Провокация взятки либо коммерческого подкупа встречается на практике не так часто. Между тем обсуждение различных вопросов, касающихся ответственности за это преступление, имеет особое значение. Зачастую законные меры, предпринимаемые сотрудниками правоохранительных органов, расцениваются как провокация взятки. Ошибки при оперативных мероприятиях, в свою очередь, препятствуют выявлению реальных злоумышленников, затрудняя борьбу с коррупцией в целом.

Ответственность за указанное выше преступление предусматривается ст. 304 УК РФ. В норме приводятся определенные признаки, характеризующие состав.

По большей части все сводится к попытке передачи должностному лицу (без его согласия) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказания чиновнику услуг или предоставления прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления.

В организации провокаций могут принимать участие сотрудники органов, ответственных за борьбу с коррупцией. В большинстве случаев речь идет о представителях ФСБ, Главного управления экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России и подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов данного министерства.

Жертвами провокации взятки чаще всего становятся высокопоставленные персоны, и эта проблема не является актуальной для людей, находящихся за пределами узкого круга элиты. Подобный подход в корне неверен. Во-первых, спокойное отношение граждан к такого рода преступлениям порождает ситуацию, когда добросовестные чиновники и коммерсанты превращаются в заложников коррупционеров, в результате чего сама система власти и бизнеса начинает работать в интересах последних. Что не может в итоге не отразиться на положении рядовых граждан. Во-вторых, вопреки стереотипам, чаще всего жертвами подобного рода махинаций становятся отнюдь не обитатели высоких кабинетов. В большинстве случаев провокация используется в отношении преподавателей вузов, врачей и учителей (на долю последних двух категорий приходится около 30 % всех обвинительных приговоров в делах о получении взятки). За счет всего этого проблема провокации взяток превращается в вопрос, затрагивающий интересы практически каждого гражданина России.

Суть взятки заключена в том, чтоб дать возможность злоумышленнику проявить свою сущность и быть наказанным за нее. И, самим существованием провокации взятки, отбить любое желание у человека пытаться получить взятку или как сейчас говорят неправомерную выгоду

Под провокацией понимается «предательское поведение, подстрекательство кого-либо к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжкие для него последствия». Суть провокации состоит в том, что провокатор сам возбуждает у другого лица намерение совершить преступление в целях последующего изобличения этого лица либо его шантажа, создания зависимого положения и т.п.

В научной литературе выделяются два основных момента, определяющих суть данного понятия:

а) провокация — это побуждение лица к действиям или решениям, влекущим для него негативные последствия;

б) негативные последствия для спровоцированного — это та цель, к которой стремится провокатор и о которой неизвестно потерпевшему.

Цели, которые преследуют люди, прибегающие к провокации взятки, могут быть самыми разными, например:

1) стремление должностного лица приобрести имидж непримиримого, бескомпромиссного «борца с коррупцией», с«оборотнями в погонах».

2) использование возможностей борьбы с коррупцией для устранения конкурентов (например, в назначении на престижную воинскую должность)

3) шантаж должностного лица в целях получения с него денежных средств либо иных выгод материального характера (например, дача взятки председателю жилищной комиссии воинской части против его воли в качестве«благодарности» за распределенную квартиру, фиксация принятия взятки с помощью видео- и аудиозаписывающей аппаратуры и последующий шантаж данного должностного лица под угрозой огласки этих записей с целью склонения его к принятию нужных решений по распределению квартир, в том числе путем фальсификации документов);

4) ложно понятые интересы службы, когда должностное лицо устраивает проверку своих подчиненных «на честность» путем создания искусственных «взяточных» ситуаций

Провокация взятки, как и любое противозаконное явление, становится возможной там, где плохо выполняется закон и не применяются специальные юридические знания. Если бы следователи добросовестно выполняли то, что им предписано законом, таких случаев было бы гораздо меньше. На практике в большинстве ситуаций, где речь идет о возможном совершении преступления, если это не убийство, следователь быстренько протоколирует заявление, заводит дело - и в суд. При этом начисто забывает о том, чему его учили по курсу криминалистики. А ведь по правилам он должен провести полноценное расследование, собрать доказательства, провести экспертизу, опросить свидетелей и уж затем принять решение - заводить уголовное дело или нет.

Между тем, сегодня, чтобы уличить чиновника во взяточничестве и казнокрадстве, нет необходимости задерживать его с поличным, а достаточно внимательно проанализировать служебную и финансовую деятельность, руководимого им ведомства. Способы расхищения казны, как правило, типичны и не отличаются изобретательностью. Однако, по какой-то причине, большие полицейские чины ставят перед своими подчиненными основной задачей именно задержание «чиновника» при получении со взяткой с поличным.

