Гитлеровские стратеги вынашивали планы агрессии против СССР еще с середины 30-х годов XX века. Война против Польши, кампании в Северной и Западной Европе были лишь временным этапом на пути к этой основной стратегической цели нацистского руководства. Подготовка к ее реализации активизировалась после разгрома Франции, когда у Германии оказалось достаточно ресурсов для ее ведения.  

     В самом деле, на службу агрессии был поставлен военно-промышленный и людской потенциал почти всей оккупированной Европы. Ведь к тому времени вермахт захватил 12 государств: Австрию, Албанию, Бельгию, Голландию, Грецию, Данию, Люксембург, Норвегию, Польшу, Францию, Чехословакию, Югославию. По выплавке стали, чугуна, производству электроэнергии и цемента, добыче угля Германия вместе с оккупированными ею странами примерно в два с лишним раза превосходила Советский Союз.

     В одной лишь Франции оккупанты в 1940 году реквизировал сотни самолетов, 600 тысяч автомобилей, 1 млн. велосипедов, тысячи тонн военного имущества, стратегических промышленных и продовольственных запасов. Из 28 танковых дивизий, подготовленных для первого удара по СССР, восемь были вооружены трофейными английскими, французскими, бельгийскими, чешскими танками. 23 декабря 1940 года Гальдер сделал пометку в своем военном дневнике: «Трофейные танки – 4930 шт.». А тысячи английских, французских, бельгийских, польских, норвежских артиллерийских орудий? Все они поступили на вооружение вермахта. В сражениях против СССР были брошены более тысячи финских, румынских, польских, итальянских самолетов. Тайно или явно на Германию работала и экономика нейтральных стран – Швеции и Швейцарии.

    18 декабря 1940 г. Гитлер подписал директиву № 21 под условным наименованием «Барбаросса», содержавшую общий замысел ведения войны против СССР. Стратегической Основой плана являлась теория блицкрига − молниеносной войны. Предусматривался разгром Советского Союза максимум в течение пяти месяцев, еще до того, как будет закончена война против Великобритании. Главными стратегическими объектами были признаны Ленинград, Москва, Центральный промышленный район и Донецкий угольный бассейн. Вермахт, достигший к тому времени пика своей черной славы, был прекрасно обучен, оснащен и вооружен.   В интересах войны против СССР был сформирован агрессивный военный альянс – на фундаменте небезызвестного пакта трех держав «оси»: между Германией, Италией и Японией. (Пакт был заключен в сентябре 1940 года). К активному участию в войне также привлекались Румыния, Финляндия, Венгрия. Содействие германскому рейху оказывали правящие круги Болгарии, а также «независимые» Словакии и Хорватии. Кроме того, с нацистской Германией в той или иной мере взаимодействовали Испания, вишистская Франция, Португалия, Турция.

    17 марта 1941 г. начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Франц Гальдер отметил в своем дневнике: «Северная Россия будет передана Финляндии. Прибалтийские государства отойдут к нам... Кавказ позже будет отдан Турции. В Великороссии необходимо применить жесточайший террор. Насаждаемая Сталиным интеллигенция должна быть уничтожена».

      Но еще раньше перед правящими кругами трех маленьких прибалтийских стран встал вопрос: повторить судьбу преданной и растерзанной Польши или все-таки повернуться лицом к Большому Соседу? ». Народы прибалтийских государств уже знали о терроре в оккупированной немцами Польше и в других странах. Знали о лагерях смерти, об уничтожении мирного населения. В 1940 году парламенты Латвии, Литвы, Эстонии обратились к Москве с просьбой о принятии в состав СССР. До войны оставался год…

      Сообщения о нависших над страной грозовых тучах поступали в Кремль из разных источников постоянно. Они шли по линии Народного комиссариата иностранных дел (НКИД), военной внешней разведки, от пограничников, входивших тогда в состав НКВД. Они били тревогу: нарушения немецкой стороной государственной границы, особенно воздушной. При этом нарушения воздушных рубежей германской авиацией не только не были случайными, но и нередко имели дерзкий характер. Это подтверждалось направлением и глубиной полетов над советской территорией. В ряде случаев немецкие самолеты залетали в глубь её на 100 и больше километров, особенно в направлении районов, где возводились оборонительные сооружения, и над крупными гарнизонами Красной Армии.   

      В период с 1 октября 1940-го по 10 июня 1941 года со стороны Германии нарушили границу Союза ССР 185 самолетов. Только за май и 10 дней июня 1941 г. границу СССР нарушил 91 германский самолет. 15 апреля 1941 года в районе г. Ровно истребителями Красной Армии был приземлен германский военный самолет. У экипажа оказались карты Черниговской области Украинской ССР, а также аэрофотосъемочные принадлежности и заснята пленка. Этот самолет залетел на нашу территорию на глубину до 200 километров...  

     О том, что Сталин осторожничал, опасаясь провокаций или возможности дать повод другой стороне быть обвиненным в военных приготовлениях, написано достаточно много. Но хотелось бы привести весьма красноречивый документ.

     Cообщение НКГБ СССР И.В. Сталину и В.М. Молотову 17 июня 1941г. № 2279/м Cов[ершенно] секретно Направляем агентурное сообщение, полученное НКГБ СССР из Берлина. Народный комиссар государственной безопасности СССР В.Меркулов СООБЩЕНИЕ ИЗ БЕРЛИНА Источник, работающий в штабе германской авиации, сообщает:

      1. Все военные мероприятия германии по подготовке вооруженного выступления против ссср полностью закончены, и удар можно ожидать в любое время.

      2. В кругах штаба авиации сообщение тасс от 6 июня воспринято весьма иронически. подчеркивают, что это заявление никакого значения иметь не может.

