Какие задачи стоят сегодня перед квартирно-строительными органами военного ведомства, как они решаются, удастся ли в ближайшее время победить офицерское бесквартирье — на эти и другие вопросы медиапортала «Хранитель» отвечает начальник Службы расквартирования и обустройства Минобороны РФ доктор технических наук генерал армии Анатолий Владимирович ГРЕБЕНЮК.

Интервью подготовил полковник Василий Лавренюк, начальник службы информации и общественных связей Службы расквартирования и обустройства Минобороны России

Визитная карточка:

Гребенюк Анатолий Владимирович родился в 1955 году. Окончил институт инженеров водного хозяйства. В Вооруженных Силах с 1981 года. Службу начинал с должности производителя работ. С 1985 по 1991 г.г. — главный инженер, начальник строительного управления и управления инженерных работ. В 1991 году назначен заместителем командующего Приволжско-Уральского военного округа, в 1994-ом - начальником Главного управления специального строительства Минобороны России. Под его руководством выполнены работы по оснащению позиционных районов ракетными комплексами «Тополь» и «Тополь-М», строительству жилья для военнослужащих, обустройству 42-ой мотострелковой дивизии и гарнизонов в Чеченской республике и Ингушетии.

С 2003 по 2004 годы — начальник строительства и расквартирования войск — заместитель Министра обороны РФ.

С 2004 года — начальник Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации.

Заслуженный строитель России и Азербайджана. Награжден орденом «За военные заслуги».

 

Анатолий Владимирович, прежде всего, давайте внесем ясность в вопрос: сохранились ли в армии военные строители и строительные батальоны?

— В правовом поле государства сегодня нет такого понятия, как «военный строитель». Ушла в историю целая эпоха, в которой военные строители играли, не побоюсь этого слова, ключевую роль в создании оборонного щита Родины.

Когда я начинал службу лейтенантом на Балхаше, в прославленном Главном управлении специального строительства (ГУСС) Министерства обороны, военно-строительный комплекс насчитывал тогда около миллиона (980 тысяч!) человек. На одном только Байконуре работали более 100 тыс. военных строителей.

Или взять, к примеру, самый северный в мире космодром Плесецк. Его возводили в тяжелейших условиях военные строители 57-го управления инженерных работ, переброшенного в Архангельскую область из Тбилиси.

К сожалению, отмечая юбилеи космодромов, ракетных и атомных полигонов, закрытых военных городов нынешние их хозяева и обитатели почему-то забывают сказать добрые слова в адрес ветеранов-военных строителей. Тех, кто жил в палатках и землянках, создавал в тундре, тайге, пустыне для ракетчиков, космонавтов, ученых уютные и теплые города, а потом снова уходил в необжитые места возводить новые объекты.

Кто же сегодня ведет строительство в интересах военного ведомства?

— В стране сформирован рынок строительных услуг. Поэтому на объектах Министерства обороны трудятся различные государственные и коммерческие подрядные организации, выигравшие в установленном Законом порядке тендера и конкурсы на производство работ. Многие из этих структур работают в интересах военного ведомства десятилетиями.

Строительство наиболее крупных и ответственных объектов специального назначения осуществляет Федеральное агентство специального строительства (Росспецстрой).

Правда, жизнь показала, что полностью отказаться от труда военнослужащих-строителей невозможно. В отдаленных регионах, где нет гражданского персонала, где сложно с рабочей силой — на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке — работают инженерно-технические батальоны. Они укомплектованы военнослужащими по контракту, и по призыву, и в основном занимаются поддержанием в исправном состоянии военной инфраструктуры отдаленных городков и гарнизонов.

В чем, на ваш взгляд, основное отличие между военными и гражданскими специалистами?

— В мобильности и, если хотите, в более остром чувстве ответственности за судьбу страны. Военные готовы, если надо, в течение суток погрузиться с имуществом, техникой в вагоны, и выдвинуться в любой район страны для выполнения поставленной задачи. Гражданские специалисты, к сожалению, к этому пока еще не готовы.

Какие задачи решает сегодня Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны?

— Главная, основная задача, которая поставлена перед нами Верховным главнокомандующим, президентом России — это обеспечение жильем военнослужащих.

