Во времена, когда сын мой был школьником, похвастать соседством с «английской» или «французской» школой могли немногие. Зато до обычного, среднего, общеобразовательного учреждения многим было рукой подать. Две такие школы хорошо видны из моего окна. Мы и по сей день называем их «красная» и «желтая» — по цвету стен. Помню, ребенка своего я сначала отдала в школу красную, но когда узнала, что класс переполнен (чуть ли не тридцать человек), перевела его в желтую. Правда, было это давно. Сын мой за годы эти и университет окончить успел, и внуков двоих мне подарить. И вот для них выбирать «красное» или «желтое», возникни такая необходимость, я бы уже не смогла. Лет семь назад красную школу закрыли — учиться в ней стало некому. Закрыли и те два садика, которые я каждое утро миную, торопясь к метро, — похоже, ходить в них и, правда, некому.

В одном из садиков устроили общежитие для гастарбайтеров, другое переоборудовано под офисное здание. Детские сады да еще пионерские лагеря и базы отдыха — это первое, чем начали жертвовать крупные предприятия, когда смена формаций поставила их на грань выживания. К тому же детишек в стране (во многом по той же причине) действительно становится все меньше — примерно на миллион в год. В крупных городах России у 800-900 из каждой тысячи появившихся на свет практически сразу диагностируются различные патологии. И развиваются эти дети в дальнейшем с аномалиями. За последние десять лет доля здоровых девочек у нас уменьшилась с 30 процентов до 5-7. И около 6 миллионов супружеских пар бесплодны. Если сегодняшние демографические тенденции сохранятся, к 2050 году нас может остаться всего сто миллионов.

Этот шокирующий прогноз прозвучал на днях и за «круглым столом»в Государственной Думе. Посвящен он был поискам выхода из демографического кризиса. Предложения звучали разные: резко увеличить строительство жилья для молодых семей, переоборудовать роддома по последнему слову медицинской науки и техники, поднять размер социальной помощи матерям и, наоборот, ввести налог на бездетных... Все они будут изучаться правительством.

Однако у руководителя научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования правительства Москвы академика РАМН, доктора медицинских наук Владимира Базарного есть свой, несколько необычный взгляд на эту проблему. Одной из причин, которые привели страну к нынешней демографической катастрофе, Владимир Филиппович считает смешанное (как уточняет академик, бесполое) воспитание и обучение в школах.

Откуда берутся маменькины сыночки

Общеизвестно, что личность у девочек формируется ощутимо раньше, чем у мальчиков. То есть будущие хранительницы домашнего очага и продолжательницы рода в первый раз в первый класс идут в личностном плане куда более зрелыми, чем те, кому самой человеческой природой предназначено быть носителями мужества, воли и силы духа.

Чем это чревато? Как раз всеми теми медицинскими, демографическими, духовными и личностными негативами, которые мы сегодня в избытке имеем. Ведь большую часть времени, а, следовательно, и отведенного для взросления и эмоционального становления, периода, дети проводят в школе. А ответственно этими процессами руководит закон подражания старшим. И кого юные эти представители сильной половины человечества в качестве таковых воспринимают? Естественно, тех, кто находится рядом и видится им как более сильный.

Параметры же психики мальчиков этого возраста таковы, что в качестве более сильных не воспринимают они разве что сопливых малышей. Остальные же: мама, бабушка, учительница, ровесницы-одноклассницы для них — безусловное «лекало». И нетрудно заметить, что «лекало» это преимущественно женское. А раз так, то и неудивительно, что все реже и реже видим мы в наших мальчишках стремление быть сильными и смелыми, рисковать, бороться, искать, найти и не сдаваться. И все чаще замечаем в ком-то из них стремление быть прилежным, старательным, усидчивым; в ком-то — выраженное желание услужить-удружить, понравиться; в ком-то — осторожность и даже боязливость.

Все чаще видим мальчиков, играющих в «девчачьи» игры, отрабатывающих «девчачью» модель поведения. А в итоге, когда те же мамы, бабушки, учительницы, одноклассницы, страна, наконец, почему-то вдруг начинают требовать от этих «белых и пушистых», проявлений «не мальчика, но мужа», они, недоумевая, обнаруживают рядом с собой «голубых», «отказников», бегающих от алиментов отцов, откровенных подлецов да предателей.

Захромали хромосомы

Ученые считают, что так выглядит результат подавления и нейтрализации мужских задатков на генетическом уровне. Ученые не только российские, потому как противоестественные эти тенденции отмечается сегодня во всех, когда-то вставших на путь «бесполого» обучения детей, странах. У мальчиков, юношей, мужчин на протяжении всего периода такого воспитания отмечается постепенное разрыхление мужской Y-хромосомы и перерождение ее в женскую X-хромосому. У мужчин каждого последующего поколения отмечается все меньшее количество семени, и в плане детородности оно оценивается как все менее эффективное. А во внешности, поведении и организации жизни представителей сильного пола (на всех ее уровнях) все больше просматривается нечто женское.

