Короче говоря, вероятность вступления Украины в НАТО остается достаточно высокой. К чему это может привести?

В данном материале не рассматривается политическая составляющая такого акта со стороны Украины. Основным вопросом является исследование того, каким образом отразится потенциальное вступление Украины на стратегической стабильности в мире и на безопасности Российской Федерации.

Вероятнее всего, будущие войны будут вестись в основном за энергоресурсы, и здесь Россия должна быть готова ответить на любые вызовы. Поэтому в таких условиях вновь особую роль будет играть ядерное сдерживание, так как главными потребителями энергоресурсов являются США и Китай, обладающие ядерным оружием, а также страны Евросоюза, две из которых владеют ядерным оружием (Великобритания и Франция), а большинство остальных являются членами НАТО, причем в некоторых из них размещено американское ядерное оружие.

Ведь именно поэтому идет интенсивное продвижение альянса на восток — на границы с Россией. Разговоры о том, что НАТО теперь не военная организация, не выдерживают никакой критики. Операция НАТО по бомбежке Белграда и других городов и объектов Сербии подтверждает военную сущность этой организации.

Заявление США и НАТО о том, что к 2011 году на территориях Польши и Чехии будут развернуты американские комплексы ПРО, можно рассматривать как подтверждение антироссийской направленности альянса.

Теперь можно перейти к конкретным последствиям вступления Украины в НАТО.

1. Как известно, значительная часть российских РВСН состоит из ракетных комплексов Р-36М УТТХ и Р-36М2, гарантийный срок эксплуатации которых заканчивается в ближайшее время. Ранее предполагалось, что КБ «Южное» и Южмашзавод будут проводить, и в настоящее время уже проводят, работы по продлению срока технической годности этих комплексов еще на 10-15 лет, что позволит России продолжить перевооружение своих СЯС постепенно, без дополнительной нагрузки на экономику.

В случае же вступления в НАТО Украина может отказаться от проводимых работ, так как они противоречат основным принципам блока.

Тогда Российской Федерации придется ускоренными темпами разрабатывать комплекс морского и наземного базирования «Булава», а также модифицировать ракетный комплекс «Тополь-М» под ракеты с РГЧ (3-4 боевых блока). Кроме того, может возникнуть необходимость нового ракетного комплекса МБР с РГЧ. Все подобные мероприятия должны будут проводиться для того, чтобы в будущем находиться по количеству боезарядов на уровне Договора СНП (1700-2200 боезарядов).

Заметим, что отрицательный фактор вступления Украины в НАТО может быть в конце концов компенсирован, но на это потребуются дополнительные финансовые затраты со стороны РФ.

2. В настоящее время на территории Украины находятся две РЛС системы ПРН («Днепр») — в Мукачево и Севастополе. В соответствии с Соглашением между правительствами РФ и Украины о средствах предупреждения о ракетном нападении и контроле космического пространства, они принадлежат Украине, но эксплуатируются в интересах России. Они способны давать информацию с западного и юго-западного ракетоопасных направлений. Следует отметить, что станция РЛС СПРН в Барановичах (Белоруссия) принадлежит России.

Как известно, снижение достоверности о ракетном нападении (а именно это может произойти, если прекратить эксплуатацию станций) приведет к снижению вероятности принятия правильного решения об ответных действиях стороны, подвергшейся нападению. Причем большое значение имеет фактор времени, в течение которого должно быть принято такое решение. В результате пострадает стратегическая стабильность в мире в целом, так как принятие ошибочного решения приведет к крайне негативным последствиям. Это уже показало закрытие станции СПРН в Скрунде (Латвия), когда в конце 90-х годов СЯС РФ были приведены в состояние полной боевой готовности из-за ложного сигнала, полученного с Северо-западного направления. Если бы станция в Скрунде продолжала функционировать и не продублировала ложный сигнал, такого происшествия могло и не произойти.

Во время «газовой войны» конца 2005 — начала 2006 года на Украине уже звучали предложения по отключению РЛС в Севастополе и Мукачево от источников электропитания. В случае прекращения эксплуатации этих станций в интересах России вероятность получения ложных сигналов о запуске ракет с контролируемых направлений значительно возрастает, что также будет приводить к снижению уровня стратегической стабильности в мире. То же самое может произойти и в случае передачи РЛС в Севастополе и Мукачево Соединенным Штатам.

Многие эксперты в США понимают такую вероятность и считают, что наличие в эксплуатации большого количества подобных РЛС приводит только к повышению стратегической стабильности.

Напрашивается вывод о том, что прекращение эксплуатации РЛС СПРН в Севастополе и Мукачево в интересах России или передача их США приведет к снижению уровня стратегической стабильности и не будет способствовать национальным интересам России, Соединенных Штатов и других стран — членов НАТО.

3. Развертывание на восточных границах Украины тактического ядерного оружия альянса, передислоцированного с территории других западных стран — членов этого блока, для России сразу превратит его в стратегическое, так как под ударом могут оказаться такие важнейшие центры РФ, как Москва, Ростов-на-Дону, Воронеж, Краснодар, Курск и многие другие.

Следовательно, развертывание на территории Украины тактического оружия НАТО приведет к резкому изменению баланса ядерных сил в Европе и дестабилизации всей обстановки в мире.

4. И еще о развертывании на территории Украины, так же как и в Польше и в Чехии, американских комплексов стратегической ПРО.

Развертывание любых комплексов стратегических ПРО приводит к дестабилизации стратегической обстановки, так как создает у обладателей такого оружия безосновательное убеждение в том, что в ядерной войне возможно одержать победу. А развертывание этих комплексов на территории Украины приведет к тому, что Россия может вновь оказаться втянутой в очередную гонку вооружений, которая отрицательно отразится на стратегической стабильности в мире и поставит в трудное положение всю российскую экономику.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вступление Украины в НАТО приведет к снижению уровня стратегической стабильности в мире и не отвечает национальным интересам России, США и всех стран НАТО.

Источник: сетевой журнал «Территория жизни»