Юрий Сумбатян, доктор философских наук, профессор

Днем рождения Народно-освободительной армии Китая (НОАК) считается 1 августа 1927 г. До 40-х гг. она состояла в основном из полупартизанских формирований, на базе которых в дальнейшем были развернуты регулярные Сухопутные войска. В начале 50-х создаются ВВС и ВМС, а в следующем десятилетии началось развертывание Стратегических ракетных войск, которые в 1974 г. были выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил. Военное строительство КНР на протяжении многих десятилетий осуществлялось на основе концепции неотвратимости новой мировой войны и возможности развязывания широкомасштабных военных действий против Китая. Военная доктрина на первом этапе развития страны опиралась на концепцию «народной войны», предусматривающую содержание многочисленной армии, поддержку высокой мобилизационной готовности Вооруженных Сил и экономики. Это требовало колоссальных людских, материальных и финансовых ресурсов, что негативно сказывалось на социально-экономическом развитии КНР.

Поскольку до начала 60-х гг. советско-китайское военно-техническое сотрудничество, включая прямое содействие в строительстве Вооруженных Сил и оборонного потенциала, было весьма тесным, НОАК стала, по сути, копией советской военной машины. Она была не только боевым, но и производственным отрядом во внутриполитической и экономической жизни страны, проводником аграрных реформ и индустриализации. Более чем за 50 лет, прошедших после образования КНР, ее Вооруженные Силы участвовали более чем в 10 войнах, пограничных конфликтах и других крупных военных столкновениях, потеряв в них примерно 500 тыс. бойцов и командиров.

Всерьез за реформы в армии в 1986 г. взялся «архитектор реформ» председатель Военного совета ЦК КПК Дэн Сяопин. На первых порах они мало походили на западные модели. Так, вопрос о переходе на профессиональную армию даже не обсуждался, потому что при значительном избытке населения всегда был большой резерв призывников и действовавший закон о всеобщей воинской обязанности фактически не выполнялся: в НОАК призыв осуществлялся выборочно, из той части молодежи, которая отличалась безупречными физическими и моральными качествами, прежде всего преданностью Коммунистической партии Китая, непосредственному руководителю Вооруженных Сил.

На рубеже 1988-1989 гг. резко обострилась социально-экономическая и политическая ситуация в Китае, которая отразилась в студенческих выступлениях весной и летом 1988 г. на площади Тяньаньмэнь. В условиях реализации экономических и военных реформ, инфляции, обострения отраслевых диспропорций, роста коррупции, злоупотреблений со стороны кадровых партийных работников не все военные склонны были участвовать в разгоне студенческих демонстраций. По завершении акции подавления этих демонстраций Пекинский военный округ и гарнизон подверглись серьезной чистке.

Возникла объективная необходимость в проведении модернизации Вооруженных Сил в соответствии с дальнейшим углублением экономических реформ, что было подтверждено XIV съездом КПК (октябрь 1992 г.). Тем самым был взят курс на приоритетное развитие экономики, науки, техники с целью создания мощной экономической базы для оборонного строительства и развития военно-промышленного комплекса.

Начался процесс модернизации НОАК. Ставилась задача придать Вооруженным Силам более современный вид, не затрагивая основы сложившегося военно-государственного механизма, где армии отводилась роль главного орудия государства, обеспечивающего руководству КПК укрепление власти в стране.

Что собой представляют Вооруженные Силы КНР в начале XXI столетия? По своей численности это самая крупная армия в мире. По данным ежегодных открытых зарубежных и российских изданий и справочников, при населении около 1300 млн. человек Вооруженные Силы насчитывают около 2350 тыс. человек. Резерв — 500-600 тыс. человек. Военизированные формирования (Народная вооруженная полиция) — 1 млн. 500 тыс. человек. Комплектование — по призыву. Срок службы — 24 месяца. Военный бюджет составляет 22 млрд. 400 млн. долл.