Второе направление — планирование, разработку и создание федеральных целевых программ по военному строительству российских космодромов, объектов базирования флота, обустройство и расквартирование войск, создание военной инфраструктуры, объектов специального и социального назначения, архитектурно-строительный надзор, экспертиза проектов.

Третье направление — это содержание социального и жилищного фонда Министерства обороны, а это более 7,5 тысяч военных городков, 15 тысяч спецобъектов, подготовка их к зиме.

И еще одна задача — оптимизация этих фондов, совершенствование и реконструкция базовых военных городков под «облик армии 2015 года». Кстати, этот вопрос недавно рассматривался на совещании у Министра обороны, и мы получили четкие ориентиры для работы в этом направлении.

Анатолий Владимирович, как решается жилищная проблема в военном ведомстве?

— В течение последних лет наметилась устойчивая тенденция снижения количества военнослужащих, подлежащих обеспечению постоянным и служебным жильем —с 157,8 тыс. (на 1 января 2006 года) до 130,3 тыс. на 1 июля текущего года.

В Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, была поставлена задача — обеспечить военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, в 2010 году, и завершить формирование фонда служебного жилья под штатную численность Вооруженных Сил в 2012 году.

Что касается фонда служебного жилья, то в 2012 году он должен соответствовать штатной численности воинских частей и соединений — 320 тыс. квартир.

В настоящее время служебный жилищный фонд Минобороны России составляет 218,3 тыс. квартир. В 2007 году мы планируем получить не менее 7,1 тыс. служебных квартир и в дальнейшем формировать ежегодно не менее 13 тыс. квартир в 2008-2010 годах; не менее 27 тыс. квартир в 2011-2012 годах.

Принимаемые меры, по нашим расчетам, позволят выполнить задачи по формированию служебного жилищного фонда, поставленные Президентом РФ.

Из каких источников получает жилье военное ведомство и каковы шансы получить его в скором времени сотням и тысячам, истомившимся в очередях военнослужащим?

— Жилье Министерство обороны получает за счет собственного строительства, покупки, по инвестиционным контрактам, по программе «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС), а так же в результате высвобождения служебного жилого фонда в закрытых военных городках.

Военнослужащие, заключившие контракт на военную службу после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем с помощью накопительно-ипотечной системы (НИС).

В прошлом году из всех этих источников мы получили и предоставили военнослужащим 40,8 тысяч квартир. Для сравнения скажу, что годом раньше эта цифра составляла 29,6 тысяч.

В 2007 году планируется получение 42,7 тыс. квартир. За счет предусмотренных в 2006-2007 годах бюджетных ассигновании в объеме 3,3 млрд. руб. будет завершено решение вопроса по обеспечению жильем военнослужащих, выводимых с космодрома «Байконур», в рамках передачи указанного объекта Росавиакосмосу.

Сегодня, как вы знаете, сверстан и утвержден Президентом трехлетний федеральный бюджет на 2008-2010 годы. В нем предусмотрено финансирование строительства жилья для военнослужащих в объеме 90,6 млрд. рублей, что позволит получить 58,8 тыс. квартир (из них 17,2 тыс. — для формирования специализированного жилищного фонда).

Что же касается сегодняшнего дня и ближайших перспектив обеспечения жильем военнослужащих, то в этом плане трудно переоценить значение Президентской программы «15+15». Как известно, решением Президента России предусмотрено выделение на приобретение и строительство жилья для военнослужащих в пяти проблемных регионах страны — Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской и Калининградских областях 15 млрд. рублей в 2006 году и такой же суммы в 2007 году, дополнительно к тем средствам, которые были предусмотрены ранее.

Почему были выбраны именно эти пять регионов?

— Потому что здесь находятся наиболее крупные воинские гарнизоны, и потом, именно в этих регионах жилье дороже, чем где-либо. В течение двух лет за время реализации программы запланировано получить 18,5 тысяч квартир. Это позволит за два года сократить количество нуждающихся в жилье военнослужащих в Москве — на 8 тысяч военнослужащих, в Московской области — на 4,4 тысячи, в Ленинградской области — на 1,4 тысяч, в Калининградской области — на 1,5 тысячи военнослужащих.

Что показал прошедший год реализации программы?

