Судьбе было угодно, чтобы лучшая коллекция личных вещей великого русского путешественника и ученого Н.М. Пржевальского хранилась вдали от Родины. Это не результат злонамеренности или равнодушия потомков, а воля преждевременно умершего просветителя. Свое тело, а правильнее сказать, душу, плоды трудов своих и подвигов он оставил киргизам — народу-душеприказчику.

Понятно, что оснащение экспедиции, личные вещи «генерала от географии» его сослуживцы и друзья оставили на берегу Иссык-Куля.

И наши братья-киргизы трепетно отнеслись к памяти русского генерала. В самые трудные годы они оберегали покой великого человека и приумножали экспозицию единственного в своем роде мемориального музея.

 

Мемориальный музей Н.М.Пржевальского открыт 29 апреля 1957 года. Одним из главных занятий его сотрудников стало формирование музейного фонда, отражающего жизнь и деятельность великого русского путешественника. «За первые три года фонд музея, — утверждает научный сотрудник мемориала Береке Деркимбаева, — пополнился 386 экспонатами. А начало формированию фонда положено Краеведческим музеем г. Пржевальска, (ныне г. Каракол) передавшим в 1957 году 8 трудов Н.М. Пржевальского, изданных в период с 1883 по 1947 год, 30 фотокопий и фотографий. Материалы поступили и из архива Географического общества СССР. Большую научно-историческую ценность представляют личные вещи и подлинные фотографии великого путешественника, труды его соратников и последователей: В.И. Роборовского, П. К. Козлова, Г.Н. Потанина, Г.Е. Грумм-Гржимайло, изданные в XIX веке».

В пополнении фондового материала большую помощь оказали также Михаил Владимирович Пржевальский и Елизавета Владимировна Козлова. М.В. Пржевальский, правнук генерала передал музею подлинные фотографии своего знаменитого родственника, его братьев, друзей, а главное личные вещи путешественника — кожаный кошелек, малахитовый камень с личной надписью Н.М. Пржевальского, его визитную карточку, записную книжку с карандашом, посылочный ящик с инициалами Пржевальского и сургучной печатью и другие предметы, которые до 1971 года находилось в семье Пржевальских, передаваясь по наследству.

В комплексе хранятся почти две тысячи экспонатов, включая фотографии, документы, рисунки, награды, личные вещи путешественника и уникальная экспозиция животного и растительного мира региона. В этом, 50-м, со дня основания мемориала, году, святое место посетила делегация во главе с заместителем начальника Управления по странам СНГ и Балтии Департамента международных связей правительства Москвы Валерием Сапожниковым. Посол России в Кыргызстане Валентин Власов вручил музею кассету фильма о Пржевальском, состоящем из одиннадцати частей и компьютерное оборудование. Кроме того, правительство Москвы выделило комплексу 200 тысяч рублей…

Особой популярностью у посетителей пользуется раздел, посвященный повседневному быту путешественников. Подолгу гости мемориала рассматривают экипировку и вооружение исследователей Азии. В том числе и ружье, принадлежавшее генералу Н.М. Пржевальскому. По воспоминаниям современников, Николай Михайлович был прекрасным охотником. К охоте он пристрастился еще с раннего детства. «Сначала стрелял из игрушечного ружья желудями, — рассказывал о своем увлечении Николай Михайлович, — потом из лука, а лет с 12-ти получил отцовское ружье»1…

В своих путешествиях Н.М. Пржевальский придавал большое значение не только научным приборам и прочему оборудованию, но и вооружению участников экспедиции, так как каждый из них был прежде всего стрелок. «Умение хорошо стрелять, — говорил Н.М. Пржевальский, — вопрос первостепенной важности. Это гарантия нашей безопасности в глубине азиатских пустынь. Не будь мы отлично вооружены, мы никогда не проникли бы ни во внутрь Тибета, ни на верховье Желтой реки».

Особенно трудно пришлось маленькому отряду исследователей из 4-х человек во время Первого (Монгольского) путешествия. Им пришлось не только преодолевать природно-климатические превратности маршрута, но и отражать нападение разбойников. Вспоминая о тех днях, Николай Михайлович писал: «Я уповаю на свое здоровье, на свой штуцер (курсив наш — Н.Д.) и на пословицу: «Не так страшен черт, как его малюют»2..

Штуцер 12 калибра с ручной овальной уникальной сверловкой был заказан им в Лондоне у лучшего оружейника того времени Чарльза В. Ланкастера. Да и членов команды Пржевальский подбирал по принципу «только бы человек сам по себе был хороший — это вещь первой важности». Команда отвечала ему взаимностью: «С вами готовы в огонь и в воду».

