Осенью должно состояться крайне нетривиальное событие - съезд КПК. Нетривиальность заключается в том, что съезд должен будет сформулировать отношение Китая к событиям, которые сотрясают сейчас весь мир и событиям, которые подкрадываются к самому Китаю изнутри.

Китай традиционно предпочитает решать свои задачи не "в лоб", однако сейчас руководство КПК вынуждено быть определенным. Китай сумел совершить очень непростой и довольно эффективный маневр, позволивший ему избежать потрясений для своей экспортоориентированной экономики. Китайцы начиная с 2008 года усиленно стимулируют внутренний спрос, накачивая экономику кредитами - однако эффект этой меры к сегодняшнему дню практически исчерпан. Начинается замедление роста, а главное - в полный рост начинает вставать традиционная китайская проблема - неравномерный рост благосостояния населения в глубинке и на побережье.

Китай рискует в очередной раз получить один и тот же сценарий - разрыв в доходах ведет к росту социальной напряженности, что в конечном итоге приводит к взрыву. Вся история Китая - это повторение такого сценария. И пока рецепт не найден. Будет ли он найден к съезду - сказать сложно, но, скорее всего - нет.

Именно поэтому китайское руководство очень нервно отнеслось к многообещающему умному и харизматичному политику Бо Силаю - товарищ Бо слишком уж откровенно повторял опыт популистов разных стран для завоевания народной любви. Китайский Ельцин - слишком опасное явление для страны, которая начинает входить в непредсказуемый отрезок своего развития. Популярность Бо сыграла с ним роковую шутку - он либо должен войти осенью в состав "девятки бессмертных", либо быть низвергнут. Оставлять все как есть, уже не получалось.

*от редакции – как сообщают СМИ, http://top.rbc.ru/society/20/08/2012/665269.shtml, в китайском городе Хэфэй вынесен вердикт по делу Гу Кайлай - жены экс-министра торговли и экс-члена политбюро ЦК Коммунистической партии КНР Бо Силая. Женщину признали виновной в убийстве гражданина Великобритании Нила Хейвуда. В отношении подсудимой вынесен смертный приговор с отсрочкой исполнения в два года, сообщает Associated Press.

Судом установлено, что Гу Кайлай, действуя из корыстных побуждений, отравила своего бизнес-партнера Н.Хейвуда, использовав цианид. Во время следствия подсудимая сделала признательное заявление. Примечательно, что в случае примерного поведения осужденной приговор может быть заменен на пожизненное заключение.

Гу Кайлай была задержана в апреле 2012г. по подозрению в убийстве Н.Хейвуда. Членство Бо Силая в центральном комитете Коммунистической партии Китая и ее политбюро было приостановлено.

Напомним, 41-летний британец Н.Хейвуд, который имел связи с семьей Бо Силая, был найден мертвым в одном из отелей г.Чунцин 15 ноября 2011г. Как сообщили местные власти, Н.Хейвуд скончался от отравления алкоголем, однако у британской стороны появились сомнения в достоверности этой информации, и Великобритания обратилась к китайским властям с запросом расследовать смерть бизнесмена.

Знакомство Н.Хейвуда и Бо Силая состоялось в 2000г., когда политик, занимавший на тот момент пост мэра города Далянь, искал для своего сына преподавателя английского языка. Н.Хейвуд прибыл в КНР незадолго до этого, он хорошо говорил по-китайски и работал на лондонскую консалтинговую компанию Hakluyt & Co. По данным британской прессы, компания имеет связи со службой внешней разведки Великобритании МI6.

Отстранение от власти товарища Бо прошло в лучших аппаратных традициях - вначале огонь был открыт по жене руководителя, а затем - и по нему самому. Китайцы сделали вывод из советского опыта - и обвинили супругов в деяниях, которые исключают возвращение в политику. Логика проста - как может руководить страной человек, который не может управлять своей женой? Для китайского общества такой аргумент является абсолютно непробиваемым. Должно произойти что-то совсем невообразимое для возвращения Бо Силая к власти.

Тем временем, возвращаясь к геополитике сегодняшнего дня, китайская позиция по Сирии вызывает довольно много вопросов, главный из которых - неужели Китай надеется на исключительно дипломатические методы для отстаивания своих собственных интересов на Ближнем Востоке, которые, нужно отметить, частично подрываются идущими там сейчас процессами. Совершенно очевидно, что Китай крайне обеспокоен (хотя внешне это мало чем проявляется) вероятностью возникновения войны или даже вооруженного конфликта вокруг Ирана. Китайцы пока по максимуму используют трудности, которые Запад создал Ирану в связи с объявлением эмбарго на импорт его нефти, однако надеяться на то, что такой праздник будет длиться вечно, китайцы явно не рассчитывают.

