Те, кто природой не был награждён,

Забудутся – печален их удел,

Тебе ж, чтоб не пропала связь времён,

С грядущим поделиться Бог велел.

(У. Шекспир. Сонет 11)

Не многим выпадает такая судьба… В истории любого государства подобных людей – не больше десятка–двух. Это редчайшая ценность. Их опыт пристально изучают. Их наследие тщательно берегут. Их имена составляют национальную гордость. Но есть среди этих десятков единицы, жизнь которых становится в людской памяти чем-то ещё более значительным, определяющим – настоящей легендой, мощным маяком или даже национальной идеей.

Таков Людвиг Нобель, история которого до недавнего времени была для россиян совершеннейшей загадкой. Впрочем, биография его и по сей день остаётся тайной.

Тайна

В 1914 году килограмм ржаного хлеба в Москве стоил 7 копеек, говядину можно было купить по 38 копеек за килограмм. Курс золотого рубля равнялся 0,51 американского доллара. Капитал семьи Нобелей в это время составлял 60 миллионов золотых рублей. В списке 30 самых обеспеченных русских начала XX века по версии журнала «Forbes» шведы Нобели разделили первое место с известным банкиром и промышленником Второвым, разбогатевшим торговлей. Нобели же занимались машиностроением и нефтью.

Их клан состоял из Эммануила, четырёх его сыновей (Роберта, Людвига, Альфреда и Эмиля) и внука Эммануила (сына Людвига). Переехав в Россию в 1842 году, Эммануил старший основал в Санкт-Петербурге механический завод по производству разнообразной военной техники. Во время Крымской войны Нобель поставлял российской армии вооружение и изобретённые им подводные мины, фактически спасшие русский флот на подступах к Кронштадту и финским портам. Однако после войны заказы иссякли, и в 1859 году Эммануил с двумя младшими сыновьями вернулся в Стокгольм, где Альфред вскоре запатентовал нитроглицерин и занялся его производством. Из-за своей крайней нестабильности это вещество взрывалось при малейшем сотрясении. Трагедия следовала за трагедией. Взрывались заводы в Нью-Йорке, Сиднее, Сан-Франциско, Ливерпуле. Произошло это и в Стокгольме. Под обломками завода погибли все рабочие и младший брат Альфреда Эмиль.

Людвиг, оставшийся в России, со временем превратил унаследованное от отца предприятие в Петербурге в крупный машиностроительный завод «Людвиг Нобель». При участии Роберта и Альфреда он основал нефтепромышленное предприятие «Товарищество братьев Нобель», реорганизовал транспортировку нефти из Баку, заменив перевозку в бочках перекачкой по трубопроводам, впервые в мире применил морские и речные нефтеналивные суда.

Конечным нефтяным пунктом на Волге был Рыбинск. Во второй половине XIX века этот город являлся крупным портом. Здесь Нобели открыли «Сухой док СЛИП», положивший начало целой индустрии нефтепереработки и… первой из легенд, которыми овеяно имя Людвига Нобеля, – знаменитым «нобелевским городкам».

Сегодня их называют социально-экономическим феноменом рубежа XIX-XX веков. В то время как рабочие других российских заводов зачастую ходили босиком, не имея возможности купить себе обувь, работники предприятий Нобеля нередко совершали свой вечерний променад по набережным Петербурга, Ярославля или Рыбинска в белых перчатках. Помимо приличного жалованья, Людвиг предоставлял свои рабочим бесплатное лечение и специальные квартиры. Рядом с предприятиями строились бани. Нобель содержал школы и организовывал доставку в них детей своих работников от дома и обратно.

Он основал первые в России профсоюзы. Сократил рабочий день на своих предприятиях. Строго следил за соблюдением всех условий найма, регулярностью выплат, следованием общему Уставу промышленности и частным «Правилам внутреннего распорядка», в том числе особенностям приёма на работу детей, подростков и женщин. Фактически это было начало формирования социально-ориентированного бизнеса. А некоторые исследователи даже называют Людвига Нобеля основоположником модели шведского социализма.

Другая легенда о «русском Нобеле» связана с основанной в 1888 году в России премией его имени. Есть мнение, что не будь Людвига, возможно, не было бы и знаменитой шведской нобелевки, учреждённой семь лет спустя по завещанию Альфреда Нобеля. И дело не только в том, что капитал Альфреда складывался при немалом участии брата. Сильное влияние Людвига на знаменитого изобретателя динамита было заметно всем их современникам.

Во-первых, для любого мальчика старший брат, как правило, является большим авторитетом и образцом для подражания. А Альфред к тому же обладал, мягко говоря, не очень сильным характером, был зависимой, тревожной личностью. Широко известно, к примеру, как сильно он боялся быть похороненным заживо. С возрастом эта фобия превратилась у него в настоящую паранойю. А отношения Альфреда с женщинами… В 40 лет (!) он спрашивал у мамы разрешения на брак с Сарой Бернар, а, получив нагоняй, послушно порвал с ней.

