«Тот, кто ни разу не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не поймет чести и гордости десантника».
Есть военачальники, чья известность и авторитет зиждятся на самом факте, что им доверено командовать людьми и техникой. Есть и иные: у них не только авторитет и известность, но они всенародно любимы, а имя их окружено легендами. К таким людям принадлежит генерал армии В.Ф.Маргелов. Василий Филиппович, возглавляя Воздушно-десантные войска с 1954-го по 1959г. и с 1961-го по 1979г., внес огромный вклад в их создание, становление и развитие, в строительство Вооруженных Сил в целом. Он вошел в историю как самый яркий командующий «крылатой пехотой», наиболее мобильного, молодого и перспективного в современных условиях рода войск. Именно при нем советские Воздушно-десантные войска вышли на лидирующие мировые позиции по таким показателям, как боевая мощь, выучка, оснащенность, высочайший моральный дух.
По свидетельству бывшего начальника Генерального штаба Маршала Советского Союза В.Г.Куликова, Маргелова любили не только в ВДВ, но и во всех Вооруженных Силах. Любили за мужество, личную храбрость, новаторский подход к делу. Детище «десантника №1» и по сей день любовно называют «войсками дяди Васи», а его безоговорочный авторитет и повсеместное признание в среде профессионалов простирались за пределы страны. Не случайно американские офицеры-десантники считали его главным десантником в международном масштабе и выражали свое высочайшее почтение.
Тем не менее писать о Маргелове непросто. Одних только публикаций в СМИ и справочных изданиях – почти две сотни. Но не хотелось бы повторений, как не хотелось бы и делать из него икону. Да, звание Героя Советского Союза он получил за личную храбрость на войне, дерзкие и смелые подвиги. Но характер у «дяди Васи», несмотря на личную скромность, был независимый. Потому свои взгляды на развитие ВДВ он отстаивал смело (чего, на мой взгляд, сегодня в ходе не всегда продуманных реформ не хватает нынешним военным руководителям). А Маргелов, будучи уверенным в своей правоте, отстаивал, невзирая на недопонимание вышестоящего начальства и осознание того, чем это могло обернуться для него лично.
Но если уж говорить о том времени, откуда оно шло – недопонимание, а порой и непонимание? Дело в том, что в Отечественную воздушно-десантные соединения использовались главным образом как обычные стрелковые и на счету «крылатой пехоты» было всего две крупные операции – Вяземская воздушно-десантная (1942г.) и Днепровская воздушно-десантная (1943г.). Десантники проявили в них мужество и героизм, но конечные результаты этих операций могли быть и выше.
Фронтовик генерал Маргелов, одним из первых военачальников прозорливо заглянув за горизонт, пришел к выводу, что в современных операциях успешно действовать в глубоком тылу противника смогут только высокомобильные, способные к широкому маневру десанты. Он отказался от бытовавших ранее взглядов на удержание захваченного «крылатой пехотой» района до подхода основных сил с фронта войск методом жесткой обороны, ведь при таком подходе высадившимся грозит угроза полного уничтожения.
На излете 2008 года и на взлете 2009-го есть хороший информационный повод обратиться к личности «десантника №1». Это столетие со дня его рождения – он родился 27 декабря 1908 года (9 января по новому стилю). В этой связи по инициативе ветеранской общественности ВДВ нынешний год объявлен Годом генерала Маргелова.
…Родился Василий Филиппович в Екатеринославле (ныне Днепропетровск) в семье рабочего-металлурга. Удивительно, но не совсем привычную для русского слуха фамилию будущий легендарный военачальник «получил» по ошибке. Когда его принимали в партию, не шибко грамотный чиновник, выписывая партбилет, в фамилии «Маркелов» звук «к» воспринял как «г». То есть как услышал, так и записал. Жизнь не баловала подростка. После окончания церковно-приходской школы кем только не приходилось ему работать: и чернорабочим, и грузчиком, и плотником, и разносчиком почты, и кожевником, и коногоном на шахте. Но из-за проблем со здоровьем эту работу пришлось поменять. Он уехал в Белоруссию, стал лесником в леспромхозе. Не один десяток верст ежедневно отмахивал и на лошади, и на лыжах. Пришлось и браконьерам противостоять, и угодья защищать. Но вскоре недобрые люди на своей шкуре познали, кто такой новый лесник. На его участок посягать перестали.