В состав Сухопутных войск входят 1 млн. 700 тыс. человек, 7 военных округов, 28 провинциальных военных округов, 4 командования гарнизонов, 21 общевойсковая армия (44 пехотных, 9 танковых и 7 артиллерийских дивизий, мотопехотная дивизия), 12 танковых, 13 пехотных, 22 мотопехотных и 12 артиллерийских бригад, 7 вертолетных полков, 3 воздушно-пехотные дивизии и ряд других воинских и специализированных частей и подразделений.

ВВС: 400 тыс. человек (в т. ч. 210 тыс. в ПВО). На вооружении ВВС КНР около 4 тыс. боевых самолетов (до 500-600 единиц могут быть носителями ядерного оружия), из них более 3 тыс. истребителей, около 200 бомбардировщиков. Самолетный и вертолетный парк оснащен машинами преимущественно российских (советских) производителей — МиГ-21, Су-27, Су-30МКК, Су-30МК2, Ил-76, Ан-12, Ми-8.

ВМС: около 250 тыс. человек (в т. ч. 40 тыс. срочной службы). Оперативные флоты: Северный, Восточный, Южный. Флот — эскадры: подводных лодок (6), эскортных кораблей (7), минно-тральных кораблей (3); учебная флотилия; атомная подводная лодка с баллистическими ракетами; 5 атомных подводных лодок; 63 подводных лодок; 21 эсминец с управляемым ракетным оружием; 67 ракетных катеров и ряд других. Береговая оборона: 28 тыс. человек, 25 районов, 35 ракетных и артиллерийских полков.

Ядро Вооруженных Сил КНР составляют Стратегические ракетные войска, оснащенные ракетами с ядерными боеголовками, общее количество которых 600-650 единиц.

Управление Вооруженными Силами в КНР осуществляется Центральным военным советом (ЦВС) и Военным советом ЦК КПК. ЦВС определяет направления военного строительства, политические и стратегические цели войны, военный бюджет, решает комплекс вопросов, связанных с введением в стране военного положения, проведением всеобщей или частичной мобилизации.  Председатель ЦВС является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил Китая. Основной орган ЦВС КНР — Генеральный штаб (ГШ), через который ведется управление Вооруженными Силами.

Что касается Министерства обороны, то в системе Государственного совета КНР оно лишь реализует установки военно-политического руководства страны по техническому обеспечению строительства Вооруженных Сил, их комплектованию, планированию, распределению и расходованию военного бюджета, координирует деятельность гражданских министерств и ведомств, выпускающих оборонную продукцию, осуществляет межгосударственные военные связи и представительские функции.

Через Главное политическое управление ЦК КПК осуществляет политическую работу в армии. Функции по организации мобилизационно-технического, финансового обеспечения Вооруженных Сил, а также руководству строительством, эксплуатации военных объектов, работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий, ремонтных заводов, тыловых органов видов ВС возложены на Главное управление тыла.

Особое место в системе управления ВС занимает Генеральный штаб ВС. В его подчинении находятся штабы видов ВС, осуществляющие управление деятельностью войск, а также штабы больших военных округов Сухопутных войск, ВВС и штабов флотов ВМС.

Помимо регулярных компонентов в Вооруженных Силах Китая имеются и иррегулярные компоненты — Народное ополчение и Народная военная полиция. Народное ополчение выполняет свои задачи без отрыва от производства. В мирное время на ополчение может возлагаться охрана границы, общая протяженность которой составляет 7,5 тыс. км.

Народная военная полиция, которая находится в настоящее время в процессе реформирования, состоит из соединений, частей и подразделений трех родов войск: внутренней охраны, пограничной охраны и специальных войск (пожарной и лесной охраны, производственно-строительных частей). Личный состав этих подразделений руководствуется общевоинскими уставами и наставлениями, имеет одинаковые с армией права и нормы довольствия.

НОАК — основа регулярных сил  в процессе реформирования совершенствует организационно-штатную структуру, проводит техническое переоснащение войск, повышая их боеспособность. За годы военной реформы произошло резкое сокращение центрального военного аппарата и не менее чем на 30-40% численности Вооруженных Сил, проведена реорганизация военной структуры на всех уровнях.