Штуцера, мощные винтовки не раз и не два пускали в ход Пржевальский и его спутники. Однажды банда в сотню человек перекрыла единственную тропу через перевал с намерением взять русских в плен и поживиться их добром. Но не тут — то было. «Мы, четверо русских, решились или пройти, или погибнуть. Но с оружием в руках, а не позорной смертью барана, которого разбойники потащили бы на виселицу…». И прошли.

В 1883 году, готовясь к четвертому путешествию в Тибет, Пржевальский заказывает для участников экспедиции несколько ружей у известного оружейного мастера Василия Васильевича Лежина — сына Василия Лежина, выходца из Швейцарии, который в начале XIX века основал оружейную мастерскую в Петербурге.

К концу 1883 года ружья были готовы. Одно из них под номером 836 предназначалось для Пржевальского. Части ружья покрыты великолепной гравировкой, в медальонах изображены головы лани, лисицы, гончей собаки, кабана. Под шейкой ложа, на хвосте спусковой скобы, имеются инициалы автора (В. Л.), номер ружья (№ 836) и инициалы Пржевальского (Н.М.П.). Под прикладом на серебряном щитке надпись: «Экспедиция Пржевальского». Теперь каждый посетитель киргизского мемориала может полюбоваться этим совершенным изделием оружейников ХIХ столетия2..

История этого экспоната довольно сложна. С этим ружьем Н.М. Пржевальский прошел путь от Кяхты до берегов Иссык-Куля. Возвратясь из экспедиции в 1885 году, он подарил ружье начальнику охраны Г. Иванову. Правда, пока не выяснено, как оно попало к уральскому казаку Ф. Стягову, который в 1891 году представлял ружье на Международной Московско-Парижской выставке редкого оружия. На тыльной части ружья укреплена медаль с гравировкой по-французски: «Паикс −Лябор (мир − труд). 1891 год. Москва — Париж» и изображение герба Москвы и Парижа.

Ф. Стягов умер, завещая ружье сыну. В 1919 году Стягов-младший решил бежать в Турцию через Кавказ, где у него оно и было конфисковано. Владельцем «трофея» стал офицер грузинской гвардии, который обратился он к оружейному мастеру Н.И. Шпагину с просьбой высверлить стволы ружья под 16 калибр. Работа уже была закончена, когда к мастеру заглянул известный коллекционер оружия, оружейный энциклопедист полковник В.Е. Маркевич. Интересуясь работой, он приходит в восторг от ружья. Ему удается уговорить офицера обменять его на ружье английской системы. С тех пор ружье хранилось в семье Маркевича, в Ленинграде. В 1957 году музей приобрел у него эту бесценную реликвию.

Прекрасный подарок сделан музею Е.В. Козловой. Ее муж, Петр Кузьмич Козлов, путешествовал вместе с Н.М. Пржевальским по Центральной Азии. Он был страстным собирателем редких вещей. И по словам Елизаветы Владимировны, Н.М. Пржевальский для пополнения коллекций отдавал ему наиболее интересные и редкие предметы, приобретенные или подаренные во время экспедиции. Петр Кузьмич создал превосходную коллекцию редких вещей. После его смерти они были переданы в музеи страны. Мемориальному музею Н.М. Пржевальского Е.В. Козлова подарила несколько подлинных фотографий П.К. Козлова и Н.М. Пржевальского, а также китайский курительный прибор и монгольскую металлическую пепельницу…

На этой спокойной ноте, созвучной музейной тиши, можно было бы поставить точку. Но, помня о беспокойном нраве генерала, бойцовских качествах, так и хочется вновь поставить его, первопроходца, «под ружье» на правый фланг! России сегодня нужны неукротимые духом, обстрелянные и неподдающиеся внешним воздействиям бойцы, способные вчетвером против 100!

Учитывая одну из «узких специализаций» путешественника – снайперское дело, не организовать ли Министерству обороны России или другому силовому ведомству ежегодный турнир по стрелковому спорту памяти генерала Н.М. Пржевальского?! «Хранитель» готов разделить организационные хлопоты и информационное сопровождение соревнований снайперов. Условия состязаний, калибр и вид оружия — тема для обсуждения.

От имени оргкомитета Дмитрий Бабкин.

 



1 Плоских В., Мамбетова Д. Н.М. Пржевальский. Иссык-Кульский мемориальный комплекс /Отв. Ред. А.А.Колесников. — Бишкек, 2005. С.5.

2 Личные вещи Пржевальского. Каталог. — Фрунзе. «Кыргызстан», 1990. С.22.