Так же было на Украине и в прошлом году, когда в сентябре надо бы отметить еще одну знаменательную дату, связанную с биографией летчика-героя. 95 лет назад 26-летний летчик Петр Нестеров, всего лишь годом раньше окончивший офицерскую воздухоплавательную школу, на Сырецком аэродроме в Киеве продемонстрировал высочайшее мастерство, отвагу и дерзость. Он пролетел вниз головой над зрителями. Российские и зарубежные газеты назвали это смертельным трюком, который чреват потерей самолета и гибелью пилота, а потому не приживется в авиации, не получит практического применения.

Знатоки-консерваторы той поры ошиблись. Нестеров дал резкий толчок прогрессу в технике пилотирования. Повторение его фигуры стало самым престижным знаком качества при проверке умения воздушных асов.

Первая мировая война, конечно же, закрутила в своем неистовом смерче и штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова. Летом 1914 года в небольшом старинном городке Жовква вблизи Львова размещался штаб 14-й русской армии. Здесь же находился и 11-й корпусной авиаотряд, начальником которого был Нестеров. Он и его подчиненные уже не раз отличились при разведке позиций противника и в бомбометаниях по неприятельским целям.

В один из августовских дней (по старому стилю), когда на фронте было временное затишье, командующий устроил бал для господ офицеров в местном замке. Приглашение на него получил и Нестеров, хотя напыщенные аристократы-золотопогонники не скрывали пренебрежения к этому выходцу из разночинцев. Но в то же время они его откровенно побаивались! Очень уж самостоятелен и прям был в своих суждениях штабс-капитан, никогда не опускавшийся до  холуйского чинопочитания. Даже в разговорах с начальником особого отдела армии генералом Бонч-Бруевичем он был настолько независим, что тот за глаза прозвал его «хулиганом».

В разгар бала к генерал-лейтенанту Бонч-Бруевичу подбежал запыхавшийся адъютант и что-то взволнованно прошептал на ухо. Худощавое лицо генерала исказила характерная для него гримаса недовольства. Осмотрев зал, он нашел взглядом того, кого искал:

 – Штабс-капитан Нестеров, вы, кажется, обещали командующему покончить с этим бароном Ротшильдом. А мне только что доложили, что он снова летает и ведет разведку наших боевых позиций. До каких пор все это терпеть?!

– Господин генерал, но ведь у него самолет в три раза больше моего,   да   и   мощность    двигателя   несравнима   с      моим  «Нюпортом». Я не могу его ни догнать, ни подняться на большую высоту, чтобы атаковать…

 – Вы слышите, господа, – сказал гневно генерал, апеллируя к залу, – и это говорит наш герой «мертвой петли»! Хм, наверное, вас, штабс-капитан, перехвалили.

          – Даю слово офицера, – побледнел Нестеров, – австрийский барон больше над нашими позициями летать не будет!

Отдав честь, он стремительно повернулся к двери и  вышел из зала.

Вскоре Нестерову представилась возможность поквитаться с австрийцем. И это не было жестом отчаяния: в планшете штабс-капитана лежали детальные расчеты и схемы будущей воздушной дуэли.

Погожий день не предвещал ничего необычного, как вдруг поступило сообщение о том, что в воздухе снова маячит ненавистный Ротшильд. Не теряя времени, Нестеров запрыгнул в кабину самолета.

Земля уже далеко внизу. Петр сбоку подобрался к австрийцу. На фоне огромного самолета Ротшильда биплан Нестерова выглядел игрушечным. Но летчик знал, что делать. Пропеллер его самолета достал  крыло противника. От этого страшного удара вырвался двигатель «Нюпорта», и самолет рухнул вниз. А австриец, как ни в чем ни бывало, продолжал лететь! Но это были лишь мгновения. Перейдя в крутое пике, он врезался в землю…

Этот день стал последним в жизни русского летчика, совершившего беспримерный ратный подвиг, позже названный «тараном Нестерова».  Так Петр Николаевич навсегда вписал свое имя в историю мировой авиации двумя выдающимися поступками, каких до него не совершал никто.

 Нестеров практически всю свою сознательную жизнь провел на Украине, здесь прославился в небе и пал смертью храбрых в бою, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

В 1984 году, к 70-летию гибели Нестерова, возле села Воля-Высоцкая Львовской области был сооружен художественно-мемориальный комплекс. Почти 45-метровую стелу, облицованную черным мрамором, увенчал самолет, вышедший из виража, изящно изготовленный мастерами из стали. Неподалеку открылся овальный дом-музей, в котором были собраны уникальнейшие экспонаты. Тысячи и тысячи экскурсантов с благоговением читали на гранитной плите: «На этом месте 8 сентября (26 августа) 1914 года в воздушном бою, впервые в истории авиации применив таран, геройски погиб славный сын русского народа, выдающийся военный летчик, основоположник высшего пилотажа, первым в мире выполнивший «мертвую петлю», Нестеров Петр Николаевич. Вечная слава герою!»

Побывав недавно у села Воля-Высоцкая, я содрогнулся от увиденного – всемирно известный туристам многих стран комплекс превращен в руины, словно здесь проходили ожесточенные сражения. Музей полностью разграблен, от него остались лишь стены. А ведь в сентябре нынешнего года –  95 лет со дня гибели героя!  Националистическое беспамятство поистине беспредельно…

                                                             Юрий  Кириллов.

                                                                       г. Львов.