Ее боевая биография – поистине уникальная страница в истории не только отечественной, но и мировой авиации. Чопорные и высокомерные англичане занесли имя Лили в книгу рекордов Гиннеса – как женщины-пилота, сбившей больше всех самолетов противника.
Судите сами: с июля 1942 по август 1943 гг. Лилия Литвяк совершила 268 боевых вылетов. На ее личном счету 11 самолетов противника и 3 – сбитых в группе, а также 1 аэростат-корректировщик, сильно досаждавший нашим войскам. Не для каждого мужчины по плечу такие рекорды. Они так и остались не превзойденными ни одной женщиной-пилотом в мире!
Лиля родилась в Москве 18 августа 1921 г. Детство ее прошло на улице Новослободской, где она жила с матерью и братом. Детство счастливым не назовешь: родители развелись, а отец… Одни в подобных условиях сгибаются, падают духом. Но не Лиля. Ей не было и пятнадцати, когда она добилась (случай исключительный!) зачисления на учебу в аэроклуб. И уже на следующий год совершила самостоятельный полет на У-2.
После окончания Херсонской школы пилотов Лиля снова в родной Москве – инструктором в аэроклубе. В сентябре 1942-го она в составе группы девушек убывает в 6-ю истребительную авиадивизию, защищавшую небо Сталинграда. Для Лили и ее боевых подруг Кати Будановой, Маши Кузнецовой, Раи Беляевой начался период почти беспрерывных воздушных сражений. 13 сентября в составе своей группы Лиля вступила в свой второй бой под Сталинградом. Зайдя в хвост к «юнкерсу», она метким огнем сразила его. А затем поспешила на помощь Раисе Беляевой, вступившей в единоборство с «мессершмиттом». И вовремя – у Раи кончились боеприпасы. Вскоре Литвяк сбивает второй «мессер».
Вечером Лилю пригласили в штаб и показали плененного пилота. Это был ас из отборной эскадры «Рихтгофен», носивший титул барона. Даже плен не согнал с немца тевтонскую спесь. Когда ему сказали, кто сбил его и показали белокурую хрупкую женщину, он не поверил. Но Лиля рассказала барону о деталях боя, которые могли знать только они, два участника воздушного поединка. Тот будто дар речи потерял.
В январе 1943-го, к финалу битвы на Волге, Екатерина Буданова и Лидия Литвяк были зачислены в состав 296-го истребительного полка. В марте 1943 г. в зону действия полка стали вторгаться группы из отборных эскадр «Рихтгофен» и «Удет». 22 марта в небе Ростова в составе шестерки «яков» Лиля участвовала в перехвате группы «Юнкерсов» Ju-88 и один из них сбила. Подоспевшая на выручку шестерка «мессеров» сходу пошла в атаку. Литвяк первой заметила их и встала на пути этой группы противника. Бой длился четверть часа, в воздушной схватке – целая вечность. Раненая летчица сумела привести искалеченную машину на свой аэродром.
Толком даже не вылечившись, 5 мая Лиля в составе группы сопровождает вылетевшие на бомбежку «петляковы». Неожиданно со стороны солнца их атакуют «мессеры», которых было больше. Литвяк сбивает самолет противника. А через два дня новая победа – еще один уничтоженный стервятник.
Жаркий июнь сорок третьего. Жаркий и в прямом, и в переносном смысле. Этот месяц стал для Лили временем тяжелейших испытаний и утрат. Погибла Катя Буданова, ее лучшая подруга, на счету которой было 10 побед. Они нередко летали крыло к крылу, в паре. Первую победу Катя одержала 6 октября 1942 года под Сталинградом, уничтожив Ju-88. А в своем последнем бою она смело вступила в схватку с тремя Me-109. Один сбила, а два других получили повреждения и вышли из боя.
Страшным ударом для Лили стала гибель капитана Алексея Соломатина, единственного к тому времени в полку Героя Советского Союза. Алексей, всеобщий любимец, был ее избранником. В кабине своего истребителя Алексей держал фотографию Лили, словно никогда не хотел расставаться с ней...
