Виктор Хлебников, подполковник запаса

Но и то малое, что осталось от военного наследия СССР дослуживает последний срок. Новые образцы вооружений и техники российского происхождения существуют в единицах или незначительных сериях для зарубежных поставок. А из критических ситуаций, как, например, при спасении команды батискафа АС-28 Тихоокеанского флота, приходят нам на помощь спасатели из Англии, США и Японии…

Запамятовали господа реформаторы, что рекомендовал пионер подводного плавания адмирал императорского флота России Э.Н.Щенснович. Но в святцы заглянуть никогда не поздно. Так вот, он завещал: во-первых, строить подводный флот дома. Во-вторых, иметь на всех морях мощные эскадры подводных лодок. В-третьих, строить большие лодки с большим радиусом действия. И в-четвертых, использовать лодки не только для обороны, но и для наступления. В советское время каждое из этих положений обрело право гражданства. Конечно, мы взаимодействовали с союзниками англичанами и американцами, но всегда Россия оставалась самодостаточной военной державой.

Военное могущество вовсе не признак агрессивности, как пытаются представить дело некоторые доморощенные либералы. Оборонная достаточность, если смотреть в суть вопроса — есть показатель многофакторный, в котором сконцентрированы и экономическая мощь, и интеллектуальное начало, и образовательная компонента, и духовная твердь, и социальная однородность, и патриотизм. Но, похоже, господа, коим доверено распоряжаться нашим с вами совокупным экономическим потенциалом, налогами, не считают оборонный комплекс приоритетным. Вот почему, как и много лет назад, наши батальоны «просят огня», солдаты-контрактники из Чечни жалования, а офицеры жилья…

Несмотря на значительное увеличение оплаты воинского труда с 1 марта 2005 года в соответствии с Указом президента РФ №177» О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания», в войсках и на флотах сложилась ненормальная ситуация, при которой прапорщик, проходящий службу в центральном аппарате, получает денежное довольствие выше, чем командир батальона…

Семьи младших офицеров, в которых большинстве своем жены не работают, по уровню доходов во многих регионах по-прежнему будут находиться на уровне прожиточного минимума. Чтобы подкрепить Указ президента №177, правительство собирается выделить 49 млрд. рублей. Это позволит на 20,7% повысить денежное довольствие военнослужащих. При нынешних темпах инфляции сложившееся положение не обеспечит реальной конкурентоспособности военной службы с другими видами занятости населения, в то время как президентом России в послании Федеральному собранию была поставлена такая задача, а также задача повышения престижа и привлекательности военной службы.

Разрушение сложившейся, сбалансированной, целостной системы безопасности, создание качественно иной ее структуры, невосполнимые кадровые потери, унижение бытом, шумные антиармейские кампании в СМИ — вот далеко не полный перечень того, что пережили наследники «непобедимой и легендарной»… И хвала моральной стойкости личного состава, ветеранам оборонки, которые не оставляют своих боевых постов, сохраняя дееспособной одну из немногих опор государственности, территориальной целостности и суверенитета.

В «Хранителе» недавно был помещен фоторепортаж, рассказывающий о пикетировании молодежью посольства одного из недружественных РФ Прибалтийских государств. Подписываюсь под словами автора: «Пока мы едины — мы непобедимы. Чтобы НАТОвским прихвостням указывать на их место, надо помимо гражданского мужества, обладать хорошими военными знаниями, умениями, навыками. Одними, даже самыми правильными лозунгами, чести страны не защитить. Это второй очевидный урок апрельско-майского противостояния».

Со слабыми не считаются, их — бьют. Потому-то столь бесцеремонно решают наши «партнеры» вопрос о размещении ПРО в Восточной Европе, в опасной близости от наших границ создают новые вооруженные группировки. В нарушении норм Договора об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ).

Говоря о последнем обстоятельстве, В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию России 26 апреля 2007 года 2007 года, сказал:«Россия не только подписала, ратифицировала, но и на практике выполняет все положения этого договора, или, сокращенно, ДОВСЕ. Мы существенно сократили количество войск.

На Северо-Западе у нас не осталось ни одного управления армейского и корпусного масштаба. Из европейской части страны выведены практически все виды тяжелых вооружений. Фактически мы единственная страна, которая имеет так называемые фланговые ограничения на юге и на севере. И даже в условиях обострения ситуации в Чеченской Республике Россия продолжала выполнять условия этого договора, согласовывала свои действия с партнерами.

А что же они, что же наши партнеры? Они даже не ратифицировали адаптированный договор, ссылаясь при этом на Стамбульские договоренности, предусматривающие вывод российских подразделений из Грузии и Приднестровья. Однако, во-первых, наша страна целенаправленно работает над решением этих непростых задач. А во-вторых, что самое главное, Договор об обычных вооруженных силах в Европе юридически вообще никак не связан со Стамбульскими договоренностями.