В сентябре 1928 года Маргелова призвали в Красную Армию и направили учиться «на красного командира» в Минск, в ОБВШ (Объединенную белорусскую военную школу, позднее переименованную в Минское военное училище). Уже на втором курсе отличник учебы снайпер Маргелов был назначен старшиной пулеметной роты. Вскоре она вошла в число лучших в школе.
В апреле 1931 года, с отличием окончив училище, он получает назначение в Могилев, в полковую школу 99-го стрелкового полка 33-й стрелковой дивизии. В этой школе готовился младший комсостав. А в 1932 году в военной биографии Маргелова – первая попытка подружиться с небом. Он поступил в летную школу в Оренбурге, но не окончил ее. Небесная стихия примет его в свои объятия позже, уже в десантных войсках…
С 1933-го по октябрь 1936 года Маргелов на командных и преподавательских должностях в Минском военно-пехотном училище им. М.И.Калинина. Сохранилось фото того периода: преподаватель Минского военного училища старший лейтенант В.Ф.Маргелов. А с октября 1938 года он, уже капитан, командует 23-м стрелковым полком 8-й стрелковой дивизии им. Ф.Э.Дзержинского Белорусского Особого военного округа. Затем некоторое время возглавлял разведку этой же дивизии.
В «незнаменитую войну» с Финляндией (1939-1940 гг.) Василий Филиппович командовал отдельным разведывательным лыжным батальоном 596-го стрелкового полка 122-й дивизии. В ходе одной из операций Маргелов взял в плен офицеров шведского генерального штаба (официально Швеция оставалась нейтральной, но «добровольцы» из этой и ряда других стран участвовали в войне на стороне Финляндии).
В богатейшей ратной биографии «дяди Васи» есть малоизвестный и не совсем типичный эпизод. В суровую осень сорок первого года майор Маргелов командовал 1-м Особым лыжным полком… Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Помните ежедневные многоверстные лыжные дозоры в бытность Василия Филипповича лесником в Белоруссии? Известно, что флотские к «чужакам» всегда относились настороженно. Но морпехи, убедившись в высочайшем уровне военной подготовки, в богатейшем боевом опыте командира, безоговорочно посчитали его своим. И в знак особого расположения обращались к нему по-флотски: «Товарищ капитан 3 ранга».
Да и сам Маргелов проникся уважением к традициям отваги, удали и боевого братства «братишек». Забегая вперед, скажем: после войны, уже будучи командующим ВДВ, он добился, чтобы десантники, как и морская пехота, родившаяся еще при Петре I, получили право носить тельняшки.
После сражений на Ладожском озере некоторое время находился в госпитале. А затем снова в действующей армии: командир полка, начальник штаба дивизии, комдив. Помимо участия в боях на Ленинградском фронте, воевал на Северо-Западном, Сталинградском, Южном, 4-м и 3-м Украинских фронтах. А когда отгремела война, фронтовика генерала Маргелова направили на учебу в Академию Генштаба. Он успешно окончил ее в 1948 году с такой аттестацией: «Дисциплинированный, волевой, решительный и в строевом отношении хорошо подготовленный генерал. Обладает усидчивостью и напористостью в работе. Здоров. Политически и морально устойчив. Скромный в быту и хороший товарищ».
А шесть десятилетий назад, в 1948 году, он после окончания академии стал командиром 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии. За успехи этой дивизии в боевой подготовке ее командир генерал-майор В.Ф.Маргелов в апреле 1950 года был повышен в должности: назначен командиром 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса, дислоцировавшегося на дальневосточных рубежах. Именно его, самого молодого из пяти комкоров в ВДВ, обладавшего, помимо боевого опыта, аналитическим умом, тогдашний командующий генерал-полковник А.В.Горбатов, уходя на повышение, порекомендовал на свое место.