Тем не менее, у Китая есть способ заставить задуматься потенциальных агрессоров - и в первую очередь, Соединенные Штаты. Способ чисто китайский - в области непрямых действий. И события, которые разворачиваются сейчас, очень похожи на толстый намек мировому западному сообществу, чтобы оно несколько притормозило в своих наступательных действиях.

Речь идет о споре Китая с Японией по поводу островов Сенкаку (японское название) или Дяоюйдао, как их называют в Китае. Японцы помимо проблем с Курилами имеют точно такие же проблемы практически со всеми своими соседями - Китаем и Кореей в том числе, претендуя на спорные участки суши среди моря. Один из таких не очень значительных участков как раз расположен чуть севернее Тайваня и формально принадлежит Японии - хотя Китай категорически отказывается признавать суверенитет Японии над этим небольшим архипелагом. Проблема усугубляется еще и тем, что в его пределах найдены запасы углеводородов, а значит, Япония, владеющая 200-мильной экономической зоной вокруг этих островов, вправе осуществлять разработку месторождений.

Спор вокруг этих островов периодически из вялой фазы перетекает в относительно острую, однако пока до чего-то серьезного не доходило. Тем не менее, буквально на днях китайские активисты - естественно, строго в порядке частной инициативы - попытались высадиться на берегу спорного острова. Японцы, естественно, отогнали нарушителей, чем вызвали молниеносную отповедь и ноту МИД Китая. Мало того - в Китае одномоментно начались погромы японских кафе, магазинов и другой собственности на побережье, вызванные этим фактом, а также тем, что в ответ группа японских граждан высадилась на остров и водрузила на нем японский флаг.

Безусловно, ничем серьезным на этот раз подобные акции не завершатся - однако если взглянуть на внезапное и практически ничем не спровоцированное обострение отношений между Китаем и Японией в свете событий не только двусторонних отношений, то можно сделать два вполне четких вывода.

Вывод первый. Запад является союзником Японии, которая в силу своего статуса державы, проигравшей во Второй мировой войне, обладает ограниченным военным потенциалом и не способна защищать полноценно свои интересы. Поэтому любой конфликт Японии с кем бы то ни было, автоматически становится конфликтом, в который вовлекается и Запад - и в первую очередь, именно Соединенные Штаты.

В том случае, если Япония является инициатором подобного конфликта, союзнические отношения с США являются весомым аргументом с её стороны. Скажем, в прошлом году Япония откровенно шла на конфликт с Россией по поводу Курильских островов, и буквально перед самым землетрясением даже проходила информация о том, что японское посольство в Москве уже предупреждало своих граждан и бизнесменов о возможном скором и стремительном ухудшении обстановки. Пожалуй, только природная катастрофа сумела снизить накал противостояния прошлой весны. В этом случае позиция США была весьма значимой поддержкой для притязаний Японии.

В ситуации же, когда сама Япония становится объектом претензий, наличие союза с США становится как раз обременительным уже для самих Штатов - они вынуждены будут реагировать по факту и рефлекторно. Что далеко не всегда удобно. И именно сейчас такой момент - США слишком заняты ситуацией на Ближнем Востоке, который несомненно, отвлекает их внимание и усилия, вынуждает держать вооруженные силы в определенной степени готовности реагировать на возможное ухудшение обстановки в этом регионе. Отвлекать силы, распылять их еще и на возможный конфликт Японии с Китаем для США крайне нежелательно. По крайней мере сейчас.

Во всяком случае, Китай явно демонстрирует, что способен создать серьезные и значительные трудности в том случае, если Запад попытается применить силу как против Ирана, так и против Сирии - что в существующей обстановке практически конгруэнтно. Частная инициатива каких-то китайских граждан была подозрительно согласована с властями и другими активистами на побережье страны, чтобы это выглядело какой-то случайностью.

Второй вывод, который можно сделать из произошедшего - Соединенные Штаты восприняли обострение конфликта между Японией и Китаем внешне совершенно невозмутимо. В прошлый раз - в 2010 году - в аналогичной ситуации США более остро отреагировали, призывая стороны к спокойствию и совершая определенные маневры своего флота в акватории Тихого океана. Сейчас реакция гораздо более сдержанная - что, скорее всего, говорит о том, что американцы понимают происходящее - понимают как то, что ничего особенного не произойдет, так и то, что Китай делает это исключительно с целью предупредить.

Теперь, собственно, возникает главный вопрос по поводу произошедшего - насколько серьезно США готовы воспринять китайский намек.

Автор: Эль-Мюрид, оригиналы материалов находятся по адресу: el-murid.livejournal.com