Один из первых национальных героев России, Руси. В памяти народной он по-прежнему на коне, на верном Бурушке.
Богатырь Илья Муромец в России известен всем. Мы знаем его не только как былинный образ, не только как православного святого, чьи мощи покоятся в Киево-Печорской лавре, но и как покровителя Ракетных войск стратегического назначения и пограничных войск России. Если приглядеться к судьбе этого эпического героя – можно увидеть символику, сокровенно важную для понимания судеб нашей страны. Неслучайно в недавнем исследовании «Самосознание и национальный характер русских» Илья Муромец был признан наиболее ярко выраженным русским характером.
Героический эпос – это не только корни любой культуры, но и, уж извините за патетику, предначертание будущей судьбы народа. Илья Муромец – герой патриархального, консервативного общества. Сказители подчёркивают, что перед нами – опытный воин в почтенном возрасте – «Старый казак Илья Муромец». Былины об Илье Муромце стали появляться несколько позже былин о Добрыне Никитиче – и, как фольклорный персонаж, Илья был моложе своего благородного собрата. Может быть, поэтому авторы фильма «Илья Муромец» старшим по возрасту назвали Добрыню. Но во всех былинных сюжетах подчёркивается старшинство Ильи. «Старым» его величают даже, когда речь идёт о первых подвигах богатыря, хотя точно известен его возраст в то время – тридцать лет (в некоторых вариантах – тридцать лет и три года). Нередко в позднейшей истории нашей страны именно «старые казаки» становились героями и спасителями Отечества – вспомним Суворова в Альпах или Кутузова в 1812-м году. Так уж сложилось: образ Ильи появился, когда былины о Добрыне и Алёше Поповиче уже ходили в народе. Но он быстро завоевал центральное место в русском эпосе.
Чем он уникален, ключевой герой русского народного эпоса – сын крестьянина, Илья Иванович Муромец? Вспомним его собратьев – детей разных народов. Роланд – племянник (а по некоторым версиям – побочный сын) Карла Великого, Рустам - сын знаменитого богатыря, Геракл – сын Зевса... С каждым из них у Ильи немало общего, но они – отпрыски царских родов, потомки языческих божеств… А русским героем стал простолюдин, плебей, о котором надменные князья и бояре подчас говорили: «Мужик, деревенщина!». Об этом стоит задуматься. Илья человечнее, чем исполин Святогор, мудрее, чем Добрыня, честнее, чем Алёша. Сила и мудрость простого человека непобедимы – такое убеждение присуще русскому народу и оно нас никогда не подводило. Вот игры в «элитарщину» не раз приводили Русь на грань гибели – и у великих наших богатырей опускались руки.
Это прочувствовал Алексей Константинович Толстой, в его стихотворении Илья Муромец – носитель консервативных крестьянских ценностей. В патриции он не стремится, не потакает ничьей спеси, поварчивает на тех, кого искушают новомодные украшения жизни:
Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!..
Первым подвигом Ильи был подвиг милосердия. Болезнь с младенчества приковала его к постели. Но, когда калики перехожие попросили у него милостыню – Илья испытал настолько сильный порыв помочь им, что его вознаградили исцелением и богатырской силушкой. Есть и такое мнение: миф об Илье Муромце воспевает пассивность, лень. Чему учит былина? Пролежи на печи тридцать лет и три года – и будут тебе честь и хвала. Но нельзя упускать суть сюжета: не за лень вознаградили Илью, а за душевный порыв, за доброту, за желание помочь людям. Только глухое сердце может воспринять это как пассивность. За доброе сердце получил Илья богатырскую силу.
Что было потом – всем известно:
Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова,
Выезжал удаленький дородный добрый молодец,
Он стоял заутрену во Муроме,
А-й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град…
Первая проба богатырских сил - сеча с вражескими войсками под Черниговом и пленение Соловья-разбойника.
