Валерий Верчагин, заместитель руководителя Антитеррористического центра СНГ, генерал-полковник

Приходится констатировать, что терроризм и иные, общественно опасные по своим формам проявления экстремизма, формирующиеся на различной идейно-политической платформе, стали повседневной реальностью для всего мирового сообщества. Сегодня нет такого государства, руководство и население которого могли бы считать себя застрахованными от вылазок террористов. Это постоянно ощущают в своей работе сотрудники Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств.

Начало в марте 2003 года военных действий в Ираке стало дополнительным фактором обострения обстановки на центрально-азиатском пространстве. Действительно, в большинстве государств мусульманского мира действия США и их партнеров в Ираке, не получившие санкций ООН, воспринимаются не как превентивный антитеррористический удар, а как проявление американской экспансионистской внешней политики. Такие взгляды разделяют широкие слои населения и в странах Центрально-Азиатского региона, где фиксируются антиамериканские и в целом антизападные настроения. На этом активно спекулируют руководители таких, например, экстремистских сообществ как Исламское движение Туркестана и «Хизб-ут Тахрир».

Помимо собственно террористических проявлений серьезную угрозу для стабильности и эволюционного демократического развития отдельных государств и международного сообщества в целом представляет и инспирация масштабных антиконституционных процессов, формируемых на основе национализма, сепаратизма, религиозного, социального и политического экстремизма. По свидетельству компетентных органов государств-участников СНГ, зачастую такая антиконституционная деятельность поддерживается и финансируется из-за рубежа, а исполнителями чужой воли и одновременно первыми жертвами становятся вовлекаемая в экстремистские процессы молодежь и социально незащищенные слои населения. А насколько масштабными и опасными по своим социально-политическим последствиям могут быть антиконституционные насильственные проявления, показали майские 2005 года события в Андижане, где, по официальным данным, в результате массовых беспорядков погибло 176 и ранено 295 человек.

В связи с тем, что проблема терроризма приобрела поистине глобальный характер, государства ищут пути сотрудничества в области борьбы с этим опасным явлением. Однако формирование «всеобъемлющего подхода» к организации борьбы с терроризмом — процесс крайне сложный, он должен учитывать огромное количество часто противоречащих друг другу факторов. В частности, нужно иметь в виду, что различные государства ориентируются в этой сфере на свои собственные политические интересы. Действительно, если формально для организации мощного международного единого фронта борьбы с терроризмом никаких препятствий не существует, на практике дело обстоит иначе. Проблема заключается в том, что последствия любого акта международного терроризма, который всегда имеет политическую мотивацию и политические цели, оцениваются каждым государством через призму собственных национальных интересов, которые у различных государств не только не совпадают, но и могут диаметрально противостоять друг другу. Поэтому конкретные террористические атаки могут одновременно наносить огромный ущерб безопасности одних стран, никак не затрагивать интересы других и объективно играть на интересы третьих.

Насколько сложен процесс сближения позиций государств в деле борьбы с терроризмом, хорошо известно руководству и сотрудникам Антитеррористического центра СНГ. При выработке программных документов борьбы с терроризмом для государств Содружествам приходится учитывать существующие между ними политические разногласия. Так, например, расходятся оценки террористических угроз между Арменией и Азербайджаном, Россией и Грузией, нередко обвиняющими друг друга в пособничестве терроризму. И все же взаимодействие в данной области в СНГ существует.

На наш взгляд, эффективность сотрудничества государств на международной арене в области борьбы с терроризмом должна повышаться, в первую очередь, за счет повышения авторитета и роли Организации Объединенных Наций и ее Совета безопасности.

Если обратиться к вопросу о противодействии террористическим угрозам в СНГ, то следует констатировать, что Содружество Независимых Государств в настоящее время представляет собой сформировавшийся в новых геополитических условиях регион, общность государств которого базируется на исторических корнях, экономическом сотрудничестве и духовной близости народов. Государства, входящие в него, наряду с национальными задачами и целями развития, имеют общие интересы и проблемы в сфере укрепления суверенитета, обеспечения региональной стабильности и безопасности. Особую актуальность они приобрели в сфере борьбы с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, в особенности, с использованием религиозного фактора, а также в связи с влиянием на эти процессы наркобизнеса, торговли оружием, незаконной миграции и т.д. Далеко не последнюю роль в решении перечисленных проблем играет Антитеррористический центр СНГ.

В соответствии с Положением об АТЦ СНГ в числе возложенных на него функций значится участие в подготовке модельных законодательных актов, нормативных документов, международных договоров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, а также участие в разработке межгосударственных программ государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Включение в компетенцию Центра указанных задач является ярким свидетельством осознания государствами-участниками СНГ актуальности совершенствования антитеррористического законодательства в решении проблем борьбы с терроризмом. И следует отметить, что с первых дней своей деятельности Центр активно участвует в этой работе.

