Юрий Сумбатян, доктор философских наук, профессор

На политической карте мира не так много стран, особенно развитых, где на протяжении последних почти 50 лет армия играла бы доминирующую роль во внутренней жизни. Бесспорным лидером здесь, пожалуй, является Аргентина. При этом, надо отметить, десятилетиями для аргентинских военных образцом для подражания была Германия. И это не случайно. Так, в 1939 г. из 34 аргентинских генералов 17 имели за плечами опыт службы в германской армии. Около половины преподавателей Высшей военной школы в Аргентине были немцами…

К моменту выхода на политическую арену «Группы объединённых офицеров» (1943 г.), которую возглавлял генерал Хуан Доминго Перон, уже все высокопоставленные аргентинские военные принадлежали к «германской школе». Правда, они так и не смогли превратить Аргентину в новую Германию или новую Японию.

«Диктатура Перона» не была традиционным латиноамериканским военным режимом. Генерал захватил в стране власть при помощи армии, но не ограничился её поддержкой. Он правил с помощью авторитарных популистских методов, опирался на однопартийную систему и профсоюзы. Кроме того, не без успеха непосредственно апеллировал к рабочему классу и городским низам.

После свержения Перона в 1955 г. во главе государства встала военная хунта, члены которой оспаривали друг у друга право на ведущее положение в Вооруженных Силах Аргентины. Шли непрерывные столкновения между генералами и адмиралами в борьбе за лидерство. При этом на решение неотложных экономических проблем военачальники обращали мало внимания.

Военные хунты управляли Аргентиной с небольшими перерывами с 1955 г. по 1973 г. Однако ни они, ни гражданские правительства радикалов (1958-1962 гг. и 1963-1966 гг.) так и не смогли вытянуть страну из затяжной «пучины» социально-экономических кризисов и политической нестабильности.

В сентябре 1973 г. Перон был избран президентом, а его жена — Ева Перон — вице-президентом. Сформированное ими правительство выступило с программой демократических реформ. Но обстановка ещё более обострилась. Произошёл поворот политического курса вправо, чем воспользовались военные, вновь совершив государственный переворот. В послепероновскую эпоху Аргентина ещё трижды познала мрачные времена военных путчей. Вплоть до конца 1983 г. у государственного руля находилась хунта в составе командующих видами Вооруженных Сил.

Надеясь на поддержку в стране и за рубежом, этот военно-диктаторский режим в 1982 г. предпринял попытку вернуть удерживаемые англичанами Фолклендские (Мальвинские) острова. Однако война с Великобританией оказалась гибельной для хунты. В ходе боевых действий погибло свыше 600 аргентинских военнослужащих. Многие из них были слабо подготовлены и плохо вооружены. Поражение армии стало унижением для всей нации.

В этой ситуации общественное мнение было настроено резко отрицательно по отношению к военному режиму. В американских и местных средствах массовой информации появились многочисленные критические статьи о роли аргентинской армии в политической жизни своей страны. В конечном счёте высокопоставленные военные были вынуждены передать власть гражданским политикам.

Фолклендский конфликт между двумя союзниками США поставил Вашингтон в сложнейшее положение. Стало ясно, что идеологическое кредо латиноамериканских военных — доктрина национальной безопасности, оправдывающая военные перевороты, явно несостоятельна. В изменившейся ситуации Соединенные Штаты пошли на резкое сокращение прямой военной помощи Аргентине. При этом, правда, заявили, что в скором времени объявят её своим «главным союзником из числа стран, не входящих в НАТО», и предоставят ей статус «стратегического партнера».

В поисках новых возможностей применения армии в решении внутри- и внешнеполитических задач, укреплении национальной безопасности гражданское правительство Аргентины с 1 апреля 1995 г. отменило призывную систему. Именно эта страна первой в Латинской Америке стала формировать профессиональную армию, полностью комплектуемую на контрактной основе. По мнению военного руководства и экспертов, данное решение привело к значительному повышению морально-боевых качеств военнослужащих, способствовало укреплению дисциплины и правопорядка в войсках.

Современная аргентинская армия обладает богатыми традициями и наряду с бразильской и чилийской считается в Латинской Америке одной из наиболее подготовленных к выполнению оперативно-стратегических задач. Не случайно её воинские контингенты были направлены в состав миссий по поддержанию мира в Хорватии, на Кипре, в зоне Персидского залива.

По некоторым данным, на конец 2004 г. общая численность Вооружённых Сил Аргентины составляет около 70 тыс. человек (при населении 37,6 млн.). Кроме того, «под ружьём» находятся жандармерия (18 тыс.), береговая охрана (13,2 тыс.). Военный бюджет — 940 млн. долл.

Сухопутные войска насчитывают 41 400 человек и состоят из 3 армейских корпусов, 9 бригад (2 бронетанковые, 3 механизированные, пехотная для боевых действий в джунглях, 2 горнопехотные, учебная), бронекавалерийского полка, 6 отдельных батальонов (мотопехотный, 2 инженерных, 3 армейской авиации), зенитного артиллерийского дивизиона, 2 рот спецназа. Стратегический резерв — механизированная и воздушно-десантная бригады. Вооружение: 350 танков, 105 боевых машин пехоты, 75 боевых разведывательных машин, 450 бронетранспортеров, 20 155-мм самоходных орудий, 10 реактивных систем залпового огня, 1100 81-мм минометов и 360 120-мм минометов, 600 пусковых установок противотанковых управляемых ракет, 1005 безоткатных орудий, 80 переносных зенитных ракетных комплексов, около 1000 зенитных пушек, 44 самолета и 61 вертолет.

