В Южной Корее недавно произошло важное событие, связанное с ратной историей России. В ходе ноябрьского визита в эту страну Президента России Дмитрия Медведева ему в торжественной обстановке был передан флаг легендарного русского крейсера «Варяг». Церемония прошла в Сеуле в российском посольстве. Флаг с «Варяга» Дмитрию Медведеву передал мэр города Инчхона, где в местном музее хранились некоторые реликвии с крейсера. Крейсер стал легендой после неравного боя с японской эскадрой близ Инчхона во время русско-японской войны 1904 года. Получив серьезные повреждения, он был затоплен его командой, но врагу не сдался.

Вручение флага «Варяга» российскому президенту дает повод вновь вернуться к подвигу русских моряков, к его известным и малоизвестным страницам. Тем более что волны времени размывают детали этого подвига, и не все сегодня имеют о нем четкое представление, особенное молодежь. Даже некоторый информагентства, сообщая о передаче реликвии, утверждали, что крейсер тогда погиб. Но так ли это?

От Владивостокского вокзала, конечного пункта самой длинной в мире Транссибирской железной дороги, рукой подать до центральной улицы – Светлановской. По ней когда-то ходили герои замечательного романа Валентина Пикуля «Крейсера», посвященного русско-японской войне. Сражения бушевали на суше и на море ровно сто лет назад. Здесь, во Владивостоке, дальневосточном форпосте России, немало памятных мест, связанных с историей освоения и защиты рубежей далекого, но нашенского края. Хотя сам город моряков, рыбаков и пограничников по историческим меркам довольно молод. Он был основан русскими служивыми людьми в 1860 году, когда русско-китайская граница на Дальнем Востоке была закреплена Пекинским дополнительным договором.

Так вот, если от одного из символов города – памятника борцам за освобождение Приморья, что рядом с высотным зданием краевой администрации, – повернуть на север, в сторону университета, то по Океанскому проспекту и далее автобусом можно добраться до интереснейшей достопримечательности, связанной с русско-японской войной. А точнее, с событиями той далекой уже войны, в которых волею судьбы оказались вовлеченными моряки крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

Речь идет о Морском кладбище, где захоронены останки 14 моряков с «Варяга». Их прах был перевезен во Владивосток в декабре 1911 года из порта Чемульпо (ныне Инчхон, Южная Корея). На могиле героев установлен обелиск из серого гранита. На его гранях славянской вязью высечены фамилии и имена моряков, павших в неравном бою. Никого не оставляет равнодушным надпись: «Пройдут века, и новые поколения русских моряков с гордостью будут нести в своих сердцах светлую память о тех, кто в грозный для Отчизны час не склонил голову перед врагом».

О подвиге экипажа «Варяга» в общем-то известно, хотя широкой публике – далеко не все. И хотя подвигу – более ста лет, новые факты открылись в последние годы. Так или иначе, есть смысл напомнить об этом нашим читателям. Например, та самая Светлановская улица и берега живописнейшей бухты Золотой Рог 21 марта 1916 года были свидетелями того, как сюда пришли тысяч горожан, чтобы приветствовать легендарный «Варяг» и еще три корабля, вернувшиеся из Японии. Как они туда попали, будет сказано ниже. Когда крейсер пришвартовался к пирсу, тяжелая хмарь неба внезапно будто испарилась, и над живописной бухтой засияло яркое солнце. А в порт прилетели голуби, гнездившиеся на Морском кладбище. Старожилы говорят, что это было знамение…

«А разве крейсер не погиб в неравном бою с японцами?» – спросил меня знакомый ветеран из подмосковного Ногинска, когда я рассказал ему об этом, комментируя хранящиеся в моей коллекции фотографии «Варяга». Впрочем, обо всем по порядку.

Быстроходный и хорошо вооруженный крейсер 1-го класса «Варяг» был одним из лучших в отечественном флоте. В его состав корабль вошел в 1901 году. Но не всем известно, что по заказу российского правительства он был построен годом раньше в Америке, на верфи в Филадельфии. Почему?

Дело в том, что именно американская сталь в то время считалась одной из лучших в мире. А при строительстве корабля было использовано множество технологических новинок. Достаточно сказать, что впервые в мировой практике вся мебель на нем была сделана из металла, правда, ее выкрасили под дерево. Царю так понравился «Варяг», что он включил его в конвой императорской яхты «Штандарт».

Почему адмирал Уриу не любил вспоминать бой с русским крейсером

8 января 1904 года (по новому стилю) началась война с Японией. Началась с коварного нападения японской эскадры на российские корабли, стоявшие на рейде Порт-Артура. В это время канонерка «Кореец»(командир капитан 2 ранга Г.П.Беляев и крейсер «Варяг» (командир капитан 1 ранга В.С.Руднев) находились в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон). Они получили предписание срочно соединиться со своими силами. Но на выходе из порта путь преградили 15 японских кораблей. Командующий эскадрой контр-адмирал Сотокити Уриу передал на «Варяг» ультиматум: покинуть нейтральный порт. Командиры французского, английского, итальянского крейсеров и американской канонерской лодки получили уведомление японского контр-адмирала Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли.