Правовую основу деятельности Центра составляют основополагающие документы СНГ, решения советов глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, руководителей органов безопасности и спецслужб и Положение об АТЦ СНГ. В своей деятельности Центр учитывает решения СМВД, СМО, СКПВ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, а также международные обязательства и национальные законодательные акты государств Содружества.

Сотрудники АТЦ СНГ принимали непосредственное участие в разработке Положения о Центре и порядке финансирования его деятельности. В АТЦ СНГ было разработано Положение о порядке материально-бытового обеспечения сотрудников Центра, его структура и штат.

Сотрудники Центра участвовали в разработке Положения о полномочных представителях государств-участников СНГ при АТЦ СНГ, а также Положения о порядке комплектования штата Центра и исполнения служебных обязанностей его сотрудниками. В соответствии с Положением об АТЦ СНГ Руководителем Центра утверждены задачи и функции его подразделений и должностных лиц.

Кроме этого, Советом органов безопасности и специальных служб была одобрена Концепция деятельности Центра, а также утверждены Положение о Научно–консультативном совете при АТЦ СНГ и Программа информационной и аналитической деятельности Центра на период до 2007 года, внесенные Центром.

В целях обеспечения благоприятных условий деятельности Центра и его Регионального отделения по Центрально–Азиатскому региону в государствах их пребывания заключены соответствующие соглашения (с Российской Федерацией и Кыргызской Республикой).

И все-таки, не умаляя значения этой работы, следует подчеркнуть, что ключевым направлением деятельности Центра в сфере правового обеспечения борьбы с международным терроризмом является совершенствование антитеррористического законодательства государств-участников СНГ.

За пять лет существования Центра, под его руководством и при координирующей роли, на территории государств Содружества проведены пять совместных антитеррористических учений, в ходе которых накоплен богатый опыт их планирования, подготовки и проведения. Изначально основными целями проведения данных мероприятий являлось повышение готовности органов безопасности, специальных служб и других силовых структур государств-участников СНГ к борьбе с международным терроризмом, а также совершенствование взаимодействия участников совместных антитеррористических мероприятий.

С самого начала в основу разработки учений был положен принцип максимального приближения сценариев к реальным условиям, с учетом оперативной обстановки, складывающейся в государствах Содружества и тактики действий террористов.

Первое совместное командно-штабное учение (СКШУ) «Юг-Антитеррор-2001» было проведено АТЦ СНГ совместно с СНБ Кыргызстана в г. Ош (Кыргызская Республика) в период с 24 по 26 апреля 2001 г. В ходе учения был отработан механизм взаимодействия между органами безопасности, специальными службами стран Содружества и другими силовыми структурами при решении боевых задач. Результаты учения показали готовность органов безопасности и специальных служб государств Содружества решать совместные задачи по борьбе с терроризмом, однако отсутствие необходимой нормативно-правовой базы взаимодействия несколько затрудняло их выполнение.

На основании опыта СКШУ «Юг-Антитеррор-2001» в основу совместного антитеррористического учения в 2002 году была положена отработка вопросов комплексного применения сил и средств силовых ведомств государств Содружества при решении задач противодействия терроризму на примере Центрально-Азиатского региона.

Для реализации этих целей в период с 15 по 20 апреля 2002 г. на территориях Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан было проведено совместное комплексное оперативно-тактическое учение «Юг-Антитеррор-2002» по теме «Подготовка и проведение совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ в условиях обострения военно-политической обстановки». Учение «Юг-Антитеррор-2002» явилось очередным шагом в сплочении усилий стран Содружества в деле активного противоборства с опасностью, исходящей от международного терроризма и иных проявлений экстремизма. В ходе учения продолжалась выработка единого подхода к оценкам обстановки и выработки эффективной системы мер, нацеленных на ликвидацию носителей и источников террористических угроз.

Одним из итогов учения «Юг-Антитеррор-2002» стало осознание его участниками необходимости создания единого органа по координации осуществления совместных антитеррористических мероприятий. Впоследствии это было реализовано в Положении о порядке организации и проведении совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств, которое было разработано именно с учетом опыта, полученного в 2001 и 2002 гг. в ходе совместных антитеррористических учений. Протокол об утверждении данного Положения был подписан в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.

Ряд важных решений по совершенствованию практических мер в борьбе с терроризмом на постсоветском пространстве было принято при подготовке учения в 2003 г. Впервые планировалось провести учение в рамках сбора руководящего состава антитеррористических подразделений государств Содружества, а на первом этапе отработать вопросы проведения оперативно-розыскных мероприятий. В этой связи с 9 по 11 июня 2003 г. на территории Украины в Автономной Республике Крым, при координирующей роли Центра, СБ Украины и ФСБ России было проведено совместное тактико-специальное учение «Азов-Антитеррор-2003» по теме «Подготовка и проведение специальной (антитеррористической) операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объекте морского транспорта». В ходе сбора частично прорабатывался вопрос механизма реализации Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории государств-участников СНГ.