Смерть младшего брата во время взрыва завода и спровоцированный ею паралич отца породили в Альфреде глубочайшее чувство вины. Когда же умер и старший брат, и из-за ошибки газетчиков Альфред узнал об истинном отношении общества к нему и его изобретениям (об этом мы рассказывали на портале «Хранитель» в статье «Возвращение» - см. http://psj.ru/saver_national/detail.php?ID=67294), жизнь всеми уважаемого Людвига стала для «динамитного короля» подлинным ориентиром. А учреждённая потомками и коллегами «русского Нобеля» премия его имени, несомненно, повлияла на решение Альфреда установить после его смерти подобную награду и в Швеции.

Впрочем, документальных свидетельств этому не найдено. Возможно, пока. Ведь архивы и биография Людвига, в отличие от его знаменитого брата, изучены ещё очень мало. Немногие исследователи едины только в одном – из всех четырёх сыновей Эммануила Людвиг был самым талантливым. Но жизнь последнего, его деятельность, любовь, судьба его десятерых (!) детей – всё это пока представляет собой одну большую тайну.

Как сказал на недавней конференции народный артист СССР и России Владимир Васильев: «История Людвига Нобеля – это интрига, полная недосказанностей, незавершённостей. Это настоящее огромное поле для деятельности не только учёных-исследователей, но, может даже в ещё большей степени, – для художников, артистов, режиссёров, писателей». И с этим нельзя не согласиться, ведь жизнь «русского Нобеля» – не только тайна, но и символ.

Символ

27 июля 2011 года в Рыбинске в основание будущего памятника Людвигу Нобелю был заложен камень. Этот камень – осколок скалы Скандинавских гор, принесённый в среднюю полосу великим ледником 130 миллионов лет назад. Скруглённый в пути и отшлифованный временем, сей валун ­– пришелец на российской земле, но он так давно и прочно врос в неё, что представить себе пейзаж русской равнины без него, наверное, просто невозможно.

Очень скоро на месте этого камня появится бронзовый мемориал – в память о Людвиге Нобеле, осколке скандинавской культуры, пришедшем в русскую землю 11-летним мальчишкой и вросшем в неё всем сердцем. Пока революционные бури не вырвали пущенные им корешки отсюда без остатка. Его завод был национализирован и переименован. Все его дети, включая старшего сына Эммануила, который продолжил дело отца и превратил завод «Людвиг Нобель» в самое высокотехнологичное предприятие Европы, покинули советскую Россию.

Но не так легко стереть следы ледника с поверхности почвы. Не так легко стереть добрую память в людских сердцах. Это удивительно, но в Ярославле, Рыбинске и даже крошечном Тутаеве до сих пор сохранились здания (в том числе деревянные!), построенные или используемые Нобелями – бывшие керосиновые будки, конторы товарищества «Бранобель», Константиновский завод… А «Сухой док СЛИП», заложенный Людвигом ещё в 1905 году, вы не поверите, работает до сих пор! Из судоремонтного он стал судостроительным. А недавно к нему вернулось и его историческое имя. Предприятие стало называться «Верфь братьев Нобель».

Кроме того в Рыбинске по сей день работает речное училище, основанное Людвигом. Одна из улиц названа его именем. Существует единственный в России «Музей братьев Нобель». В Ярославле в 2003 году выпущено солидное издание «Нобели для России, Россия для Нобелей». А в Санкт-Петербурге в 2005 году был учреждён Фонд Людвига Нобеля, который занялся изучением истории семьи Нобелей в России, публикацией связанных с ней документов, а также продолжением их традиций в поддержке талантов, освещении и продвижении значимых для России проектов.

Усилиями Фонда премия Людвига Нобеля, которая существовала с 1888 по 1917 годы, была возрождена и сегодня вновь является одной из самых известных и уважаемых в России. В 2010 году Фонд начал реализацию международного проекта, получившего название «Русские Нобелевские сезоны». В его рамках уже состоялись юбилейные торжества в честь лауреатов премии Людвига Нобеля Владимира Васильева, Анатолия Карпова. А в сентябре этого года в Париже будет торжественно отмечаться и юбилей графа Петра Шереметева. Недавно под эгидой Фонда в Москве прошёл Первый форум олимпийцев, гостями которого стали более 600 прославленных российских спортсменов. Помимо всего этого Фонд занимается ещё организацией тематических выставок, выпускает книжную серию «Русскiй Нобель» и международный журнал с тем же названием, участвует в подготовке телевизионных программ и документальных фильмов о лауреатах премии Людвига Нобеля. А в планах – съёмка и художественного кино о жизни этого незаурядного, недооценённого, недоизученного человека.