Впрочем, и женская конституция при «бесполом» воспитании оказалась деформированной, отмечает академик Базарный. Выглядят и ведут себя сегодня представительницы слабого пола несколько иначе, чем еще несколько десятилетий назад. Мы уже говорили, что в предложенных условиях девочкам и женщинам не оставалось иного, как взять на себя роль лидеров. А роли этой обязательно сопутствуют повышенное чувство ответственности, сила воли и духа. Слабому полу эти качества становятся с каждым годом все более присущими. Казалось бы, чем плохо?

Есть другая сторона медали. Среди женщин всегда были склонные к истерикам. Однако сегодня все чаще приходится сталкиваться с такими проявлениями агрессивности, злобности и просто физической силы со стороны юных, и уже не очень юных леди, что сугубо женскими проявлениями их никак не назовешь. Академик Базарный считает их следствием тех самых уже инициированных и все еще инициируемых нашей системой воспитания гормональных перестроек в детском организме. У девочек оно выглядит как зеркальное отражение аналогичных проявлений у их сверстников. И у тех и у других особенно ярко начинает проявляться в период присущего подростковому возрасту, как он выражается, гормонально-психического «цунами».

Дети отвечают за отцов

А к приходу этой волны, считает Владимир Филиппович, детей надо начинать готовить как можно раньше. Потому что просыпающиеся в это время инстинкты начинают звучать внезапно и сильно, и рождают в подростке огромный внутренний хаос. Мальчику под силу его обуздать только произвольной волей тела и особой силой духа, а также, если у него воспитано особое, трепетно-уважительное отношение к противоположному полу. Девочке тоже в это время необходимо уменье властвовать собой. Но не обойтись ей и без укорененного целомудрия и стыда. И вот эти-то качества не «вживишь» в психику в момент, когда возникнет необходимость. Их можно только воспитывать — самим духом семьи и школы, традициями народа. Что, собственно, всегда и бытовало у нас естественным образом — до тех пор, пока... Пока на волне революции, на волне идеи всеобщего равенства и братства не посадили мальчишек и девчонок за одну парту.

Акту этому (то есть подписанию А.Луначарским соответствующего постановления) сопутствовала кампания с лозунгами типа: «За всеобщее равенство, в том числе и биологическое!», «Хватит женщине быть детородной курицей!». Было это в 1918 году. И вот итог. Правда, в самый разгар Великой Отечественной войны спрос на сильных духом, мужественных и волевых юношей почувствовался особенно остро. И тогда Совнарком соответствующим постановлением «разделил полы». Но мудрости этой хватило лишь на 11 лет. И погоды «вираж» этот, как видите, не сделал. Похоже, что дети за отцов своих все-таки отвечают. И еще как!

На клиническом уровне ответственность эта выглядит как различные, сначала функциональные, а затем и патологические нарушения в становлении вторичных половых признаков. Как рост количества дегенеративных проявлений в яичниках и женских молочных железах, рост количества пациенток с нарушениями менструального цикла, с новообразованиями в молочных железах и придатках. С каждым годом все большему количеству женщин выносится приговор: бесплодие. И при выяснении его причин все чаще даже у внешне вполне женственных особ вместо X-хромосомы находят хромосому Y. Но пока еще, к счастью, большинство женщин способность к зачатию сохраняет. Только вот беременность с каждым годом, у все большего количества из них протекает, да и разрешается тоже с патологическими отклонениями.

Сами понимаете, на этом фоне говорить о здоровом, жизнеспособном потомстве не приходится. Да и далеко не каждому из все-таки увидевших свет выпадает счастье быть вскормленным материнской грудью — «молочных» женщин становится все меньше. Но что еще страшней, все меньше становится женщин с материнским инстинктом — из поколения в поколение у них угасает не только функция репродукции молока, но и материнское чувство. Именно в этом академик Базарный и его коллеги видят корни поразившей Россию эпидемии сиротства при живых матерях.

Отрадно, что в майском Послании Федеральному Собранию РФ Владимир Путин выразил готовность государства «вложиться» в демографические программы, так или иначе затрагивающие каждого. И эти суммы вполне сопоставимы с теми, которые выделяются на нацпроекты. Как позднее уточнил один из высокопоставленных источников в Кремле, более 30 млрд. руб. пойдет только на увеличение пособий на детей, в зависимости от их числа в семье. Также государство ежегодно будет выделять отважившимся на второго ребенка так называемый «материнский капитал» (160-180 млрд. в госмасштабах), который во избежание всплеска инфляции и неразумных родительских трат можно будет истратить либо на образование ребенка, либо на ипотеку, либо вложить в пенсионные фонды. Список мер так велик и так детализирован, что правительству и парламенту особо не придется трудиться при составлении соответствующих законопроектов.

Деньги для нужд исправления демографического перекоса дело не последнее. Но и их вкладывать в сферу материнства и детства следует с умом. То есть с оглядкой на рекомендации науки.