Недавно обнародованная концепция внешней политики России делает акцент на применении «мягкой силы». В интервью информационно-аналитическому изданию «Столетие» «Есть большой запрос на лидерство России в мире» и видео-интервью «Голосу России» «Операция "Арго" получила "Оскар" … » я разбираюсь с этим термином.

Во-первых, поскольку концепция «мягкой силы» создавалась в США, необходимо знать, что они вкладывают в это понятие, и кто занимается теорией и практикой. Автора концепции Джозефа Ная чаще всего представляют как гарвардского профессора. Однако, компетенции г-на Ная выходят далеко за рамки академического круга. В разное время он занимал посты председателя группы по нераспространению ядерного оружия в Совете по национальной безопасности, заместителя министра обороны по вопросам международной безопасности, председателя Национального совета по разведке США. Ная прочили на пост главы Совета по национальной безопасности США в случае победы Джона Керри на президентских выборах 2004 года. Надо полагать, что сегодня при госсекретаре Керри влияние г-н Ная и его подходов может только возрасти.

Во-вторых, «мягкая сила» ставит те же задачи, что и «жёсткая». Но при этом экономит миллиарды долларов, сохраняет жизни американских солдат и не наносит ущерба репутации – один позитив. Самый масштабный пример применения «мягкой силы» – разрушение Советского Союза. Гитлер не мог этого добиться всей военной мощью и ресурсами завоеванной Европы. Менее масштабный пример – «перезагрузка».

Что касается России, то нужно думать не о том, «как нам заставить их любить себя», а о том, «как заставить их делать то, что мы хотим». Любить они нас будут, если мы сдадимся – как любят до сих пор на Западе Михаила Горбачева. А применять «мягкую силу» в свое время мы умели лучше, чем кто-либо: США, когда начали вести «культурную работу», элементарно копировали все, что делал Коминформ и левые движения. Об американской практике «мягкой силы» есть замечательная книга британской журналистки-исследователя Френсис Стонор Сондерс «ЦРУ и мир искусств. Культурный фронт холодной войны». Мы издаем ее на русском совместно с издательством «Алгоритм» – книга выйдет через пару месяцев. Совершенно захватывающее чтение.

Вероника Крашенинникова

Генеральный директор

Институт внешнеполитических исследований и инициатив - ИНВИССИН