Старинный Львов полнится сенсационными слухами: по музею Искусства древней украинской книги бродит призрак. О его реальности рассказывают дежурные сотрудники и охранники, слышащие чаще всего по ночам тяжелые шаги в залах и находящие на полу внезапно упавшие с витрин и стен экспонаты.

 – Проще всего отнести эти явления к мистике, – говорит заведующая музеем Лариса Спасская. – Но не могут же быть одинаковые галлюцинации сразу у нескольких людей! Я, например, была шокирована, когда с одной из полок хранилища фондов на моих глазах стала медленно выдвигаться книга Ивана Федорова. Поразительно, что она упала, открывшись на главе «Чин погребения»…

Не в этом ли основная суть происходящего? Ведь биография первопечатника вообще до сих пор вызывает пересуды. Пока еще никто не доказал даже его происхождение. Посему и нельзя аргументированно опровергнуть суждения ряда ученых о том, что он родился не в Москве (по официально принятой трактовке событий), а на западе Украины или Белоруссии, что фамилию Федорович он вынужденно поменял в Первопрестольной, подстроившись под «москалей»…

Зато вызывают восхищение его книги «Апостол», «Учительское Евангелие», «Букварь», «Псалтырь», «Часослов» и другие. Иметь их в своих коллекциях – великая честь для любого музея.

Где же закончил свой славный жизненный путь Иван Федоров? На этот счет сомнений ни у кого нет: в чудом сохранившихся церковных документах сказано, что первопечатник похоронен на кладбище возле Онуфриевского монастыря во Львове (где была его типография) 5 декабря 1583 года. Увы, затем его последнее пристанище из-за переустройства монастырской территории несколько раз менялось, пока не… затерялось среди сотен других усопших.

Что же известно сейчас? Длительные и кропотливые исследования энтузиастов, которым надо поклониться за бескорыстный труд, позволяют с большой долей вероятности предполагать, что останки Ивана Федорова, его сына Ивана Друкаревича, который был переплетчиком и умер годом позже отца, а также невестки и внука первопечатника пока находятся в… сейфе музея Искусства древней украинской книги во Львове. Сюда они определены на сохранение после множества судебно-медицинских экспертиз, мнений ученых и документальных подтверждений церковнослужителей в результате раскопок в Онуфриевском комплексе в 1975 году. Судя по всему, здесь же есть и останки других людей той эпохи…

Однако полной уверенности и в этом нет. Пока за важнейшее доказательство принимается вывод игумена Онуфриевского монастыря Модеста-Марка Гриневецкого, который в XVII веке, написав на первом издании «Апостола»: «А сам печатник похоронен в нашей церкви», нарисовал и его надгробную плиту. Так что нет ничего странного в том, что Львов полнится слухами о призраке неупокоенного Федорова.

В последние годы установлением истины в этом крайне деликатном деле активно занимаются старший научный сотрудник НИИ и Музея антропологии Московского государственного университета Денис Пежемский, а также научный сотрудник Института археологии Академии наук Украины Александра Козак. Всестороннюю поддержку им оказывают директор Львовской галереи искусств, известный ученый, Герой Украины Борис Возницкий, в ведении которого находятся Музей искусства древней украинской книги и генеральное консульство Российской Федерации во Львове. Однако нерешенных проблем остается много, о чем откровенно рассказал мне на днях Денис Пежемский, вновь побывавший во Львове. Вполне естественно, что он осторожен в выводах, хотя настроен довольно решительно на дальнейшие рациональные действия.

У антропологов уже нет сомнений в том, что сохранившиеся останки были обнаружены в Онуфриевском монастыре, что они принадлежат к определенному периоду времени. К сожалению, идентификация останков – не в их компетенции. Вот в чем пресловутая загвоздка, тормозящая установление истины.

Можно долго рассуждать о необходимости изучать исторические корни, значимости наследия для нынешних времен, но многословием дело не сдвинешь. Вот и в данном случае был крайне нужен научно-исследовательский проект комплексных мероприятий по подтверждению останков Ивана Федорова. Теперь он есть. Его автор – Денис Пежемский.

Первоочередное – радиоуглеродный метод установления возраста по образцам костей, химический анализ останков.

 – Не углубляясь в специфику, – рассказывает Денис Пежемский, – сообщу, что в некоторых современных лабораториях можно установить, в какой именно период применялись те или иные типографские краски, какой осадок они оставляли в костях работавших. К примеру, общеизвестно, что Федоров использовал определенный вид золота для цветных заставок и рисунков. Если удастся выявить его мельчайшие частицы в останках, то это будет сенсация!

В основе моего проекта – создание творческого коллектива, внутри которого четко распределены обязанности. Поисками ученых не обойтись – нужна поддержка государственных структур. К примеру, на Украине пока нет соответствующих лабораторий, оснащенных ультрасовременным оборудованием. Придется обращаться в Германию или Голландию, где есть необходимые аппараты. Их надо на время получить, так как перевозить десятки граммов костей для сжигания и анализа рискованно – можно оказаться без всяческих доказательств…

Вполне очевидно: время истины еще не настало. Нужны усилия очень многих людей – ученых-подвижников, исследователей-энтузиастов, влиятельных государственных чиновников – и финансовый вклад спонсоров, различных фондов, чтобы в судьбе первопечатника Ивана Федорова не осталось неисследованных страниц, чтобы останки людей, хранящиеся в музее (кому бы они ни принадлежали), были погребены по-христиански.