— Скажем так, не полностью год. Постановление Правительства РФ было подписано в апреле 2006 года, а финансирование строительства объектов началось в июне того же года. Главным распорядителем всех бюджетных средств назначен Росстрой. Он провел конкурсы на определение генподрядных организаций по строительству жилья, в которых приняло участие более 50 крупных строительных организаций.

Так что практически за второе полугодие прошлого года мы получили по программе «15+15» 6,4 тысячи квартир. Кстати, высвобождаемые в пяти указанных ранее регионах бюджетные средства (1,6 млрд. рублей) после начала реализации программы были перенацелены на другие районы страны. За счет них удалось дополнительно построить в прошлом году на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке около 1,5 тысяч квартир.

В 2007 году количество квартир, построенных за счет освободившихся денежных средств, составит 3,2 тысячи квартир.

Какими силами выполняется программа?

— Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях плановые задания 2006 года по реализации программы практически выполнялись силами подрядных организаций Минобороны. Очень много и плодотворно потрудилось Управление обустройства войск Министерства обороны, в частности, в Ленинградской и Калининградской областях.

Так, в Калининградской области по плану подрядными организациями Минобороны (212-й комбинат железобетонных изделий осуществлял изготовление и монтаж конструкций) в рекордно короткие сроки за 4-5 месяцев были построены три жилых дома на 305 квартир. В декабре прошлого года в Калининграде сдан жилой дом на 90 квартир, в Балтийске в это же время завершено строительство жилого дома на 95 квартир.

Программа этого года будет более напряженной?

— В рамках реализации указанной программы в 2007 году предполагается получить 12 тысяч 115 квартир. 4 тысячи квартир получат военные в районах массовой застройки Москвы. Итого за два года — 8 тысяч квартир, что позволит значительно снизить общее количество военнослужащих гарнизона, нуждающихся в постоянном жилье.

Такого объема получения жилья для военнослужащих Минобороны в Москве не было последние 15 лет. На сегодняшний день общая напряженность в части жилищного обеспечения военнослужащих в столице уже снята. По проведенным социологическим опросам, в гарнизоне резко снизилось количество офицеров, желающих уволиться из Вооруженных Сил в связи с социальной неустроенностью.

Более 3 тысяч квартир получат военнослужащие в Московской области, в Санкт-Петербурге — 2566 квартир (г. Пушкин), в Ленинградской области — 921 квартиру, а в Калининградской области — 1198 квартир.

Сроки установлены предельно жесткие: передачу новых квартир Министерству обороны необходимо осуществить не позднее сентября-октября, чтобы семьи военнослужащих могли справить новоселье до конца года.

Строительство ведется по различным проектам, но принцип застройки один: это микрорайоны с полной инженерной подготовкой, объектами соцкультбыта, детскими садами, школами, магазинами.

Анатолий Владимирович, будет ли продолжена программа дополнительного финансирования строительства жилья, аналогичная «15+15»? Распространят ли ее на другие регионы страны?

— Такие предложения мы представили в Минэкономразвития и Минфин России в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2008-2010 годы. Предусматривается распространить действие программы дополнительного финансирования жилищного строительства и на другие субъекты федерации, в которых сложилась тяжелая обстановка с обеспечением военнослужащих жильем. В этих регионах квартиры будут получать также семьи офицеров, прапорщиков, увольняющихся из районов Заполярья, Чукотки и Камчатки. Объемы финансирования программы должны корректироваться с учетом уровня инфляции.

Анатолий Владимирович, в чем же отличие новой системы обеспечения жильем — с помощью накопительно-ипотечной системы (НИС) — от прежних путей решения жилищной проблемы в армии и на флоте?

— Главное и основное — военнослужащие приобретают жилые помещения в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования. На счета участников НИС ежегодно перечисляется определенная сумма денег, которые со временем (через три года) можно использовать для получения жилищного кредита на покупку квартиры.

Накопительный взнос на 2007 год составляет 82.8 тысяч рублей. Всего же для финансирования НИС федеральным бюджетом предусмотрено выделение 5.5 млрд. рублей.

С учетом предыдущих лет, в настоящее время на счетах всех участников ипотеки учтено 3 миллиарда 259 миллионов рублей. Эти деньги не лежат мертвым грузом, а активно «работают»: так, инвестирование выгодных проектов позволило получить прибыль свыше 134 миллионов рублей, которые пойдут на приобретение жилья военным.