      3. Объектами налетов германской авиации в первую очередь явятся: электростанция «Свирь-3», московские заводы, производящие отдельные части к самолетам (электрооборудование, шарикоподшипники, покрышки), а также авторемонтные мастерские.

      4. В военных действиях на стороне германии активное участие примет Венгрия. Часть германских самолетов, главным образом истребителей, находится уже на венгерских аэродромах.

      5. Важные немецкие авиаремонтные мастерские расположены: в Кенигсберге, Гдыне, Грауденц, Бреславле, Мариенбурге. Авиамоторные мастерские Милича в Польше, в Варшаве – Очачи и особо важные в Хейлигенкейль. Источник, работающий в министерстве хозяйства Германии, сообщает, что произведено назначение начальников военно-хозяйственных управлений «будущих округов» оккупированной территории СССР, а именно: для Кавказа назначен Амонн, один из руководящих работников национал-социалистической партии в Дюссельдорфе, для Киева – Бурандт – бывший сотрудник министерства хозяйства, до последнего времени работавший в хозяйственном управлении во Франции, для Москвы – Бургер, руководитель хозяйственной палаты в Штутгарте. все эти лица зачислены на военную службу и выехали в Дрезден, являющийся сборным пунктом. Для общего руководства хозяйственным управлением «оккупированных территорий СССР» назначен Шлоттерер – начальник иностранного отдела министерства хозяйства, находящийся пока в Берлине. В министерстве хозяйства рассказывают, что на собрании хозяйственников, предназначенных для «оккупированной» территории СССР, выступал также Розенберг, который заявил, что «понятие Советский Союз должно быть стерто с географической карты».

     Верно:

     Начальник 1-го управления НКГБ Союза ССР Фитин.

     Резолюция: «т[овари]щу Меркулову. Можете послать ваш «источник» из штаба герм[анской] авиации к еб-ной матери. Это не «источник», а дезинформатор. И.Ст[алин]». Подлинник). 1941 год. В 2 кн. Кн. 2; под ред. В.П. Наумова. – М.: Международный фонд «Демократия», 1998. (серия «Россия. ХХ век. Документы»).

      В июне сорок первого агрессоры обрушили на СССР огромные силы – 150 немецких, 24 румынских, 18 финских, 12 итальянских, 11 венгерских, 6 словацких дивизий. Назовем и менее известные соединения союзников рейха. Это усиленная испанская дивизия (так называемая голубая); бельгийская, голландская, лотарингская (французская), норвежская и хорватская бригады.

      Общая численность сил вторжения составляла 5,5 миллионов человек. Это четыре танковых армии (4500 танков), пять воздушных армий (5000 самолетов). Войска агрессоров, их бронетанковая техника по основным нашим дорогам двигались в три – четыре ряда. А за наступающими войсками двигались железнодорожные эшелоны, сотни семи- и десятитонных грузовых машин различных немецких фирм, которые «приватизировали» оборудование заводов, скот, металлы, произведения искусств и т.д. Вывозили все – даже украинский чернозем. Немецкая армия от солдата до генерала боролась не только с коммунистами, но и занималась обыкновенным грабежом. Миллионы посылок шли в Германию.

       В 1700 оккупированных городах и 90 тыс. населенных пунктах гитлеровцы не оставили целой ни одной церкви, ни одного театра, музея, больницы, учебного заведения – все были разграблены и разрушены. Поэтому не только в СССР, но и в странах Европы немецкую «цивилизованную армию» воспринимали как армию грабителей. Но самое страшное – уничтожение мирных людей.

      Согласно плану «Ост» миллионы поляков, русских, белорусов, украинцев, прибалтов, евреев, «азиатов» подлежали истреблению в лагерях смерти. Оставшихся из числа «неполноценных рас» ждала участь рабов. Германское командование, их союзники в ходе наступления, не считаясь с потерями, вводили в боевые действия, заранее отмобилизованные и развернутые вторые, и третьи эшелоны, резервы. У Красной Армии таковых оказалось очень мало, и поначалу она отступала, несла очень большие потери.

     Главными задачами агрессоры считали прорыв своих танковых клиньев на большую глубину с целью деморализации РККА, населения, срыва мобилизации, организованного ввода наших вторых эшелонов, захват промышленных районов. Они умело создавали превосходство сил на главных направлениях, взаимодействие сухопутных войск с авиацией, окружали наши соединения и наносили им поражения. Их люфтваффе (ВВС) буквально прокладывали путь своей пехоте и танкам. Некоторые государственные деятели Англии, других стран считали, что дни Советской России сочтены, что ее Вооруженные Силы будут разгромлены в течение нескольких недель. Но они просчитались.

     Сотни полков, дивизий начали формироваться уже в первые же дни и недели войны и в конечном счете были разгромлены. И когда были отмобилизованы новые дивизии, когда эвакуированные в глубокий тыл оборонные предприятия уже через месяц-другой стали выдавать оружие для фронта, вся промышленность переведена на военные рельсы, а в тяжелых боях Красная Армия обретали боевой опыт, солдаты вермахта сполна испытали на себе силу ее ударов. Но для этого потребовалось предельное напряжение сил нации, согласованность и четкость военного и государственного руководства сверху донизу, массовая политико-воспитательная работа на фронте и в тылу – чтобы люди не теряли веры в победу и делали для нее все.

      «Вторжение Гитлера в Россию, – заявил Уинстон Черчилль, – положило конец длившемуся почти год периоду, в течение которого Великобритания и вся ее империя боролись с врагом один на один». Это означало, что с началом Великой Отечественной войны борьба с нацизмом и агрессией становилась делом не только Англии, не только народов оккупированных Германией стран, а общим делом намечавшейся антигитлеровской коалиции, в которой основную тяжесть борьбы вынес на своих плечах Советский Союз.

Владимир Рощупкин.