Это дает нам полное основание утверждать, что наши партнеры в данном случае ведут себя как минимум некорректно, добиваясь односторонних преимуществ. Не ратифицируя под надуманными предлогами ДОВСЕ, они используют сложившуюся ситуацию для наращивания возле наших границ системы военных баз. Более того, они еще и планируют разместить элементы противоракетной обороны в Чехии и Польше. А такие новые страны НАТО, как Словения и государства Прибалтики, например, несмотря на предварительные договоренности с альянсом, вообще не присоединились к ДОВСЕ, что создает для нас реальные опасности с непредсказуемыми сюрпризами. В этой связи считаю целесообразным объявить мораторий на исполнение Россией этого Договора. Во всяком случае, до тех пор, пока все страны НАТО без исключения не ратифицируют его и так, как это сегодня делает фактически в одностороннем порядке Россия, не начнут его строго исполнять»…

Госсекретарь США, посещавшая 14 мая Москву, призвала российских политиков не пользоваться риторикой, которая, по ее словам, указывает на то, что отношения США и Россией будто бы враждебные… Хороший пассаж. Мы тоже за лиричные интонации в общении, но как относить лирику с действительностью, скроенной по лекалам глобальных интересов США? По системам координат однополярного мира?

Речь в действительности идет о той системе координат, в которой жить России в ХХI веке. Если верх возьмет доктрина однополюсного мира во главе с людьми типа Рамсфелда и Вулфовица, то нам о национальных интересах придется забыть. Что является нашим интересом, а что не является, нам будут сообщать из Вашингтона.

Судя по расходам на оборону (или наступление?), США готовят недвусмысленный ответ соперникам. Так, согласно проекту, в 2007 году траты Пентагона возрастут на 6,9 процента и составят 439,3 миллиарда долларов. Еще 120 миллиардов (в 2006 и в 2007 году) предполагается потратить отдельно на военные операции в Ираке и Афганистане. Также на пять процентов предполагается увеличить расходы на обеспечение безопасности внутри страны…

Для сравнения: в 2004 году Вашингтон израсходовал на свои вооруженные силы 455,3 млрд. долларов, что составило 47% от суммарных расходов всех остальных стран мира на оборону. В то время как Франция и Англия истратили на оборону по 5%. В целом затраты 15 ведущих государств равны 82% от военных расходов всех стран мира. «Америка, — говорилось в «Независимом военном обозрении»(№23, 2005 г.), — на свои ВС выложит почти в 23,5 раза больше средств, чем Россия, военный бюджет которой составил 19,4 млрд. долларов. И почти в 3 раза больше, чем Франция, Англия, Китай и Индия вместе взятые».

Здравомыслящая часть общества, к счастью, понимает, что государственная безопасность остается абсолютной величиной, необходимой всем, от высшего должностного лица страны до рядового посетителя ресторанчика с локатором на крыше…И что безопасность следует беречь как зеницу ока. В противном случае нас ожидает 1941-й…

К сожалению, далеко не все политические силы России оценивают ситуацию в оборонной сфере как драматическую. По меньшей мере, странно выглядят убаюкивающие общественное сознание речи лидеров СПС и предводителей фруктово-ягодных партий, которые в пылу предвыборной риторики предлагают упрощенные схемы реформирования Вооруженных Сил. Контрактная, альтернативная службы… Вот-де рецепт возрождения адекватной реалиям военной мощи государства. Популизм весьма дешевого толка. Фантазия белобилетников, равно удаленных от казармы и здравого смысла.

Во-первых, на контрактную службу армия и флот РФ перешла с 1994 года. И это, как показывает практика, на ее качестве заметно не отразилось. Во-вторых, внедрение альтернативной службы, при несомненной необходимости этого института демократии, не относится к первоочередным задачам. Учитывая то, что в строй встают сегодня преимущественно дети из малообеспеченных семей, с дефицитом веса и знаний, то реформа армии в подобной авторской редакции просто не состоится. Хотелось бы напомнить господам из СПС, что маршальские жезлы в солдатские ранцы перекладываются из ранцев школьных.

В первую очередь, как мне представляется, нужно позаботиться о пересмотре бюджета военной реформы. Пересмотреть статьи расходов на НИОКР, фундаментальные научные исследования и разработки, опереться на потенциал наукоградов, технопарков и специализированных предприятий. Словом, «загрузить мозги», как рекомендует одна телереклама. Они у нас, в России, слава Богу, есть. А кроме того, открытие одного рабочего места в наукоемкой отрасли, как правило, вызывает появление 4-7 новых производственных мест в смежных отраслях экономики.

Будет справедливо, если для покрытия нужд российской армии учредят фонд с условным названием «Реформа», источником пополнения которого стали бы отчисления с налога на пользование недрами (природная рента). Это наиболее естественный и действенный способ повышения престижа военной службы.

Если мы не на словах, а на деле озабочены безопасностью государства, то нельзя медлить с укреплением сотрудничества и доверия между силовиками стран, входящих в состав СНГ. Сейчас, как ручьи весной, набирают силу интеграционные процессы. Пора осознать, что более естественных и исторически обусловленных стратегических союзников у нас нет и не будет. Все народы бывшего Союза всегда искали и будут искать контакты с великой Россией, и от нашей политики в большей степени будет зависеть уровень доверия и согласия между нами.

Вполне закономерно возникают тревожные вопросы. Кто в настоящее время отвечает за формирование гражданской позиции, морального облика наших граждан, воспитывает у людей уважение к закону, труду? Кто позаботится о том, чтобы общество не было свидетелем нарушений законности самими силовыми структурами? Есть ли возможность остановить тех, кто вольно или невольно подрывает веру граждан в высшую справедливость? Почему мы практически ничего не знаем и не слышим о принимаемых мерах в области охраны прав конкретного человека, гражданина? До каких пор общество будет жить в обстановке разгула преступности, страха и хаоса?