Более 45 тысяч военнослужащих всех силовых структур России сегодня изъявили желание участвовать в военной ипотеке. Предполагается, что к началу следующего года число участников накопительно-ипотечной системы возрастет почти в два раза.

В конце прошлого года было объявлено о проведении в Министерстве обороны эксперимента по приобретению жилья с помощью НИС. Можно ли подвести его итоги? Что показал эксперимент?

— По Закону квартиры по НИС военнослужащие должны получать только после 3 лет службы и накопления определенного вступительного взноса. Однако мы вышли в Правительство России с предложением провести эксперимент по обеспечению квартирами военных с помощью военной ипотеки раньше этого трехлетнего срока. Мы получили поддержку, отобрали более 300 офицеров, которые приобретают себе квартиры во всех регионах страны, в том числе в Московской и Ленинградской областях.

Уже заключено 191 целевых жилищных займов на приобретение квартир, в том числе с доплатой 80 квартир. Свидетельства о государственной регистрации прав собственности на квартиры получили 129 военнослужащих.

А это значит, что военная ипотека заработала, она представляет собой действительно эффективную, современную систему обеспечения жильем военных, а не очередной, как кликушествуют скептики, «прожект военного ведомства». Несомненным достоинством НИС является тот факт, что лейтенант, допустим, служит в закрытом военном городке, живет в служебной квартире, а постоянную квартиру получает в областном и республиканском центре и может распоряжаться ею как угодно: сдавать, поселить родителей, приезжать в отпуск, отдыхать.

Правда, эксперимент выявил и некоторые вопросы, которые надо решать. Пока основная масса жилья приобретается на вторичном рынке. Я же считаю, что девяносто процентов квартир мы должны «брать» на первичном рынке, в благоустроенных и комфортабельных новостройках. Я обратился с просьбой к губернаторам регионов, полномочным представителям Президента, взять этот вопрос на контроль. Планируем в сентябре — октябре провести по этой проблеме совещание. Надеюсь, нам удастся переломить ситуацию.

Анатолий Владимирович, а каковы перспективы обеспечения жильем военнослужащих с помощью государственных жилищных сертификатов (ГЖС) и что делается для совершенствования порядка их распределения и оформления?

— За период с начала этой программы — с 1998 года по настоящее время — с помощью ГЖС было обеспечено жильем 72,4 тыс. семей военнослужащих. В этом году спланировано выпуск и распределение Министерству обороны 8,4 тысяч сертификатов (на сумму 8,8 млрд. рублей).

В последние годы в порядок выпуска и оформления ГЖС внесены ряд существенных изменений. В 2004 году, был осуществлен переход к единому нормативу стоимости квадратного метра по Российской Федерации.

В 2002 году был предусмотрен расчет субсидии с учетом права на дополнительную площадь жилья. Введена процедура ведения государственным заказчиком подпрограммы единого реестра, выданных ГЖС. Регламентирована процедура замены сертификата. В бланк сертификата введен поименный состав семьи.

И тем не менее, приобретение квартир с помощью государственных жилищных сертификатов до сих пор процесс сложный и неоднозначный. Почему?

— Действительно, в административных центрах большинства регионов Российской Федерации затруднено приобретение жилья с помощью ГЖС без значительной доплаты, а в двадцати — крайне затруднено (города Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток и др.). Военнослужащие, прослужившие 20 и более лет, стоят перед выбором - отказаться от получения ГЖС или, получив сертификат, приобрести жилье меньшей, чем положено, расчетной социальной нормы или невысоких потребительских качеств, где-нибудь в райцентрах и поселках городского типа.

А почему стоимость жилищного сертификата не соответствует цене на рынке жилья?

— Норматив стоимости квадратного метра жилья, приобретаемого с помощью ГЖС, определяется координатором-заказчиком подпрограммы в лице Минрегионразвития. Мы не раз обращались с предложением увеличить этот норматив, приблизить его к средней рыночной стоимости жилья по стране. Однако, при увеличении реальной стоимости жилья за последний год в два раза, стоимость ГЖС увеличена только на 28 процентов.

