Во фронтовом архиве дислоцированной во Львове гвардейской Варшавской ордена Кутузова воинской части есть уникальный стихотворный дневник. Он рождался между боями в окопах и блиндажах. Бойцы заполняли страницы словами, идущими из глубины сердца, полными гнева к врагу и боли об однополчанах, навечно заснувших в братских могилах.

    На титульном листе – рисунок Т-34 с десантом на броне. Неудержимо рвется вперед грозная машина. Развевается над ней знамя. Сверху размашистая надпись: «Вперед и только вперед!». А ниже дата: «Июнь, 1942 год».

   В кратком предисловии говорится: «Тысячи километров прошла часть, и не было такого случая, чтобы задание командования оказалось невыполненным полностью и в срок. Подвиги героев будут повторяться, пока не останется ни одного бандита, терзающего нашу землю, обливающего ее кровью и слезами наших матерей, жен и детей…».

   А затем идут строки гвардии сержанта Владимира Грищенко, сочинявшего под гитару:

   Крылатую песню, рожденную в буре,

   В огне жесточайших боев,

   О Родине нашей, которой нет краше,

   Споем мы, товарищ, с тобой…

   Санитарка Оля Жуковина не убила ни одного фашиста. Но разве назовешь небоевой ее армейскую профессию, если она под губительным огнем спасала раненых, встречаясь лицом к лицу со смертью?! В дневнике есть и ее строки:

   Прощайте, любимая школа,

   Родители, братья и дом.

   Несу по дорогам и селам

   Я сумку под красным крестом…

   Гибли герои. Их места в строю занимали такие же твердые духом бойцы. Стихотворение гвардии сержанта Виктора Краевского, давшее название рукописному сборнику, выражало стремление всех воинов:

   В сердцах наших зреют

   и месть, и расплата.

   Идем на врага мы

   порывом одним.

   За гибель друзей,

   за сожженные хаты

   Фашистскому зверю

   сполна отомстим!

    Дорогими были редкие минуты затишья на фронте. Да и те заполнены подготовкой к новым сражениям. Тем не менее бойцы выкраивали время и на клочках бумаги, а то и газет огрызками карандашей писали стихи. Они не были профессиональными поэтами – их вдохновляли желание выразить любовь к Родине, гордость за подвиги товарищей.

    Как сложился дальнейший боевой и жизненный путь авторов этой бесценной стихотворной рукописи? Может, кто-то из них откликнется через 67 с лишним лет?

Юрий Кириллов,

секретарь правления Международной ассоциации

писателей баталистов и маринистов.

г. Львов.