НОАК сегодня переживает революционную перестройку. Она постепенно превращается в современную, модернизированную, обладающую современным военно-техническим вооружением.

Программа реформ и модернизации НОАК в последнее время приобретают конкретные очертания. Недавно в Пекине издана «Белая книга» — официальный доклад о политике КНР в области обороны. В нем отмечается, что руководство Китая исходит из предположения о том, что в ближайшей перспективе новая мировая война маловероятна. Вместе с тем оно учитывает процесс формирования полицентризма на мировой арене в связи с распадом Советского Союза, укреплением позиций США и НАТО, возрастанием опасности внутригосударственных и межгосударственных конфликтов.

В этих условиях в качестве основной задачи, определяющей внешнеполитический курс, выдвигается так называемая стратегия активной обороны, которая предусматривает повышение боеспособности НОАК при сокращении ее численного состава и одновременном оснащении новейшим оружием. Сокращение коснется главным образом Сухопутных войск. Их численность уменьшится сначала до 1,8 млн. военнослужащих, а в последующие годы еще на 30%. Вместе с тем будут несколько расширены ВВС, ВМС и СРВ, созданы мобильные силы НОАК, предназначенные для действий в локальных войнах (более 250 тыс. человек), а в перспективе в их состав планируется включить ударную авиацию ВВС и часть сил флота.

Модернизация ВВС и ПВО составляет приоритетное направление развития Вооруженных Сил КНР. Такой подход обусловлен преобладающими в мире и военном руководстве Китая взглядами на решающую роль авиационной мощи государства в прогнозируемых конфликтах и войнах. При этом КНР опирается на активный импорт в крупных масштабах наиболее современных и перспективных российских истребителей, типа Су-30МКК, Су-30МК2, на развертывание лицензионного производства самолетов Су-27 на собственных предприятиях, а также на разработку и производство собственных самолетов и новых поколений авиационного оружия.

Наряду с авиацией в КНР осуществляется модернизация всей системы ПВО и частично флота, опираясь на закупки российских зенитно-ракетных систем: С-300ПМУ1, «Тор-М1» и на создание собственных ЗРС различных классов и назначений.

Вместе с тем необходимо отметить тенденцию, связанную с повышением требований новых властей КНР к технологическому уровню закупаемых в России вооружений. При этом главными конкурентами россиян в КНР в научно-техническом сотрудничестве могут стать США, Германия и Израиль. Наиболее серьезным конкурентом может стать Германия.

Появление западных конкурентов на рынке производства военной промышленности и научно-технического сотрудничества в Китае имеет положительный эффект не только для безопасности КНР, но и для России в плане пересмотра всей нашей военно-технической политики в отношении передачи высокотехнологической продукции Китаю и ряду государств современного мира.

Министр обороны КНР, говоря о перспективах НОАК на пороге XXI в., отмечал, что в эпоху революционных изменений, которые происходят в военной сфере, китайская армия в своем развитии должна опираться на достижения науки и техники, руководствоваться стратегией — «с помощью науки и новейших технологий наращивать мощь Вооруженных Сил».

Начиная с середины 80-х гг. в КНР успешно освоен выпуск около 130 образцов военной техники. По западным оценкам, военные распоряжаются примерно 20 тыс. предприятий.

Следует отметить все более расширяющееся военно-техническое партнерство между КНР и РФ. Российский ОПК уже сегодня активно участвует в программе комплексной модернизации китайских Вооруженных Сил. Кроме того, в России получают образование, проходят переподготовку немало офицеров НОАК.

Военные реформы и модернизация НОАК коснулись качественного состава армии, особенно офицерского состава в плане их омоложения, введения новых воинских званий. Была реформирована система военного образования. Вместо 116 военно-учебных заведений появилось несколько десятков учебных заведений нового типа — Командный институт Сухопутных войск, Военно-педагогический институт, Военно-экономический институт, Военный институт международных отношений и т. д. Руководством ВС была поставлена задача — к 2000 г. все офицеры должны иметь высшее образование.

