Страшная трагедия в Кемерово объединила все общество в желании помочь и поддержать, но в соцсетях нашлись те, кто решил использовать ее для распространения дезинформации. Esquire подготовил памятку для борьбы с фейками.

«Сплошные вбросы идут»

Этот человек пережил невозможное: жена, трое детей и сестра Игоря Вострикова погибли во время пожара в торговом центре «Зимняя Вишня». Он остался один и говорит, что жизнь его прекратилась. Но именно Востриков, а не Аман Тулеев или другой местный чиновник, сейчас воплощает несломленный дух кемеровчан.

Мужчина возглавил инициативную группу помощи пострадавшим в пожаре и стал организатором стихийного митинга 27 марта. На нем впервые были сказаны вслух страшные слова о том, что погибших гораздо больше: 300 человек, возможно 400. В толпе говорили, что морги города забиты и тела вывозят в другие города на грузовиках. Звучали аудиозаписи неназванных «сотрудницы МЧС» и «жены водителя», говоривших, что власти скрывают истинное число жертв.

Ни одно из этих утверждений не подтвердилось. Местным активистам разрешили проверить морг. Кроме того, инициативная группа посетила кладбище и не нашла следов подготовки к захоронению сотен тел.

Игорь Востриков нашел в себе силы обратиться к людям и предупредить их о вбросах: «Ребят, нам предоставили видеозаписи. Мы сейчас посмотрели, картина в корне изменилась. Видать, как власти говорят, так и есть, то есть никто никого не обманывает. Получается, сплошные вбросы идут», — говорит он ролике, выложенном в Twitter.

Ложь «новых медиа»

Чтобы убедиться в его правоте, достаточно вспомнить реакцию топ-блогеров. Как только появилась информация о 300 погибших, ее немедленно начали распространять на Youtube, Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и в других популярных соцсетях.

Один только ролик блогера Николая Соболева «Пожар в Кемерово: от нас скрывают правду?» собрал почти 4 миллиона просмотров — до того момента, как он его удалил. Поучаствовали в распространении ложных сведений и один из самых популярных пабликов «ВКонтакте» MDK, и ведущая телепередачи «Дом-2» Ксения Бородина. На следующий день им пришлось извиняться. Однако медийное эхо от подобных вбросов на многомиллионную аудиторию будет разноситься еще долгое время.

Выяснилось, что еще 25 марта кемеровские морги обзванивал пранкер из Украины, скрывающийся под именем «Евгений Вольнов». Похоже, именно его звонки могли стать толчком к возникновению слухов, получивших невероятное распространение благодаря искаженному эху блогов, мессенджеров и видеосервисов. Он пообещал, что продолжит свои провокации.

Новая медийная реальность, в которой Youtube-канал и чат в Whatsaspp имеют больший охват, чем выпуск новостей на ТВ или газета, оказалось не лучше прежней, а то и хуже. Ложь в телевизоре переросла в фейк и дезу на экранах наших мобильных. Оказалось, что ставить крест на классической журналистике еще рано, — если на профессионала можно найти управу, то блогер извинится и продолжит вещать, будто ничего не произошло, а уж с анонимным скриншотом или неподписанной аудиозаписью и подавно ничего не сделаешь.

Тут Россия не одинока: борьба с фейкньюс стала мировым трендом и одной из главных проблем глобального медийного рынка. В США противники действующего президента Дональда Трампа уверены, что именно фейки о Хиллари Клинтон помогли ему выиграть выборы. Вбросы в соцсетях оказались оружием массового медийного поражения, эффективной брони против которой пока еще не придумал — если не считать таковой банальную логику.

Как отличить фейк от достоверной информации

Любой здравомыслящий потребитель информации в первую очередь должен помнить: каждый раз, когда в какой-то точке мира случается теракт, катастрофа, авария — первые сведения никогда не бывают точными. Только через день или два можно составить достоверную картину произошедшего и увидеть списки жертв, которым можно верить.

В день пожара в «Зимней вишне» сначала сообщали всего о нескольких пострадавших, а к вечеру цифры стали расти. Продолжали они расти и на следующий день. Люди по всей стране жадно вылавливали любые крохи информации в интернете и соцсетях. Этим и воспользовались распространители фейков.

Недоверие к официальным сведениям не должно превращаться в наивную доверчивость по отношению к «правдорубам» из чатов и блогов. Вот несколько простых правил, знакомых любому профессионалу, которые хоть немного облегчат для вас поиск правдивой информации.

  • У любой новости должен быть верифицированный источник информации:

Скриншот чата или даже аудиозапись не является таковым, если их автор неизвестен. Любой желающий может за пару минут состряпать диалог в Whataspp, присвоив себе любую вызывающую доверие должность.

Поэтому важные сведения должны сопровождаться данными об источнике. Если это не ведомство, а человек — должны быть указаны его должность, имя и фамилия. Это позволит журналистам узнать существует ли вообще такой персонаж и тот ли он за кого себя выдает.

  • Диверсифицируйте источники информации:

Любые слухи надо воспринимать со скепсисом. Без видео- и фотосвидетельств слова остаются словами. Нередко даже крупные СМИ совершают ошибку, доверившись свидетелям того или иного события, забыв о старой как мир истине: «врет как очевидец».

В современном мире почти у каждого взрослого есть смартфон с 3G, поэтому скрывать значимые факты долгое время практически невозможно. Услышав какой-то слух, дождитесь, когда те же сведения появятся в ряда несвязанных между собой источников.

  • Никогда не верьте паническим «перепостам»:

После любого резонансного происшествия начинается волна фейков соцсетях, раскрывающих «шокирующие» подробности, а также выдающих старые фотографии и видео за кадры с места событий. В эмоциональном порыве их распространяют тысячи или даже десятки тысяч людей.

Не обращайте внимание на цифру перепостов, просмотров или лайков — наоборот, самые популярные посты на волнующие всех темы обычно содержат больше всего ошибок и неточностей.

Esquire