На военном совете было решено с боем пробиваться из порта. Кстати, в принципе шансы на прорыв были, учитывая боевые и скоростные характеристики «Варяга». Но Руднев, блестящий морской офицер, не мог бросить в беде тихоходный «Кореец». О сдаче в плен не могло быть и речи – это не в традициях русских военных моряков.

9 января 1904 года в 11 часов 20 минут «Варяг» и «Кореец» направились к выходу с рейда. Моряки с иностранных судов отдавали нашим кораблям честь, а итальянцы заиграли русский гимн. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!» – писал потом командир французского крейсера «Паскаль» капитан 1 ранга Сенес.

Японцы поджидали наши корабли в шхерах. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке враг противопоставил пятнадцать боевых единиц. Это было более чем тройное превосходство!

Завязался бой с превосходящими силами японцев, продолжавшийся по одним данным, ровно час, по другим – 45 минут. Этот бой полон не только драматических эпизодов, но и образчиков беспримерного мужества русских моряков. На «Варяге» было выведено из строя более половины орудий, серьезно повреждено рулевое управление, через пробоины ниже ватерлинии внутрь корабля хлынула вода. Корабль получил крен на левый борт, что мешало вести огонь исправным орудиям. Но самым ужасным было то, что из состава команды, находившейся на верхней палубе, выбыла почти половина. Руднев приказал оба русских корабля уничтожить. По его команде раненые и оставшиеся в живых моряки перешли на французский и итальянский крейсера (американцы во флотской солидарности отказали). Над инчхонской бухтой догорал закат…

Адмирал Уриу и другие японские старшие офицеры были поражены мужеством русских моряков. Уриу дал команду оказать помощь раненым в госпитале Чемульпо наравне с японцами и распорядился не считать их пленными. Позже морем экипаж был доставлен в Россию. На всем пути следования по родной стране – от Одессы до столицы - героев торжественно чествовали соотечественники…

Уриу потом победно рапортовал, что у него нет потерь. До сих пор японцы о них официально ничего о них не сообщают. Но на деле противнику был нанесен существенный урон. 1105 снарядов выпустил за этот поистине исторический час русский крейсер, нанеся, по нашим данным, серьезные повреждения двум крейсерам. Позже стало известно, что после боя пять японских кораблей пришлось отправить в ремонт. Не удивительно, что адмирал Уриу очень не любил вспоминать о том бое.

Повороты штурвала Истории

Исследователи подсчитали, что о подвиге русских моряков сложено почти полсотни песен. Самая известная начинается словами: «Наверх, вы, товарищи, все по местам». Она считается народной, но у нее есть авторы. Причем поразительно, что автор поэтического текста отнюдь не русский, а немец – Рудольф Грейнц. Этой песне, как и подвигу «Варяга», уже более 100 лет.

Грейнц написал ее под впечатлением подробных сообщений германских газет о бое русского крейсера и канонерки с превосходящими силами японцев. Ведь в то время, в начале прошлого века, между Германией и Россией были хорошие отношения. Перевод сделала русская поэтесса Е.Студентская, а музыку написал музыкант 12-го Астраханского гренадерского полка А.Турищев. Впервые песня была исполнена на торжественном приеме в честь моряков-героев, который организовал царь Николай II в апреле 1904 года.

Однако десятилетие спустя штурвал Истории повернулся на 180 градусов. Германия стала главным противником России в начавшейся Первой мировой войне. А Япония, как это сейчас ни кажется странным, – нашим союзником. Более того, именно в Стране восходящего солнца российские военные закупили для фронта 300 тысяч винтовок «Арисака». Вот тогда-то Токио очень вежливо, но весьма настойчиво попросил российские власти изъять из текста песни один куплет. Тот, в котором были такие слова: «Держись, желторожие черти!». Ирония судьбы в том, что слова-то эти написал подданный кайзеровской Германии! То есть герр Рудольф Грейнц.

Но вернемся к судьбе крейсера. В 1905 году «Варяг» был поднят японцами. Причем в Страну восходящего солнца он пришел своим ходом! Почти 10 лет корабль был в составе японского флота – под названием «Сойя». А штурвал с «Варяга» японцы в качестве экспоната поместили на мемориальный корабль – линкор «Микаса», вкопанный в землю на территории Морского музея в Иокосуке. Штурвал с легендарного русского крейсера вызывает далеко не однозначные чувства у посетителей. Но японским кадетам, будущим офицерам императорского флота на примере «Варяга» внушали, как надо выполнять воинский долг. В знак уважения к мужеству экипажа русских моряков японское флотское командование даже оставило на корме корабля изначальное русское название – «Варяг».