По мнению координатора-заказчика предоставление субсидии является поддержкой государства в приобретении жилья. Военнослужащие вынуждены приобретать жилье в среднем на 10-12 процентов меньше существующей социальной нормы предоставления жилья или доплачивать в среднем до 16 процентов.

Кстати, с января прошлого года появилась возможность, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 года №865, использовать жилищную субсидию, получаемую через ГЖС в качестве стартового взноса по кредиту. Это позволяет покрыть разницу стоимости жилья между заложенной в сертификате и рыночной стоимостью в случае приобретения жилья с более высокими качественными характеристиками.

И еще одна деталь: трудно говорить о непривлекательности ГЖС в условиях, когда Министерству обороны выделяется в год восемь с половиной тысяч ГЖС, а минимальная потребность (количество желающих получить «непривлекательный сертификат») — составляет 24 тысячи человек. Тут есть над чем задуматься.

Одной из важнейших задач, которая находится на контроле Верховного Главнокомандующего, является создание современной военной инфраструктуры на Северном Кавказе, в частности, обустройство горных баз. Как решаются эти вопросы?

— В этом году будет завершено обустройство двух мотострелковых (горных) бригад в Зеленчугской и Ботлихе на Северном Кавказе. Сегодня уже подразделения прибывают, офицеры живут в благоустроенных общежитиях и домах. Военные городки Ботлих и Зеленчугская — это своего рода испытательные строительные полигоны по созданию военных городков двадцать первого века. Наша задача создать такие условия для жизни военных, что бы они чувствовали себя максимально комфортно, уютно, имели доступ ко всем современным благам цивилизации. Отсюда и требования к условиям проживания, к соцкультбыту. В Ботлихе будет культурно-досуговый центр со зрительным залом на 550 человек, детский сад, плавательный бассейн, стадион, площадка летнего отдыха. Делаем ландшафтную планировку для того, чтобы офицеру, прибывшему, к примеру, из Сибири, в сложных климатических условиях, хоть что-то напоминало его родные места.

В этом году в военном городке Ботлих запланировано ввести в эксплуатацию 122 объекта. Соответственно предусмотрено освоение 3,5 млрд. рублей капитальных вложений. По итогам 9-и месяцев 2007 года необходимо закончить строительство объектов жилой, казарменной, складской зон и зоны КЭЧ.

Работы ведутся работы на 70-и объектах, в том числе на 10-и объектах с опережением графиков, на 60-и объектах в со­ответствии с графиками производства работ.

Для своевременного выполнения задачи сосредоточены необходимые силы и средства — около 3 тысяч человек, 229 единиц ав­томобильной и строительно-дорожной техники. В настоящее время в Ботлихе (работы ведет Управление обустройства войск Министерства обороны) завершено строительство 49 объектов, в том числе солдатская столовая, баня, хлебопекарня, комбинат бытового обслуживания, а так же 7 жилых домов, 2 офицерских и 6 солдатских общежитий.

Эти объекты сдаются под ключ?

— Да, под ключ, жилые помещения полностью обеспеченные служебной мебелью. Вопросы у нас были по мебели, постарались приобрести хорошие, полноценные кухонные наборы для хозяек, жен офицеров, прапорщиков.

В спальнях, залах — стандартная мебель.

То есть, офицер привозит семью и она не будет ни в чем нуждаться?

— Совершенно верно, заселяется и живет в прилично обставленной квартире. Кстати, в Ботлихе около 400 семей военнослужащих уже справили новоселье, в станице Зеленчугской порядка 60 семей.

На сегодняшний день серьезных помех для ввода в строй к началу нового учебного года незавершенных объектов горных баз в Зеленчугской и Ботлихе я не вижу.

Кстати, в СМИ в свое время были много публикаций о том, что местные жители резко протестовали против строительства горной базы в Ботлихе. Какова сейчас ситуация и что получают дагестанцы от возведения военного объекта на их земле?