Василий Филиппович возглавил воздушно-десантные войска 31 мая 1954 года. Но в его дальнейшем послужном списке командующего были и взлеты, и падения. Однажды его несправедливо понизали в должности, но потом назначили вновь. Даже тогдашний самолюбивый министр обороны страны Маршал СССР Андрей Гречко был вынужден признать, что понижение в должности генерала Маргелова было ошибкой военного руководства. То есть его, Гречко, личная ошибка. Однако в интересах дела Маргелов никогда обид не высказывал, а главное, не поступался принципами.
О принципиальности командующего ВДВ говорит хотя бы такой факт. Вскоре после назначения на эту должность он настоял на замене своих вчерашних коллег-комкоров более молодыми генералами, выпускниками Академии ГШ. Так что не у всех отношение к Маргелову было однозначным. Тем более что в войсках он постепенно уволил в запас заплывших жирком «стариков», избегавших прыжков с парашютами. Им на смену пришли молодые и энергичные командиры, прыгавшие наравне со всеми.
Уже стали легендой такие эпизоды из «маргеловской» эпохи ВДВ, когда на первые десантирования экипажей внутри боевых машин десанта (БМД) Василий Филиппович отправил одного из пяти своих сыновей – Александра Васильевича Маргелова. Именно в нашей стране впервые в мире с военно-транспортного самолета Ан-12Б на парашютно-платформенных средствах была сброшена БМД-1 с двумя членами экипажа на борту – командиром майором Александром Маргеловым и механиком-водителем подполковником Леонидом Щербаковым. Это произошло 5 января 1973 года. Разработка и поступление в войска новых образцов техники и вооружений – это тоже неоспоримая заслуга командующего.
В интересах повышения боеготовности и боевой выучки личного состава ВДВ генерал армии В.Ф.Маргелов много сделал, когда с января 1979 года работал генеральным инспектором Генеральной инспекции СССР. В этой структуре, подчинившейся министру обороны, Василий Филиппович курировал Воздушно-десантные войска. Он жил жизнью своих любимых войск, часто бывал в командировках, поддерживал тесные связи с людьми. И непосредственно пестовал будущих офицеров-десантников, будучи председателем Государственной экзаменационной комиссии в Рязанском воздушно-десантном училище. Василий Филипповича ушел из жизни в 1990 году…
В знак признания особых заслуг «десантника №1» перед Отечеством Министерство обороны РФ учредило в 2005 году медаль «ГЕНЕРАЛ АРМИИ МАРГЕЛОВ». Ею награждаются военнослужащие, ветераны и лица гражданского персонала и Воздушно-десантных войск за добросовестную службу и личный вклад в укрепление и развитие этого рода войск.
По собственному опыту знаю: в наши дни очень многие, особенно молодые, люди хотели бы побольше узнать о прославленном «десантнике №1». В Центральном музее Вооруженных Сил есть экспозиции, посвященная генералу армии Маргелову. Есть они и в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, музее Истории ВДВ в Рязани, музее «Крылатая гвардия» в Екатеринбурге, в Днепропетровске, а также в частях ВДВ и в домашнем мемориальном кабинете-музее Маргелова. Музей находится в Москве, в квартире, где Маргелов-старший прожил почти двадцать лет. «Главный хранитель» здесь – его сын, Герой России полковник запаса Александр Маргелов.
А внук генерала, известный политик Михаил Маргелов, возглавляет Комитет Совета Федерации по международным делам. Я хорошо знаю Михаила Витальевича и как политолога. Он выпускникМосковского государственного университета имени М.В.Ломоносова (Институт стран Азии и Африки), защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук. Занимается проблемами безопасности страны на государственном, политическом и дипломатическом фронтах.
«Десантники - это люди, которые могут стать седыми или остаться вечно молодыми в памяти людей». Эти слова Героя Советского Союза генерала армии В.Ф.Маргелова в полной мере можно отнести и к нему самому. Именно таким он остается в людской памяти. Сегодня у него достойные наследники и в семье, и в войсках.
Владимир РОЩУПКИН, профессор Академии военных наук