16 июля 1943г., сопровождая группу штурмовиков Ил-2 к линии фронта, шестерка наших «яков» завязала бой с тридцатью шестью немецкими самолетами. Гвардии младший лейтенант Литвяк сбила Ju-88, а вместе с ведомым – Me-109. И снова ранение…
21 июля вместе с командиром полка Иваном Голышевым Литвяк вылетела на боевое задание, во время которого наша пара была атакована семеркой «мессеров». Метким огнем она уничтожила один из четырех немецких истребителей, наседавших на Голышева. Но и машина Лили была подбита. «Мессеры» преследовали «як» до тех пор, пока летчица, не выпуская шасси, не совершила посадку у села Новиковка.
1 августа 1943 г. летчица трижды поднимала свой «як» в небо. Третий бой стал трудным самым: против шестерки наших истребителей 42 самолетов люфтваффе. В этой ожесточенной воздушной схватке враг потерял две машины. Один Me-109 – на счету Лили, четырнадцатый уничтоженный ею самолет противника.
…Строй «мессеров» рассыпался. Развернувшись над Мариновкой, они стали уходить на запад. Прижавшись к верхней кромке облаков, наша шестерка без потерь, взяла курс на свой аэродром. Но тут из облаков внезапно вынырнул какой-то шальной «мессер». Он успел выпустить очередь и также внезапно исчез в белой пелене. В тот день Як-1 с бортовым номером «23» на свой аэродром не вернулся…
8 августа 1943г. командование посмертно представило летчицу к званию Героя Советского Союза. Но в полк пришел орден Отечественной войны 1-й степени. Почему «наверху» снизили уровень награды? Самолет Лили Литвяк упал на территории, занятой противником, в рощу возле хутора Кожевня под селом Дмитровка (Шахтерский район Донецкой области). Тогда по горячим следам не удалось установить, кто, где и когда похоронил отважную летчицу. А раз так – мало ли что. Потому и стали считать ее «пропавшей без вести».
Случилось то, чего так опасалась Лиля. Как-то она призналась Инне Паспортниковой: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Ведь отец Лили был арестован и в 1937 году расстрелян как «враг народа». Девушка прекрасно понимала, что значит в ту пору ей, дочери репрессированного, пропасть без вести...
Восстановить подробности последнего боя летчицы и ее судьбу разные люди упорно пытались все послевоенные годы. Искали однополчане, военнослужащие. Активное участие в поисках принимали Инна Владимировна Паспортникова, ее муж и родные. В летние каникулы ребята под началом Валентины Ивановны Ващенко, учительницы 1-й школы донецкого города Красный Луч, вели поиск в окрестностях села Мариновка.
Их упорство увенчались успехом в летнюю экспедицию 1979г. Ребятам, обследовавшим 17 возможных мест падения самолета Лили Литвяк в районе хутора Кожевня, пожилой хуторянин рассказал, что летом 1943 года там упал подбитый самолет. На фотографиях он безошибочно указал на Як-1. Жители показали место его падения и предположили, что пилотом могла быть женщина, похороненная в братской могиле в селе Дмитровка. Да, это, безусловно, была она. Полученная из Центрального архива Минобороны справка подтвердила сделанный вывод. В июле 1988-го имя Лилии Литвяк было увековечено в месте ее захоронения.
Только в ноябре 1988 г. в личном деле летчицы формулировку «пропала без вести» заменили: «погибла при выполнении боевого задания». Это сняло непреодолимую ранее бюрократическую преграду для оформления документов к присвоению летчице звания Героя Советского Союза и о повышении в звании посмертно. В 1990г., в канун 45-летия Победы, справедливость восторжествовала. Гвардии старшему лейтенанту Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза. Кстати, Екатерина Буданова высшего звания (Героя Российской Федерации) была удостоена и того позже – после распада СССР, в 1993 году.
Дом, где прошло детство Лили, сохранился. Старожилы помнят, что до войны здесь над крышами выделывали «фигуры высшего пилотажа» неутомимые голуби, а во дворах мальчишки запускали в воздух воздушные змеи и модели планеров. Поразительно, но и сегодня здесь иногда кружат белокрылые птицы, прилетающие невесть откуда. Белые голуби – знак памяти о белокурой Лиле?
Владимир Рощупкин.