым фронтом антигитлеровской коалиции, обсудили общую идею создания Организации Объединенных Наций.

Сложную миссию пришлось выполнять в Тегеране и Владимиру Путину во время недавнего визита в Иран. Почти детективная интрига, однако, в том, что президент не отказался от поездки, несмотря на появившиеся накануне сообщения, что в иранской столице на него готовится покушение сразу несколькими группами смертников. По словам президента, служба безопасности должна делать свою работу, а главы государств – свою.

В Тегеране прошли прямые переговоры руководителей России и Ирана, а также встреча Путин с духовным лидером исламской революции в Иране аятоллой С. Хаменеи. В военно-политическом плане особую значимость визиту Путина придали его переговоры с президентом Ирана Ахмадинежадом. Они стали предметом особого интереса во всем мире, ибо речь шла об очень болезненной для Запада, особенно для Америке, теме – иранской ядерной программе. Ведь Совбез уже дважды накладывал санкции на Тегеран под предлогом нежелания последнего выполнить требование о прекращении обогащения урана. К уже дважды налагавшимся на Иран совбезовским санкциям Вашингтон и Париж готовят новые. Пиком же в антииранском курсе Западе стала явно преднамеренно запущенная информация о возможности военной операции против Ирана.

Но иранская сторона подчеркивает мирную нацеленность своих ядерных программ. Этим и объясняет свое намерение овладеть полным циклом ядерной энергетики. И соответственно — начало обогащение урана. Что же касается Москвы в этом деликатном вопросе, то у нас нет объективных данных о стремлении Ирана к производству ядерного оружия.

Одна из основных целей тегеранского визита Владимира Путина заключалась в участии во втором каспийском саммите. На нем лидеры прикаспийских государств - России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана – продвинулись в определении правового статуса Каспийского моря. Ведь сегодня оно быстро превращается и в один из мировых центров добычи и экспорта углеводородов, здесь находятся уникальные биологические богатства.

Поэтому, по мнению российского президента, необходим разумный баланс между развитием производства нефти и газа и укреплением экологической безопасности. Дело же осложняется тем, что на Каспии надо решать неотложные проблемы в сотрудничестве по сохранению биоресурсов моря, развитию транспортной инфраструктуры. Все это влечет определенную напряженность в регионе, к которому проявляют повышенный интерес многие страны. «всех проектов на Каспии, особенно в сфере освоения и транспортировки энергоресурсов.

Где же выход? По мнению Владимира Путина, Каспийское пространство не должно быть сплошь перекрыто государственными границами, секторами и исключительными зонами. Чем меньшую часть акватории они будут занимать и, чем большая часть водной толщи и поверхности останется в общем пользовании прикаспийских государств, тем лучше. Приоритетной же областью сотрудничества должно стать обеспечение безопасности и стабильности в регионе, причем в самом широком смысле. Это и безопасность мореплавания, и защита объектов добычи углеводородного сырья, а также совместная борьба с международным терроризмом и экстремизмом. В этом плане заслуживает внимание предложение Москвы о создании «Касфора» – совместной оперативной военно-морской группы

На каспийском саммите Москва особо подчеркнул важность непредоставления своей собственной территории для других стран в случае агрессии либо военных действий в отношении одного из прикаспийских государств. Аналитики считают это успехом и России, и Ирана. Ведь несомненно, что Каспий в силу геополитических и элементарных географических факторов – это зона жизненных интересов обоих стран. Поэтому можно предположить, что в будущем они будут действовать согласованно, чтобы воспрепятствовать появлению в регионе третьих сил. После Тегерана-007 ясно и другое: другим прикаспийским государствам, очевидно, придется вносить коррективы в свою политику с учетом роли и интересов Москвы и Тегерана в регионе.

Итак, нынешние отношения двух стран находятся на достаточно хорошем уровне. Более того, Тегеран рассматривает Россию как своего стратегического союзника. Сам М. Ахмадинежад назвал итоги визита Путина «рубежными». По ту сторону Каспия его считают важным со всех точек зрения и рассчитывают, что он послужит импульсом для дальнейшего развития отношений двух стран и наших народов. В ходе встреч и переговоров с российским лидером Тегеран подтвердил необходимость прогресса в выстраивании последовательных и нацеленных на будущее системных отношений с Россией. «В своей внешней политике нынешнее правительство Махмуда Ахмадинежада очень серьезно относится к российскому направлению и развитию отношений с Россией»,- заявил официальный представитель комиссии меджлиса (парламента) по внешней политике и безопасности Ирана Казем Джалали. (Он же возглавляет и парламентскую группу иранско-российской дружбы).

Очень важна позиция Ирана относительно роли России в современном мире. Здесь считают, что Россия должна быть сильной страной и играть существенную роль в международных делах. РФ и Иран также могут более тесно сотрудничать в рамках международных и региональных организаций, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), где РФ, Китай и Иран могут играть более действенную роль.

При этом в Тегеране рассчитывают, что Москва приложит усилия для принятия Ирана в ШОС в качестве полноправного участника. Ведь в свое время именно наш южный прикаспийский сосед способствовал тому, чтобы Россия обрел статус наблюдателя в Организации Исламская конференция – с учетом того, что у нас проживает примерно 18 миллионов мусульман. Но несмотря на готовность двух стран к расширению двусторонних отношений, в Иране говорят и об определенных проблемах в этой сфере. В частности, это отсрочка в строительстве Бушерской АЭС, которой сооружается при участии российских специалистов. Ибо, как подчеркивает иранская сторона, Бушерская АЭС является символом сотрудничества двух стран.

Итак, встречи и речи в Тегеране стали уже достоянием прошлого. А что впереди? В интересах позитивного совместного результата Россия намерена продолжить прямые контакты с иранской стороной. Ибо прямой диалог - это более короткая дорога к успеху, чем политика угроз, каких-то санкций, а тем более силового давления. В то же время в интересах этой же общей цели Москва сотрудничала и с продолжает сотрудничество со своими партнерами Соединенными Штатами и европейскими государствами.

Но тут необходимо терпение. Ибо запугивание, по мнению Владимира Путина (в данном случае – иранское руководство и народ этой страны - дело бесперспективное. Для решения иранского вопроса мирными средствами необходимо использовать опыт урегулирования северокорейской ядерной проблемы, считает глава российского государства. В то же время Иран должен обеспечить открытость и транспарентность (прозрачность для наблюдения) своих ядерных программ. Это общая позиция и Москвы, и ее западных партнеров.

Что касается саммита прикаспийских государств, то Россия заинтересована в урегулировании всех проблем, с которыми сталкиваются страны-соседи. В этом случае можно будет сделать использование ресурсов Каспия стабильным, прогнозируемым, цивилизованным и рассчитанным на длительную перспективу. Тем более что речь идет о взаимодействии государств, имеющих общую водную, а частично – и сухопутную границу.

Как видим, Тегеран – сердце древней цивилизации – и сегодня играет важную роль в сложном переговорном процессе на пути к будущему мироустройству. Последние встречи и речи в иранской столице – через преодоление противоречий — это подтверждают. Итоги этих встреч обращены в будущее не только Каспия, где сходятся границы пяти государств, но и всего обширного Средне-восточного и Центрально-азиатского региона.