В 1916 году правительство России выкупило крейсер у Японии. Тогда-то, в марте, он и совершил заход во Владивосток, где его восторженно встречали жители города, солдаты, матросы и офицеры местного гарнизона. Решено было направить «Варяг» во флотилию Ледовитого океана, но корабль нуждался в ремонте. Так он оказался в Англии. Но после Октябрьской революции 1917 года новая власть отказалась платить по царским долгам. «Варяг» и обслуживавшие его матросы оказались брошенными на произвол судьбы. Английские власти конфисковали русский корабль и продали его немецкой компании на металлолом. Однако во время буксировки к месту слома крейсер наскочил на скалы и затонул у берегов Южной Шотландии. До недавних пор считалось, что в 20-е годы англичане полностью разобрали его прямо в море.

В канун 100-летней годовщины подвига «Варяга» телеканал «Россия» при поддержке командования Военно-морского флота организовал уникальную экспедицию к берегам Шотландии, к месту, где покоятся останки легендарного корабля. На подготовку экспедиции к месту гибели крейсера в Ирландском море ушел почти целый год. Однако шансов на успех было немного. Архивных документов о последних днях легендарного корабля ни в России, ни в Великобритании не сохранилось. К тому же членам экспедиции стало известно, что немецкая компания, занимавшаяся разделкой крейсера на металлолом, в 1925 году взорвала его корпус, чтобы облегчить себе работу.

Взрыв буквально разметал фрагменты корабля на большой площади. Шотландские рыбаки смогли лишь приблизительно указать район, где затонул крейсер. Но с помощью местных жителей удалось найти то место, где в 1922 году «Варяг» наскочил на скалы. Оно находится в 60 милях к югу от Глазго и всего в полукилометре от берега.

Наконец 3 июля 2003 года в 12 часов 35 минут по местному времени один из наших аквалангистов обнаружил первый фрагмент «Варяга». Это был деревянный леер носовой надстройки. Некоторые фрагменты крейсера, которые уцелели после взрыва в 1925 году, находятся на глубине 6-8 метров. На этом месте под водой никто никогда не снимал. Теперь впервые представилась возможность увидеть останки легендарного крейсера. К сожалению, уцелело немногое. Но сохранились латунные и бронзовые детали. И даже стальные: под тонким слоем ржавчины у американской стали даже сохранился блеск.

Самой сенсационной находкой российской экспедиции стали иллюминатор и латунная табличка американского завода, поставлявшего на «Варяг» паровые насосы и приводы. На обратной стороне отчетливо видны и японские иероглифы. Ведь когда японцы подняли «Варяг» в 1905 году и включили его в состав своего флота, русские и английские названия были перебиты на японские.

На месте подрыва корабля погружение совершил внук командира крейсера Никита Пантелеймонович Руднев. Он родился в 1945 году во Франции, куда вся семья Рудневых вынуждена была уехать после революции. Никита Руднев специально прилетел в Шотландию из Франции, чтобы увидеть фрагменты «Варяга» собственными глазами…

В феврале 2004 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг», малый противолодочный корабль «Кореец», названные так в честь героических кораблей Тихоокеанской эскадры, и БПК «Адмирал Трибуц» вышли из бухты Золотой Рог, где в 1916 году владивостокцы восторженно встречали легендарный крейсер, и взяли курс на Южную Корею. Корабли посетили с визитом Инчхон, а затем китайский портовый город Люйшунь, в начале прошлого века носивший гордое русское имя Порт-Артур. Тихоокеанцы побывали там, чтобы отдать почести подвигу русских моряков.

В память об этом на берегу инчхонской бухты наши моряки установили большой православный крест, привезенный из Владивостока. Над бухтой догорал ранний красный закат. Как тогда, в девятьсот четвертом… А у внука командира первого «Варяга» в эти минуты за тридевять земель необъяснимым образом затрепетало сердце. Никита Руднев уже позже понял, почему – когда узнал о событиях того дня в Инчхоне.

Встреча с российскими военными моряками (на крейсере служат и парни из Подмосковья) привлекла внимание местной общественности. Ведь до сих пор многие жители Инчхона считают бой русского крейсера с превосходящими силами противника самым важным событием в многовековой истории города. Это событие настолько запало в память и сердца инчхонцев, что некоторые из них приняли христианство. А в местном музее бережно сохраняются уникальные экспонаты, связанные с подвигом «Варяга». Моряки современного крейсера увидели их первыми из россиян.

Что касается передачи флаг с «Варяга» российской стороне, то речь идет о бессрочной аренде, так как культурные ценности из Южной Кореи согласно местному законодательству можно вывозить за рубеж только для выставок и на срок не более двух лет. Президент Дмитрий Медведев выразил признательность южнокорейским властям за их решение. По его мнению, во время государственного визита оно выглядело особенно символично.