27 июля 2011 года – день 180-летия Людвига Нобеля. К этому празднику Фонд организовал несколько торжественных и очень представительных мероприятий. В том числе научную конференцию «Л. Э. Нобель – выдающийся промышленник, учёный, меценат. Вклад в развитие России», которая проходила в здании бывшего губернаторского дома, а ныне Ярославского художественного музея. А также ту самую, упомянутую выше, закладку камня в основание будущего памятника Людвигу Нобелю в Рыбинске (фоторепортаж см. ниже).

В торжествах приняли участие губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, заместитель губернатора Сергей Берёзкин, глава Ярославского муниципального района Андрей Решатов, директор Нобелевского научно-информационного центра, профессор, почётный работник ТЭК, член Общественной палаты Ярославской области и города Ярославля Анатолий Сергеев, руководитель «Музея братьев Нобель» Владимир Рябой и, конечно, лауреаты премии Людвига Нобеля: Владимир Васильев, Лариса Латынина, Алексей Леонов, Елена Образцова, Леонид Рошаль, Марк Тайманов, Валентина Терешкова (родившаяся, кстати, именно в Тутаевском районе Ярославской области), Ксавье Эммануэли (Франция).

Для каждой из перечисленных здесь персон Людвиг Нобель означает что-то своё, особое. Кто-то больше ценит его исторические заслуги: вклад в обороноспособность тогдашней России, в техническую оснащённость армии. «Нобель придумал двойной корпус корабля, поднял двигателестроение и всю экономику страны, – подчёркивал в своём выступлении на конференции лётчик-космонавт Алексей Леонов. – Сегодня в России много людей, которые обладают куда большим капиталом, но ни одному из них я не дал бы разрешения поместить герб страны на свою продукцию – привилегия, которой был удостоен Людвиг Нобель».

Для других важнее то влияние, которое Нобель оказывал и продолжает оказывать даже сегодня, на своих далёких потомков. «Мы совершенно не замечаем талантливых людей, живущих среди нас, – отмечал народный артист СССР и России Владимир Васильев. – Людвиг Нобель напомнил нам, насколько это важно и ценно. Спустя век после своей смерти, он смог объединить нас не только в этом зале, но и, что ещё важнее, в этом деле. За что мы будем ему глубоко благодарны».

Третьи ценят Людвига, прежде всего, как образец предпринимателя. «Он доказал, что бизнес может быть честным, порядочным, социально ориентированным», – акцентировал руководитель музея Нобелей Владимир Рябой.

Нам ещё только предстоит осознать, насколько на самом деле велика та роль, которую сыграл этот швед в истории России. Но нельзя не согласиться с мнением Анны Яковлевой, одного из руководителей Фонда: «Это совершенно ясно уже сегодня: Людвиг Нобель – человек уровня Петра Великого». А его судьба, добавлю, очень похожа на… промысел.

Промысел

У этого слова, как известно, несколько смыслов. В самом прозаическом оно означает сеть промышленных предприятий добывающего типа. Что, впрочем, тоже подходит, ведь Людвиг занимался переработкой нефти.

Но я-то имела ввиду другой промысел (или по-старому, промысл) – Божий. Определяемый священнослужителями как «непрестанное действие в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, всё обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению каждого человека в отдельности и человечество в целом».

Почему и зачем Нобелю выпала такая судьба: быть непризнанным при жизни, забытым после смерти и возрождённым в памяти потомков через полтора века после своего рождения? «Глубины промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, – пишет протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев. – Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу».

Свой выбор в пользу добра Людвиг доказал не только собственной жизнью. Видимо, именно это имел ввиду руководитель Фонда Нобеля Евгений Лукошков в своём выступлении на конференции, когда упоминал изречение Дмитрия Лихачёва о том, что в любом успешном деле обязательно присутствует нравственное начало.

Пример Людвига подтверждает справедливость высказывания академика. И вселяет веру: какие бы трудности ни выпадали, жизнь по законам совести и добра непременно приведёт человека к успеху. И наоборот: всякое преуспевающее, но не имеющее нравственного начала предприятие рано или поздно обречено на провал.

Фото автора.

 

Слушатели конференции в зале Ярославского художественного музея

Участники конференции «Л. Э. Нобель – выдающийся промышленник, учёный, меценат. Вклад в развитие России»

Жители Рыбинска проявили немалый интерес к будущему монументу

Церемония закладки камня в основание памятника

Торжественный момент…

Надпись на камне: «Здесь будет установлен памятник гражданину России, выдающемуся промышленнику, учёному, меценату Людвигу Нобелю.

Фонд Людвига Нобеля в дар Рыбинску»