В настоящее время система военной службы сочетает обязательную и добровольную службу, нахождение в народном ополчении и службу в запасе. Срок прохождения обязательной военной службы сокращен во всех видах Вооруженных Сил до двух лет. Упразднена сверхсрочная, длившаяся раньше 8-12 лет, и введена служба по контракту на срок не менее трех лет и до 30 лет.

По данным военного ведомства, после сокращения китайской армии на 1 млн. человек в 1983 г. 120 уволенных воинов стали директорами и управляющими предприятий и фирм. Всего за это время 1,2 млн. бывших сержантов и офицеров трудоустроились на сельских и промышленных предприятиях, минуя огромные очереди желающих получить любую работу.

Особое внимание в условиях сокращения численности личного состава Вооруженных Сил, особенно Сухопутных войск, уделяется организации и проведению боевой подготовки. Выросли интенсивность и масштабы проводимых учений и маневров. Большинство учений проводится, как правило, на востоке страны, особенно в зоне Тайваньского пролива, в целях обеспечения безопасности морских границ Китая и содействия объединения с Тайванем.

В процессе проведения военных реформ по укреплению боеспособности ВС КНР большое значение имеет укрепление воинской дисциплины в армии. Недавно в НОАК был введен новый дисциплинарный устав, призванный повысить уровень армейской дисциплины и служить барьером на пути совершения преступлений военнослужащими. Свод новых нормативов и предписаний подписал председатель Центрального военного совета КНР Цзян Цзэминь.

Одной из важных составляющих программы «модернизации обороны» является задача экономического обеспечения готовности страны, создание и развитие современной базы военного производства, способной удовлетворять потребности страны в оружии и военной технике в мирное и военное время.

Военно-промышленный комплекс КНР насчитывает около 30 тыс. предприятий и 3 млн. человек персонала. Реформы и модернизация ВПК, по мнению китайских политических лидеров, должны идти по двум направлениям: во-первых, создание и совершенствование механизма оборонной промышленности, рыночной экономики; во-вторых, решение узловых технических проблем, тормозящих процесс военной науки и перевооружение армии, разработка высокотехнологичных вооружений с целью покончить с зависимостью от импорта оружия последнего поколения. Пока, по оценке специалистов, Китай достиг значительных успехов в области лазерной техники, в бронетанковой технике, артиллерии.

Рост военных расходов КНР к началу XXI в. даст возможность укрепить военный потенциал страны, обороноспособность, успешно осуществить военные реформы и модернизацию НОАК, Вооруженных Сил в целом.

Несмотря на увеличение бюджета на оборону в 2004 г. на 11,6%, или на 2,6 млрд. долл., военные ассигнования КНР значительно меньше, чем у многих стран мира. Представленный правительством на рассмотрение ВСНП военный бюджет составляет всего 1,7% ВВП страны против среднемировых ассигнований на уровне 3%.

Важное место в реализации стратегического курса КНР занимает российско-китайское сотрудничество. После долгих напряженных послевоенных лет они, наконец, стали конструктивными. Регулярные встречи руководителей двух стран — яркое тому подтверждение. Объем товарооборота между Россией и Китаем в 2002 г. составил около 12 млрд. долл. Самым перспективным направлением в товарообороте двух стран является военно-техническое сотрудничество (ВТС). Россия оказывает помощь Китаю в развертывании собственного производства высокотехнологичных систем вооружений и передает китайской стороне лицензии на серийное производство ряда образцов военной техники. На вооружение китайской армии стали поступать радиолокационные станции, противолодочные вертолеты, пехотные огнеметы, самоходные гаубицы, зенитные ракетные комплексы и многое другое.

Все это свидетельствует о том, что в процессе проведения военных реформ и модернизации Китай входит в третье тысячелетие первоклассной военной державой..