Последний подвиг «старого казака Ильи Муромца» тоже известен: проехав по последней из «трёх дорог», Илья нашёл клад, несметные сокровища. Но к чему богатырю золото да серебро? Всё своё богатство он потратил на строительство храма:
Построил он церковь соборную.
Тут Илья и окаменел,
И поныне его мощи нетленные.
В версии другого сказителя развязка выглядит так:
«Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки».
Любопытно, что первым театральным представлением петровского времени, который играли в селе Преображенском в честь молодожёнов – царя Петра и Евдокии Лопухиной – был спектакль «Илья муромский богатырь и Соловей разбойник».
Герои русского богатырского эпоса – самоотверженные защитники Православия и Отчизны. Таков Добрыня: один из его исторических прототипов – дядька князя Владимира, креститель Новгорода, подавивший мятеж волхвов. Таков и Алёша: он был сыном одного из святых ростовских епископов. По одной версии он – святителя Леонтия, по другой – Феодора. Они были крестителями Залесской Руси. Судьбы наших легендарных богатырей крепко связаны с Крещением Руси – исторически и мистически. Недаром Демьян Бедный в богоборческом порыве написал пьесу «Богатыри», в которой осмеял разом Крещение, Илью, Добрыню, Алёшу. Кощунственную комедию поставили в московском Камерном театре. Пьеса возмутила Молотова и Сталина, и вскоре Демьяна Бедного исключили из партии. Иногда и из партии воинствующих атеистов исключали за хулу на Крещение Руси…
Проходили века, но герои русских былин всегда действовали в эпоху крещения Руси – при князе Владимире. Подвиги Ильи напрямую связаны с преодолением язычества. Он одолевает Идолище поганое, он отрубает голову вражескому богатырю Жидовину, который, по мнению некоторых исследователей, символизировал хазарскую экспансию. Князь Владимир в богатырском эпосе – далеко не идеальный герой. Подчас он несправедливо обижал Илью, но, когда нужно было встать на защиты Отечества, богатырь забывал об обидах, служил народу и государству. В этом сюжете – важная метафора нашей истории.
Служба Ильи проходила на заставе богатырской, первым встречал врагов, защищал Родину – и ни силой, ни хитростью никто не мог его одолеть. Именно поэтому его признали своим героем пограничники. Вершина русского эпоса – былина о противостоянии Ильи Муромца с иноземными захватчиками, с Калином-царём. Эта патриотическая былина обретала особую популярность в годы военных испытаний, когда вставал вопрос о независимости Родины, когда над страной нависала смертельная опасность. После победы на Угре наша страна, как бы она ни называлась – Московская Русь, Российская империя, РСФСР, СССР – не покорялась врагами, неизменно побеждала. Мы привыкли к победам в отечественных войнах, считаем их чем-то естественным, даже неизбежным. А ведь в истории гораздо больше примеров «благоразумного» подчинения напору завоевателя, чем образцов победного сопротивления. В последние три века именно Россия неизменно вставала на пути кандидатов в мировые гегемоны. В эти века былине об Илье Муромце были известны каждому мальчишке. Пример богатырского служения воспитывал воинов. И не было в мире более стойкой армии. Былины об Илье слушали и запоминали будущие ополченцы князя Пожарского, славные преображенцы и семёновцы – первые российские гвардейцы… А суворовские солдаты – те, кто был учён грамоте – читывали лубочную книжку «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-Разбойнике», в которой пересказывались сюжеты нескольких былин. А 1812-й всем напомнил о победах Ильи над Калином. События ХХ века снова пробудили фантазию сказителей, и в былинах об Илье появились новые мотивы. К тому времени на всю Россию уже прогремели картины Виктора Васнецова, посвящённые богатырям – «Богатыри» (в народе её чаще называют «Три богатыря») и «Илья Муромец». Не счесть копий васнецовских «Богатырей», украшавших скромные избы и городские комнаты советских людей, знавших цену воинскому подвигу. Васнецов писал: "картина моя "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!". Именно на страже, а не в бою, изобразил их художник, стремившийся передать образ грозной, но миролюбивой силы. И в центре картины, конечно, Илья Муромец – старший из «крестовых братьев». Он излучает спокойствие, он слит с русской природой – с предгрозовым небом, с широкими холмами, с крепкими дубравами. Защитник сирот и бедных вдов, защитник земли русской – именно так он говорил о себе перед большими битвами.