— Мы нашли взаимопонимание с местными жителями. Мне кажется, у местных жителей есть глубокое понимание того, что военные строители принесли в горы блага цивилизации. Судите сами: завершено обустрой­ство автодорог на участке Хунзах — Тлох — Муни — Ботлих — Тандо с длиной трассы 42 километров. Ботлиховский район получает стабильные источники электроэнергии и чистой воды. 90 процентов мощности построенной военными электроподстанции предназначены для местных населенных пунктов, водонасосная станция гарнизона предусматривает подачу воды в количестве 1900 кубометров в сутки для нужд села Ботлих, и 1215 кубометров для нужд военных.

Предусмотрено совместное использование очистных сооружений, за­вода по переработке твердых бытовых отходов. Кроме того, работу на стройках получили около тысячи жителей района и до трехсот ботлихцев. Фирмы-подрядчики поставлены на налоговый учет в этом районе, а значит, должны вносить свой вклад в экономико-социальное развитие региона, пополнять местный бюджет. Таковы факты, а они, как известно, вещь упрямая.

Какие еще важные объекты военной инфраструктуры строятся в интересах обороноспособности страны?

— Это, прежде всего, объекты Федеральной целевой программы (ФЦП) перехода на контракт. По сухопутной составляющей это около 125 тысяч контрактников. Сегодня в полном объеме обустроено 65 войсковых частей и соединений.

В солдатских общежитиях подготовлены места для 103 тысяч контрактников. Нет сомнения в том, что к концу этого года задачи по ФЦП будут выполнены. Другая сторона вопроса — объекты социально-культурной и бытовой сферы: столовые, банно-прачечные комбинаты, спортивно-оздоровительные комплексы, инженерные сети, водопроводы (качественная питьевая вода), реконструкция инженерных сетей. Они будут полностью введены в строй в следующем году.

Сложно у нас идет подготовка военных городков, зданий к зиме, не хватает денежных средств. До семидесяти процентов сооружений казарменно-жилищного фонда (КЖФ) имеет срок службы 30 и более лет. В девяностых годах на их ремонт средства выделялись буквально по «чайной ложке», и теперь, когда на здание выделяется в лучшем случае одна треть от требуемой суммы, приходится выбирать: делать кровлю и ремонтировать теплосети, закупить новые насосы, или, как говорится, «красить губы», ремонтировать фасады.

Анатолий Владимирович, какие задачи решает Служба в интересах видов и родов войск?

— По линии РВСН мы обустраиваем места базирования ракетных комплексов «Тополь-М» в Татищево и Тейково. Что касается космических войск, то здесь большое внимание уделяется обустройству космодромов. Большие планы существуют у нас по и развитию космодрома Плесецк. Первый российский космодром должен соответствовать городу будущего, городу двадцать первого века.

По Военно-морскому флоту структурные подразделения Службы приводят в порядок арсеналы, базовое торпедное вооружение. Особенно это касается баз с устаревшими фондами тридцатых-пятидесятых годов.

Приводятся в порядок системы инженерного обеспечения, пожарной безопасности. Параллельно идет создание современной береговой инфраструктуры для подводных лодок последнего поколения на Северном Флоте и Камчатке, о чем было недавно объявлено официально.

По Военно-воздушному флоту у нас пока не хватает средств для осуществления в полной мере работ по обустройству и ремонту фондов, поэтому мы в первую очередь выделили стратегическую дальнюю авиацию. Она полностью обеспечена всеми необходимым средствами, под остальные задачи создается специальная Федеральная целевая программа базирования ВВС.

Особое внимание уделяется, естественно, объектам, которые находятся на контроле президента, правительства, министра обороны.

Залогом успешного решения поставленных задач являются опыт наших предшественников, профессиональные кадры и готовность самоотверженно трудиться на благо Отечества.

Анатолий Владимирович, что бы вы пожелали сотрудникам Службы расквартирования и обустройства, ветеранам военно-строительного комплекса в преддверии профессионального праздника?

— Идти в ногу с жизнью, не забывать, что мы живем в двадцать первом веке и те проекты, которые применялись в семидесятых, восьмидесятых годах, сегодня уже безнадежно устарели. Нужны свежие технологические решения, живой интерес к новинкам и научным разработкам в строительном деле, применение новых технологий, материалов, планировочных решений.

Хотел бы, конечно же, пожелать всем крепкого здоровья, потому что работать на стройках в холод и зной, в условиях от минус 40 до плюс 50, может только настоящий мужчина, который и достоин высокого звания — «военный строитель».