Провокация взятки предполагает не только непосредственное предоставление каких-либо благ субъекту. Ценности могут появиться у должностного лица при самых разных обстоятельствах. При этом далеко не всегда взятка деньгами или иными благами попадет к нему из рук в руки. Например, ценности могут быть помещены в рабочем кабинете в ящик стола в отсутствие служащего, на банковский счет, открытый на его имя. Что касается непосредственной передачи благ, то для того, чтобы служащий попался на взятке, он может быть введен в заблуждение. В этом случае должностное лицо будет считать, что приняло малоценный подарок или, к примеру, возврат долга. В любой ситуации, однако, служащий не выражает своего согласия на принятие благ. Стоит сказать, что к таким выводам приходит и большинство экспертов.

Разумеется, вопрос о соучастии в провокации со стороны оперативных работников не встанет при условии, что они находились в состоянии добросовестного заблуждения относительно истинных намерений и замысла конфидента. Для предупреждения подобных ситуаций и разоблачения взяточника законным путем требуется предварительное проведение оперативных мероприятий по документированию факта вымогательства взятки, для чего требуется данный факт вымогательства зафиксировать негласно на видео- или аудиозапись. И уже после подтверждения факта вымогательства со стороны должностного лица необходимо проводить сам оперативный эксперимент.

Признаки провокации взятки

Лица, провоцирующие предпринимателей на дачу взятки, рассчитывают на различные выгоды. Например, после удавшейся провокации с помощью шантажа можно оказывать давление на предпринимателя, проявившего слабость. Еще один мотив правоохранителей – собственный карьерный рост.

Не стоит забывать и о конкурентах, которые хотят заполучить нечестным образом ваш бизнес (например, рейдеры). Они могут попросить знакомого правоохранителя прийти к вам в офис с якобы досудебной проверкой, а тот постарается спровоцировать дачу взятки со стороны руководителя. Другой пример: в офис компании приходят правоохранители, изымают документы и компьютеры, а потом просят у собственника деньги за их возвращение. Он выполняет их просьбу, а его задерживают за попытку дать взятку.

Наиболее распространенным коррупционным проявлением является взятка. Действующим уголовным законодательством (ч. 1 ст. 290 УК РФ) получение взятки определяется как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Часто встречается приглашение от должностного лица обсудить что-либо в неофициальном месте. Например, в ресторане или бане. Обычно чиновники не приглашают предпринимателей в увеселительные заведения просто так. Первым звонком могут стать и необоснованные претензии чиновников к работе компании.

Бывает, что конкуренты, пытаясь незаконно отнять долю рынка, просят знакомого силовика устроить провокацию взятки в вашем офисе. В зависимости от сферы бизнеса провокатор может прийти как потенциальный клиент, контрагент, партнер, представитель правоохранительных структур и подвести бизнесмена к совершению незаконных действий. В ход идет психологическое давление, специально нагнетается атмосфера безысходности. Пример из практики: в фирму, продающую большегрузные автомобили, пришел сотрудник полиции под видом представителя административно-хозяйственного подразделения одного из министерств. После осмотра машин он пожелал купить три автомобиля за наличные деньги. При этом попросил откат. Сотрудники салона из службы безопасности, имевшие опыт работы в органах, узнали в нем оперативника. По своим каналам они выяснили, что он пришел для провокации взятки. Если бы провокация удалась, то владельца бизнеса арестовали бы, а на его имущество, вероятнее всего, наложили бы арест.

В этом случае лучше всего обратиться в управление «М» ФСБ. Это высокоэффективная элитная спецслужба, обладающая огромным административным ресурсом. Желательно обратиться с заявлением о вымогательстве взятки раньше, чем сами правоохранители об этом узнают. Многие коррумпированные чиновники находятся у них под наблюдением, и если промедлить с обращением, то действия предпринимателя могут расценить как дачу взятки.

Анализ судебных решений последних лет показывает, что немалая часть обвиняемых, которым инкриминировались коррупционные преступления, были оправданы в связи с наличием в действиях заявителей провокации взятки, а также недостаточностью фактических данных, которые подтверждали их виновность.

С учетом современных реалий, а также менталитета российского чиновничества и наших граждан нет никаких гарантий того, что не найдутся люди, которые попытаются извлечь для себя выгоды корыстного характера на всеобщей волне борьбы с коррупцией.

Кашурников Сергей Николаевич кандидат политических наук, доцент Финансовый университет при Правительстве РФ

Кузнецов Евгений Юрьевич студент Финансового университета при Правительстве РФ