Виктор Опекунов,

депутат Государственной Думы РФ, председатель подкомитета по атомной энергетике

Российская Федерация является участником всех международных соглашений, договоров и конвенций в рамках Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), направленных на интересы глобальной безопасности, на недопущение ядерного терроризма. Речь в первую очередь идет о базовом Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

14 сентября текущего года Госдума РФ ратифицировала Дополнительный протокол к этому договору между Россией и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ)1. Россия, правопреемница СССР, добровольно подписала этот новый международный правовой акт, который касается в основном предоставления в МАГАТЭ информации о сотрудничестве РФ с другими странами, не являющимися ядерными государствами. Причем в первой статье Дополнительного протокола отмечено, что он не будет применяться в случае, если его применение может принести ущерб национальной безопасности. Россия, правопреемница СССР, добровольно подписала этот новый международный правовой акт, который касается в основном предоставления в МАГАТЭ информации о сотрудничестве РФ с другими странами, не являющимися ядерными государствами. Причем в первой статье Дополнительного протокола отмечено, что он не будет применяться в случае, если его применение может принести ущерб национальной безопасности.

Ратификация документа дает России ряд серьезных преимуществ. В частности, подтверждает лидирующую роль нашей страны в укреплении режима нераспространения ядерного оружия и позволяет увеличить объем информации по неядерным странам, упрощает подготовку и заключение соглашений РФ с другими странами о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии. Дополнительный протокол предусматривает, что Россия будет ежеквартально предоставлять в МАГАТЭ информацию по экспорту в неядерные государства материалов, оборудования и услуг атомной отрасли. Текст документа тщательно выверен и согласован со всеми ведомствами, отвечающими за безопасность страны.

Мы считаем, что это серьезный шаг в направлении транспарентности (открытости) во взаимодействии со странами неядерного клуба. Актуальность упомянутой проблемы заключается в том, что многие страны, прежде далекие от ядерной энергетики, сегодня проявляют интерес к таким технологиям, ведут строительство АЭС. Поэтому контроль в такого рода контактах для стран, обладающих технологиями полного ядерного цикла, включая обогащение урана, остается ключевой темой в контексте обеспечения безопасности. Не секрет, что существует ряд стран, находящихся под пристальным вниманием мировой общественности в связи угрозой ядерного терроризма.

Таким образом, Россия прямо и косвенно способствует устранению угроз потенциального применения террористических актов с использованием ядерных компонентов. И в этой связи следует сослаться на инициативу президента России В.В.Путина, который, выступая на Саммите тысячелетия в 2000 году, высказался за переход к инерционной ядерной энергетике. Лидер России ратовал за создание и применение ядерных реакторов, минующих цикл обогащения урана, с так называемым замкнутым ядерным циклом. За получение электроэнергии без обогащенных ядерных материалов, не представляющих угрозы для человечества. Эта перспективная технология обретает реальные черты в исследованиях российских специалистов. Россия сегодня единственное государство, которое эксплуатирует реактор на быстрых нейтронах БН-600, ведет строительство реактора БН-800. В нем реализуется технология замкнутого топливного цикла, с применением урана-238.

Другая международная инициатива России была обнародована в Санкт-Петербурге, на саммите G8. Тогда речь шла о создании международных центров по оказанию услуг в области поставок ядерного топлива. Реализуя это предложение, страны, обладающие технологиями полного цикла, избавят своих партнеров, только осваивающих ядерную энергетику, от неоправданных рисков и потенциальных ядерных угроз. Иными словами, РФ и другие страны ядерного клуба, берут на себя обязательства по выработке и поставке топлива для АЭС в страны с зачатками ядерной энергетики. А затем возвращают отработанное топливо для дальнейшей регенерации, переработки и хранения его отходов на своей территории.

Сегодня эту инициативу поддержали в Казахстане, где создается юридическая госструктура, первый совместный Международный центр по обогащению урана (МЦОУ), который будет привлекать потенциальных потребителей такого рода технологий и услуг.

На саммите G8 прозвучало и предложение президента США о глобальном ядерном партнерстве, создании ядерных установок 4-го поколения. Россия поддержала эту идею. Для ее реализации привлекается отечественный опыт и технологические ресурсы, которые исключают неконтролируемое использование ядерных материалов.

В РФ с августа 2007г. действует закон о реформировании атомной энергетики2, который создает необходимые законодательные основы для реструктуризации отрасли, для «поляризации» гражданских и военных задач. Не ущемляя обеспечения обороноспособности и при этом стимулируя рыночные отношения в атомно-энергетическом секторе.

Новый закон предусматривает «введение в ограниченный гражданский оборот ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов». Это означает, что впервые в российской истории государство расстается со своим монопольным правом на владение ядерными материалами и ядерными установками. Закон допускает для «отдельных юридических лиц», в том числе иностранных, право на такого рода собственность в Российской Федерации. В законе оговорено, что перечень таких юрлиц утверждается главой государства.

Закон явится правовой основой для создания на базе активов гражданской части атомной отрасли мегахолдинга «Атомэнергопром». По замыслу, это будет корпорация полного цикла со всеми технологическими переделами ядерного энергетического комплекса, включая добычу урана и фабрикацию топлива, производство электроэнергии, строительство АЭС в России и за рубежом, атомное машиностроение, проектные и научные организации.100 процентов акций этой структуры будут закреплены в госсобственности.

Новый законодательный акт регламентирует тщательные меры безопасности в сфере обращения ядерных материалов, объектов и технологий. Распространяя все меры предосторожности, в том числе при организации подготовки кадров и их физической защиты, учета движения ядерных материалов и технологий, лицензирования юридических лиц, занятых в отрасли.

В настоящее время продолжается проработка законодательства, определенного Посланием президента России Федеральному Собранию РФ о создании Атомпрома. Профильный Комитет Госдумы со своей стороны делает все возможное, чтобы этот закон соответствовал всем нормам международной безопасности в ядерно-энергетической сфере.



1 В настоящее время Дополнительный протокол подписали 112 государств, ратифицировали - 78. Из ядерных держав этот протокол подписали и ратифицировали Китай, Франция, Великобритания. В США Дополнительный протокол находится в стадии подготовки его вступления в силу.

2 Полное название закона: «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».