Уверен, что государственные структуры и бизнес-сообщества — это естественные и важные союзники в деле отражения глобальной террористической опасности. Характер и природа этого нового вызова требуют адекватного ответа в рамках полномасштабного самостоятельного международного процесса, а именно антитеррористического партнерства в формате «государство — бизнес», свидетелями начала которого мы все сегодня являемся.

Надежные ориентиры этому дает итоговый документ «Стратегия партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму» нашего форума. Я присоединяюсь к его высокой оценке, которая в эти дни уже звучала в выступлениях. Считаю также, что его актуальность и содержательная конструктивность будут постоянно подтверждаться конкретизацией его основополагающих идей и положений.

Активная роль бизнеса в этом деле — логичное и естественное продолжение его стратегических интересов, таких как — политическая и социальная стабильность, сильное и эффективное государство, устойчивое экономическое развитие, равноправная конкуренция, защита частной и других форм собственности и т.п. Мы в РСПП убеждены в том, что сильных компаний в слабом государстве не бывает. И, наоборот, сила государства иссякает без опоры на мощь и динамизм бизнеса.

Совершенно очевидно, что с позиции общечеловеческих ценностей международный терроризм — абсолютное зло. Не менее ясно, что у него есть свои экономические корни. Их отсечение и разрушение и есть главная цель того партнерства, о котором идет речь в этом зале. В связи с этим, позвольте, высказать несколько соображений.

Первое. Одна из основ международного терроризма, давно уже превратившегося в доходный бизнес, — доступ к финансовым ресурсам, концентрирующимся в «теневой» экономике. Сокращение ее размеров — прямой вклад в повышение антитеррористического иммунитета финансовых систем. 1 января 2007 года исполнится пять лет российскому законодательству, направленному на борьбу с отмыванием «грязных денег». Уже есть определенные успехи. Однако практика эта все еще имеет место. Только за 11 месяцев этого года подозрительные и сомнительные операции, по оценкам Банка России, составили более 500 млрд. рублей (в т.ч. почти 300 млрд. рублей пришлось на обналичивание).

Любому финансисту известно, что т.н. «terromoney» чувствуют себя в наличном обороте «как рыба в воде». В тоже время экономика, несмотря на бурное развитие безналичных платежных систем, пока еще не может отказаться от наличных денег.

Полагаю, что в решении задачи «как отделить зерна от плевел» бизнес должен играть существенно более активную и ответственную роль. РСПП, например, уверен, что полезной была бы своего рода двойная государственно-частная система контроля, когда сами банки, располагая соответствующими правовыми инструментами, могли бы предотвращать операции, связанные с легализацией доходов, полученных незаконным путем. Это могло бы быть, скажем, наделение банков правом отказа в проведении подозрительной операции, правом одностороннего расторжения договора банковского счета и т.п. Понятно, что подобные случаи должны становиться также и предметом внимания правоохранительных органов.

Над такими поправками к действующим законам мы работаем. Кстати, на нашем форуме уже прозвучала инициатива (в т.ч. и известных российских компаний) по формированию глобальной системы пресечения контрабанды драгоценных металлов и камней. Первое знакомство с ней обещает, что воплощение может стать достаточно эффективным. РСПП готов предложить для этого интеллектуальные и организационные ресурсы.

Второе. Вызывают интерес предложенные на Форуме инициативы о разработке международных схем страхования рисков, связанных с терроризмом. Создание распределенной системы финансовых гарантий за счет нового международного гарантийного фонда, формирование новой расчетно-платежной системы глобального уровня могут стать мощным стимулом развитию как международных, так и национальных финансовых рынков. Речь по сути дела идет о «финансовых системах нового поколения», которые потребуют основательных методик оценки террористических рисков, а также новых механизмов создания и наполнения смешанных (т.е. с участием как государства, так и бизнеса) страховых финансовых резервов.

Все это предполагает серьезное законодательное обеспечение не только перспектив развития страхования, но и других видов деятельности, жизненно важных для делового сообщества. Это третий момент, на котором я хотел бы остановиться. Крайне актуальной в настоящее время является необходимость совершенствования законодательства об обязательном страховании ответственности за эксплуатацию опасных производственных объектов. Такое страхование должно стать реальным. Пока мы имеем, скорее административную меру по принципу: нет полиса — нет и лицензии.

Между тем, по оценке МЧС России, более половины российского населения проживает там, где существует повышенный риск аварий и катастроф, 100 тысяч организаций владеют более 230 тыс. объектов. Такой, вот, масштаб вопроса.

По мнению бизнес-сообщества, существует необходимость упорядочения и унификации законодательства, регулирующего обеспечение безопасности промышленных и инфраструктурных объектов. К сожалению, по многим из них (например, аэропортам, вокзалам, рынкам и т.п.) отсутствуют единообразные правила и регламенты безопасности. Целесообразно решать эту проблему в рамках взаимодействия государства и бизнеса по вопросам техрегулирования, которому, кстати, тоже не помешало бы придание большей динамики. Российский бизнес стремится более активно работать на этом направлении (включая и подготовку необходимых кадров).

Наконец, четвертое. Я убежден, что очень существенный потенциал противодействия терроризму имеет устойчивое социально-экономическое развитие территорий, которые традиционно используются им для рекрутинга людских ресурсов. Как правило, здесь же сосредоточены вследствие низкого жизненного уровня населения источники незаконной миграции. Рецепт здесь один — надежные рабочие места и перспектива достойного будущего людей, т.е. возможности образования, доступа к медицинским услугам, социальное обеспечение, решение жилищной проблемы и т.п. Один из главных механизмов — реализация эффективных инвестиционных проектов. Это понятный и естественный для бизнеса способ участия в решении проблем развития территорий. Должен сказать, что начало уже положено. 29 сентября представителей бизнеса собрал Президент РФ В.В.Путин. Обсуждали конкретные вопросы частно-государственного партнерства по привлечению инвестиций в республики Северного Кавказа.

Хочу доложить, что подвижки уже есть. Одни только члены РСПП предложили проработанные проекты сметной стоимостью свыше 5 млрд. рублей. На подходе другие — еще миллиардов на 45. 15 ноября у нас прошло заседание Правления Союза. Участвовал полпред Д. Козак. Разговор был предельно конкретным. Есть условия и возможности для инвестирования. Не в последнюю очередь благодаря тому, что органы власти на Юге России многое делают для обеспечения безопасности бизнеса. Сейчас завершаем создание Фонда прямых инвестиций в Южном Федеральном округе. Начнем со стартового объема в 100 млн. долларов. Хотел бы отметить, что нам очень интересен международный опыт решения сходных проблем. Поэтому обмен мнениями на нашем Форуме, высказанные идеи и предложения будут иметь для нас прикладное значение. Полагаю, и что наши зарубежные партнеры могли бы найти свой интерес в подобных инвестиционных инициативах.

У РСПП в настоящее время существуют около 70 соглашений о сотрудничестве с аналогичными зарубежными предпринимательскими организациями.

Думаю, что наш Форум придаст серьезный импульс консолидации их общей деятельности на платформе противодействия террористическим угрозам. Добротной основой для этого как раз и является итоговый документ Глобального форума, уже доказавший свое значение содержанием высказанных идей и предложений. Предлагаю принять стратегию в целом.