Совместное командно-штабное учение (СКШУ) «Запад-Антитеррор-2004» было проведено в период с 28 по 30 июня 2004 года в г. Кишиневе Республики Молдова в рамках сбора, при координирующей роли АТЦ СНГ.

В СКШУ по теме «Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций по пресечению диверсионно-террористических акций на объектах железнодорожного и воздушного транспорта», проведенном в два этапа, приняли участие сотрудники органов безопасности и специальных служб Республики Беларусь, Республики Молдова, Российской Федерации и Украины.

Целью проведения данного антитеррористического учения была проверка действенности Положения о порядке организации и проведении совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ. В этой связи в спецоперации по пресечению диверсионно-террористических акций на объектах железнодорожного и воздушного транспорта планировалось одновременно использовать спецподразделения двух государств Содружества.

В целях реализации решения 17 заседания Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ, с 16 по 19 августа 2005 г. на территории Республики Казахстан (г. Актау) был проведен сбор руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности, специальных служб государств-участников СНГ и совместное командно-штабное учение «Каспий-Антитеррор-2005» по теме «Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий и специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах топливно-энергетического комплекса».

В соответствии с Программой сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005-2007 гг. предусматривается проведение учений в 2006 г. — в Армении, в 2007 г. — в России.

На сегодняшний день АТЦ СНГ достигнута договоренность с Арменией о проведении на территории этого государства очередного антитеррористического учения. Его особенностью является участие рабочих органов Организации договора о коллективной безопасности (Секретариат и Объединенный штаб) с задачей координации взаимодействия силовых ведомств, в том числе министерств обороны Армении и России по поиску, блокированию и уничтожению диверсионно-террористических групп, проникших на территорию Республики Армения для совершения акций в отношении объектов ядерной энергетики.

Тема предстоящего учения — «Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению диверсионно-террористических групп. Подготовка и проведение Вооруженными Силами Республики Армения войсковой операции по блокированию и уничтожению диверсионно-террористических групп с привлечением оперативной группы ОШ ОДКБ. Проведение специальной операции по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах атомной энергетики».

На учение планируется привлечь: органы безопасности и специальные службы государств-участников СНГ, задействованных в учении (СНБ РА и ФСБ России); подразделения МВД и УЧС Республики Армения; войсковые подразделения Вооруженных Сил Республики Армения; оперативные группы Объединенного штаба и Секретариата ОДКБ; условные диверсионно-террористические группы, состоящие из числа сотрудников органов безопасности и специальных служб СНГ, задействованных в учении (до 10 сотрудников от спецподразделений СНБ РА и ЦСН ФСБ России); специальные подразделения от органов безопасности и специальных служб СНГ, задействованных в учении по отдельному расчету.

В качестве наблюдателей на предстоящее учение приглашены: заместители руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ, курирующие вопросы борьбы с терроризмом, руководящий состав антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб, руководство ОДКБ, командование ОШ ОДКБ; сотрудники АТЦ СНГ, организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), представители уставных и рабочих органов государств-участников СНГ, Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС); представители антитеррористических подразделений государств «Большой восьмерки», Антитеррористического подразделения секретариата ОБСЕ; военные атташе и представители иностранных спецслужб, аккредитованные в Республике Армения.

В заключение своего выступления хотел бы подчеркнуть, что уровень сотрудничества государств в рамках универсальных антитеррористических конвенций ООН явно недостаточен для того, чтобы поставить надежный заслон распространению международного терроризма. В этих условиях в государствах Содружества крайне актуальной является задача по разработке конкретных правовых механизмов всестороннего, многоаспектного и эффективного сотрудничества.

Решение этой задачи идет по нескольким основным направлениям, которые включают в себя формирование единой системы совместных согласованных мер организационно-правового, координационно-практического, информационно-аналитического и научно-методического характера. Реализация этих мер осуществляется в рамках программ сотрудничества государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, принимаемых Советом глав государств Содружества.

За прошедшее время в СНГ было разработано три таких программы, в ходе реализации которых разработан пакет межгосударственных соглашений, направленных на борьбу с терроризмом, проведены практические мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению актов терроризма, на регулярной основе налажен информационный обмен, проводились совместные антитеррористические учения, организовано обучение специалистов антитеррористических подразделений.

В настоящее время государствами СНГ и Антитеррористическим центром осуществляется реализация мероприятий, предусмотренных последней из них, охватывающей период 2005–2007 годов и предусматривающей дальнейшее развитие системы совместных согласованных мер борьбы с терроризмом, которая была принята Советом глав государств Содружества 26 августа 2005 г.