Георгий Россов, независимый эксперт по антикризисному управлению и организационному консалтингу, политолог

Я убежден, что России грозит внутренний системный кризис. Само понятие «кризис» объяснять не нужно, оно понятно каждому. Системный кризис, как его определяют специалисты, — многофакторное явление, охватывающее все стороны деятельности и бытия государства. Власти знают об этом, но делают «хорошую мину при плохой игре». Они заняты решением своих узкокорпоративных, клановых проблем. Видимо, считают: после них хоть потоп.

Независимые эксперты, в том числе сотрудники кафедры «Концептуального анализа и проектирования» в подмосковном МФТИ аргументированно доказывают, что сегодня больны все основные составляющие элементы в хозяйственном организме Российской Федерации и всего нашего социума. Вот только их научные разработки нынешней властью не востребованы. Причина, в частности, в том, что госаппарат насквозь поражен раковой опухолью коррупции.

Известно, что результаты труда каждого управленца определяются результативностью его работы, эффективностью деятельности. У нас же, к сожалению, вообще не существует критерия, по которому можно определить эффективность работы управленческого аппарата. Чиновничья каста, сложившаяся у нас, работает без руля, без ветрил. Каждый начальник действует по наитию и по своим личным представлениям. Как правило, исходя, при этом из своих личных корыстных, коррупционных интересов, которые для него превыше всего.

Недавно начальник Экспертного управления Администрации Президента России А.Дворкович признал разумным размер пресловутого «отката» чиновникам – 10% бюджетных средств, выделяемых на реализацию того или иного проекта. А средним, но видимо, тоже приемлемым, — 30%. Бывает же, спокойно сказал чиновник, 50 и 60%. Дальше ехать, как говорится, некуда.

В наши дни лукавые политики из «партии власти» утверждают, что Россия уже встала с колен, на которые ее поставили Ельцин с «семьей». Но это только слова. В Писании сказано: «По делам их, узнаете их». А дела такие: в результате либеральных рыночных реформ в стране исчезло понятие производительности труда, изношенность основных фондов зашкаливает по отдельным отраслям за 90%, Россия сидит на нефтяной и газовой иглах. Мы входим в полосу техногенных катастроф, в частности, в системе ЖКХ. Я считаю, что срочно должен быть введен мобилизационный режим по чрезвычайным ситуациям, разработана специальная программа по преодолению сложившейся ситуации. Тут одного МЧС не хватит.

Кстати, давайте вспомним, о чем говорил в 1996 году тот же Чубайс, занимавший тогда пост руководителя президентской Администрации. О том, что России, как воздух, нужно иметь программу реструктуризации экономики с выделением наиболее перспективных отраслей, которые государству следует поддерживать. Правильная мысль! А что сегодня? Есть такая программа? Нынче государство продолжает уходить из экономики, и оно делает это сознательно.

Теперь возьмем общественную, политическую жизнь. Говорят, что здесь царят тишь, гладь и божья благодать, что все дела у нас вершатся демократическим путем. Это не так. Кстати, демократии в ее чистом виде вообще никогда и нигде не было — даже в древней Греции. В современном же мире демократия подменена властью денежных мешков.

Идет снижение профессионального уровня рабочих, техников, инженеров, других специалистов, — вообще происходит потеря профессионализма. Полностью извращено само понятие политики как отражения объективной реальности и добросовестного противостояния разных идейных точек зрения, толерантного отношения к оппозиции. У нас политическая жизнь полностью монополизирована со стороны одной партии, которую я называю партией воинствующих чиновников и бюрократов. Впрочем, Кремлю этого уже мало и он создает «под себя» еще одну карманную партию во главе с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым.

Нет, я не хочу сказать, что партия «Единая Россия» однородна в негативном плане. В ней немало честных, совестливых людей. Но у руководства ее стоят деятели, которые решают свои узко-корпоративные задачи и преследуют свои личные интересы.

В итоге берите любую сферу, любую сторону жизни — и увидите, что все находится в состоянии деградации. Происходят деиндустриализация, депопуляция, деградация нравственности, морали и прочие, прочие «де». Кстати, куда в России делся Бюджет развития? Взамен имеет место имитация управленческой деятельности и умышленное искажение реальной действительности. По большому счету нашей стране для ускоренного развития необходимы не четыре приоритетных национальных проекта, а 144. Только тогда можно будет говорить, что мы овладели ситуацией.

А посмотрим на судьбу наших золотовалютных запасов. Где они? В большей части размещены на Западе в ценных бумагах и акциях. То есть финансируют чужую экономику. Фактически они находятся в качестве залога «правильного поведения» России, гарантии продолжения ею порочного в своей односторонности прозападного курса, заложенного еще Ельциным.

Нам же говорят, что на развитие реальных секторов экономики у нашего правительства денег не хватает. Деньги есть и их очень много! Только используются они совсем не в интересах развития реальной экономики России.

Предвижу, что мне возразят: крупнейшие российские корпорации, такие, как «Газпром», — процветают. Отвечу: у российских корпораций растет задолженность перед финансовыми кругами Запада. Они в долгах, как в шелках. «Газпром» уже давно не национальное достояние России. Его финансовое положение очень непростое.

Вопрос: почему при таких размерах Стабфонда и золотовалютных запасов «Газпром» при покупке у Р.Абрамовича «Сибнефти» не взял средства у своего государства, а залез в долги на Западе? Независимые специалисты хорошо понимают, какая задача реально решалась под прикрытием этой сделки. В России активно идет скрытая экспансия иностранного капитала, и многие стратегические акционированные предприятия (в том числе и в ВПК, не говоря о ТЭКе) уже находятся под его контролем. Пример «ЮКОСа», где в составе руководства были известные финансовые магнаты Запада, — это только то, что лежало на поверхности.

Сейчас мы не имеем полной картины того, что творится с «нашей» экономикой, где государству со времен Е.Гайдара, В.Черномырдина и М.Касьянова отводилась роль «ночного сторожа» и все решалось в пользу узкого круга близких к власти известных лиц, часто с двойным гражданством. Покойный ныне академик И.Моисеев предупреждал, что у новой России будет только два пути. Один – латиноамериканский, полуколониальный. Другой — путь роста независимого государственного национального капитала и суверенного развития страны. По последнему сегодня идут милитаризирующаяся Япония и, особенно, мощный во всех отношениях Китай, а также Индия. Мы же продолжаем следовать первым, латиноамериканским путем, оказываясь во все большей зависимости от Запада. И не видим при этом, что сам Запад становится все более, уязвимым, подверженным внутренним факторам саморазрушения.

Одно из доказательств тому — многократное превышение американской валюты над ВВП Соединенных Штатов Америки. Поясню: за рубежом крутится такая масса американских долларов, которую уравновесить валовой внутренний продукт США не в состоянии. Между прочим, об этом с тревогой пишут такие видные специалисты, как Дж.Сорос в «Алхимии финансов» и другие известные высокопрофессиональные финансисты. Они предупреждают: западная система трещит по всем швам. И прямо признают, что боятся, какие страшные последствия это вызовет во всем мире. Если рухнет «долларовая пирамида», тогда подвергнется коллапсу и вся мировая финансовая система и мировая экономика. И где мы тогда будем?

По оценкам различных специалистов «окно для спасения» нашей России сужено до 10-13 лет. То есть времени у нас фактически не остается для разработки и создания адекватного механизма по противостоянию внутреннему системному кризису. Дальше ситуация пойдет вразнос по законам необратимости. Впрочем, допускаю, что нынешняя ситуация может в любой момент измениться к худшему и перейти в ЧП.

Записал Борис Кротков