Военно-воздушные силы: 12 500 человек, 130 боевых самолетов, 29 боевых вертолетов. Тактические части и подразделения: 5 истребительно-бомбардировочных авиационных эскадрилий, 3 тактические истребительно-авиационные эскадрильи противовоздушной обороны, разведывательно-авиационная и базовая патрульно-авиационная эскадрильи, 6 транспортных авиационных эскадрилий, самолетный и вертолетный парк.

Военно-морские силы: 16 000 человек (в том числе 2000 в авиации и 2800 в морской пехоте), 3 военно-морских района. Флот: 3 подводных лодки, 6 эсминцев с управляемым ракетным оружием, 9 фрегатов с управляемым ракетным оружием, 7 патрульных кораблей, 6 патрульных катеров, 2 тральщика, 20 десантных катеров, около 20 вспомогательных судов. Авиация: 6 авиационных крыльев (штурмовая авиационная, эскадрилья противолодочных самолетов, транспортная авиационная эскадрильи, 2 учебно-тренировочные авиационные эскадрильи), вертолетов — 3. Самолеты — 54, вертолеты — 24. Морская пехота: 7 батальонов, 2 дивизиона, инженерная рота, группа коммандос, рота охраны.

Реформа Вооруженных Сил началась с изменения правовой базы их функционирования. В процессе либерализации политической жизни в Аргентине были отменены акты чрезвычайного законодательства, принятые в прошлом военными властями для подавления любых проявлений недовольства существующими порядками. Подверглись модернизации система подготовки военных кадров, военно-техническая база, улучшилось материальное положение военнослужащих.

В последнее время в Вооруженных Силах Аргентины принимаются меры по созданию оптимальной организационно-штатной структуры, оснащению современной техникой. Так, в Сухопутных войсках намечается переход от корпусной организации к бригадной, в ВВС — обновление самолетного парка, а в ВМС — повышение боеготовности корабельного состава, морской пехоты и лётчиков. Надо отметить, что войска получили возможность заниматься интенсивной боевой подготовкой в интересах обеспечения эффективности системы национальной обороны.

В процессе военной реформы сократились оборонные расходы (с 10,1 млрд. долл. в 1984 г. до 940 млн. долл. в 2000 г.) и численность личного состава, а число генералов уменьшилось вдвое.

Для внешнеполитического аспекта нынешнего военного курса Аргентины характерен «вектор» на всестороннее сближение с Североатлантическим альянсом. Буэнос-Айрес хотел бы создать систему углубляющегося сотрудничества и консультаций с НАТО. Это объясняется ограниченными возможностями страны как в закупке новой боевой техники за рубежом, так и в её производстве у себя. Экономическая ситуация заставляет правительство постоянно идти на сокращение военного бюджета, а обретение статуса одного из главных союзников США (не являющихся членами НАТО) может обеспечить Аргентине приоритет в бесплатных поставках американской военной техники и оборудования, а также право на получение у Вашингтона льготных займов.

Рассмотрение истории и современного этапа преобразований в Вооруженных Силах Аргентины наталкивает на весьма важные выводы, которые, как представляется, необходимо учесть в ходе реформирования оборонной сферы в России. Прежде всего это касается одной из коренных проблем военной реформы — взаимоотношений власти и армии.

В Аргентине переход от авторитаризма к гражданскому правлению в результате демократического движения против обанкротившегося военного режима сопровождался важными изменениями законодательства, относящегося к области безопасности. Результатом длительных парламентских дебатов стали отмена Национального акта об обороне 1966 г. и принятие в 1988 г. нового закона, который закрепляет подчинение военного командования гражданским властям, отменяет доктрину национальной безопасности и запрещает использование армии для подавления массовых беспорядков.

К концу 1980-х гг. было принято решение о создании Совета безопасности, в функции которого входит внесение рекомендаций в связи с актами «организованного насилия». Президент Аргентины издал указ №327 о разработке мер, направленных на предупреждение создания и искоренение вооружённых групп, «способных подорвать конституционный строй и угрожать жизни, свободе, собственности или безопасности граждан». Этот указ стал основанием для учреждения Комитета внутренней безопасности, призванного разрешать кризисные ситуации. В него, помимо военных, вошли и гражданские лица. Тем самым был создан механизм, регулирующий участие Вооружённых Сил в поддержании общественного порядка.

Всё это свидетельствует о том, что Вооруженные Силы Аргентины, как и армия в нашей стране, традиционно играют важную роль в реализации внешней и внутренней политики. Для нас особенно интересен тот факт, что в Аргентине проведена военная реформа, в результате которой осуществлён переход к профессиональной армии. Аргентинская армия в целом выступает в поддержку демократической системы и укрепления институтов правового государства, придерживается линии на деполитизацию Вооруженных Сил, что свидетельствует об уменьшении рисков различных эксцессов в результате неконституционных действий военнослужащих.

Таким образом, опасность военных переворотов, а соответственно, и угроза политической безопасности государства и общества уходят из повестки дня. Как в армейских кругах, так и в политической элите и организациях гражданского общества достигается консенсус по вопросам защиты демократии и конституционных норм.