И приехали они ко силушке татарскоей,
Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую,
Притоптали тут всю силушку великую,
И приехали к полатке полотняноей;
А сидит собака Калин-царь в полатке полотняноей.
Говорят-то как богатыри да святорусьскии:
– А срубить-то буйную головушку
А тому собаке царю Калину.–
Говорил старой казак да Илья Муромец:
– А почто рубить ему да буйная головушка?
Мы свезёмте-тко его во стольний Киев-град
Да й ко славному ко князю ко Владымиру. –
Так завершилось главное сражение Ильи Муромца.
В эпической биографии Ильи есть и минуты затмения. В ответ на лукавство князя он подчас впадал в ярость, однажды затеял стрельбу по золотым куполам, а потом – загул с «голями кабацкими». Таковы все самые любимые в народе эпические герои: они подчас ошибаются, оступаются, поскольку не схематичны, а человечны. В этом Илья схож и с Гильгамешем, и с Гераклом, и с нибелунгами, и с Давидом Сасунским… К тому же, сюжет о ярости Ильи Муромца связан с народным восстанием против ростовщиков. Илья в этой былине показывает своё презрение к золоту, к стяжательству. И всё-таки многие по сей день не могут ему простить стрельбу по куполам.
Другое дело – его исторический тёзка и один из исторических прототипов. В 1643-м году Илья Муромец – воин и монах – был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Полностью отождествлять его с былинным героем нельзя: эпос вобрал в себя многие сюжеты, славные дела столетий, который народ связывал с любимым образом богатыря. И всё-таки в этой истории есть поразительные факты! В 1701 г. мощи богатыря описал паломник И. Лукьянов: «Тут же видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении пребывающего под покровом златым, ростом яко нонешние крупные люди, рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке, а правая рука его изображена крестное знамение».
Кто бывал в Киево-Печерской лавре – тот не забудет мощи святого угодника Илии Печерского, Ильи Муромца, широкоплечего, крепкого человека. В ХХ веке несколько раз предпринимались исследования останков богатыря. Анатомы определили, что Илья перенёс серьёзную болезнь позвоночника, подтверждая былинный сюжет о многолетнем бессилии молодого сильного мужчины. А ещё на его теле обнаружено множество ран, одна из них – от вражеского копья, смертельная, в сердце. Видно, защитник земли русской принял неравный бой. То ли защищал монастырь, то ли постригся в монахи после долгой воинской службы.
…В 1956-м году на экраны страны вышел цветной широкоэкранный кинофильм режиссёра Александра Птушко «Илья Муромец». Роль богатыря исполнил Борис Андреев – актёр, олицетворявший героизм народа. Получилась впечатляющая, истинно эпическая картина. Компьютерных технологий в те времена не было – а чудеса «Ильи Муромца» впечатляют и по сей день… И массовые сцены, не знающие равных в мировом кинематографе (былинный размах!), и распевная речь Бориса Андреева – всё в этом фильме соответствует эпическому настрою. А разве можно забыть взгляд богатыря с картины Васнецова? Это полотно известно каждому русскому человеку, оно вдохновляет, учит мужеству, учит любить Отечество. Образ Ильи Муромца любим и всеми, понятен миллионам – и всё-таки он таинственен, как сама природа. Бдительно глядит вдаль православный богатырь – старый казак Илья Иванович Муромец, крестьянский сын, непобедимый воин. Он несёт свой крест, не прячась за чужими спинами. Первым грудью встречает вражьи стрелы. Он бессмертен, пока помнятся на земле его подвиги. Не исчезнет память об Илье – не переведутся богатыри на земле русской.