Второй день мировые СМИ выходят со зловещими заголовами типа "В Дамаске усиливаются бои между силми Асада и оппозицией". Еще на прошлой неделе была озвучена цифра чуть ли не в 30 тысяч революционеров, которые сосредотачиваются вокруг Дамаска (чем-то напоминает известные 70 тысяч туарегов). Вчера пошли сообщения о захвате пригородов Дамаска, о введении в город тяжелой бронетехники, наконец, пошли сообщения уже о перестрелках в центре города.

Правда, сегодня после обеда оппозиционеры стали сообщать о 10 погибших в ходе тяжелых боев, что заставляет сомневаться в их тяжести. Учитывая любительскую подготовку большинства революционеров, годных лишь на роль пушечного мяса, потери среди них только от неосторожного обращения с оружием должны были составить на порядок большую цифру. Говорить о 30 тысячах профессионалов тоже не приходится - на всем Ближнем Востоке столько вряд ли наберется - так что либо бои не очень тяжелые (если вообще ведутся), либо с 30 тысячами погорячились.

Сегодня с утра мы сделали несколько звонков в Дамаск, где сонными голосами (там на час раньше, чем в Москве) нам сообщили что всё тихо и какого черта мы звоним в такую рань.

В общем, тревожная информация о вот-вот взятом Дамаске, похоже, не имеет под собой никакой почвы. Тем не менее, информация есть - и появилась весьма густо и скоординировано в разных странах практически одновременно.

Ничего удивительного, конечно, нет. 20 июля заканчивается срок действия мандата наблюдателей ООН в Сирии. Поэтому до 20 июля Совет безопасности должен принять резолюцию - продлять миссию или нет. Россия выступает за продление и призыв к воюющим сторонам четко придерживаться плана Аннана. Запад вносит в эту резолюцию в качестве опции предупреждение правительству Сирии в 45-дневный срок прекратить боевые действия, вывести войска и технику из городов. За неисполнение - весь перечень санкций, содержащийся в 7 главе Устава ООН. Если говорить точно, то речь идет о применении 42 статьи Устава:

"...Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации..."

45 дней, кстати, выбраны не случайно. Примерно это время требуется на развертывание группировки сил, предназначенных для проведения миротворческих гуманитарных бомбардировок. Один самолето-вылет обслуживает порядка 50 человек. То есть, для работы 200 самолетов требуется не менее 10 тысяч, обслуживающих вылеты. Однако против Сирии нужно будет разворачивать значительно большую ударную силу - и поэтому речь не может идти только об использовании сил и средств на базах НАТО в Инжирлике (Турция) и Аль-Удейда в Катаре. Нужно подтягивать дополнительные силы.

Пока движения не замечено - но в ситуации принятия резолюции СБ ООН по варианту Запада оно, безусловно, начнется. Просто на всякий случай.

Россия уже сообщила, что не будет голосовать за резолюцию, в которой будет содержаться ссылка на 7 главу Устава ООН. Однако по всем остальным позициям Россия готова сотрудничать. Это, понятное дело, не устраивает Запад.

Соответственно, под дату рассмотрения в Совете Безопасности этой резолюции Запад желает иметь на руках аргументы, которые могут помочь надавить на позицию России. Китай, судя по всему, будет голосовать против западного варианта резолюции только в случае солидарного голосования против и России. Именно поэтому только наша позиция имеет значение.

Весьма кстати Красный Крест на днях сообщил, что рассматривает обстановку в Сирии, как гражданскую войну (хотя Асад в недавнем обращении сказал, что речь идет о чистейшей внешней агрессии). Ещё более кстати на днях произошел инцидент в Аль-Тремси, когда тривиальная по нынешним меркам зачистка населенного пункта от боевиков была выдана за кровавое преступление с умножением количества жертв чуть ли не в 10 раз.

Видимо, "тяжелые бои в Дамаске" - из той же серии. Не чучелом, так тушкой подтягиваются информационные поводы, способные дать в руки и в языки западным дипломатов аргументы. Очень вероятно, что буквально в ближайшие дни, а возможно, и часы, в Сирии произойдут какие-то новые громкие теракты или атаки, которые вновь будут истерично освещаться мировыми СМИ.

Война нового поколения в разгаре. В то же время на «южном участке фронта» также демонстрируется активность.

Миг.Ньюс опубликовал очередную информацию на тему "Иран перекрывает Ормузский пролив". Сообщается, что начальник иранского Генштаба Хасан Фирузабади объявил о готовности оперативных планов по перекрытию пролива в любой момент. "...У нас есть готовый план блокировки Ормузского пролива, для приведения его в действие необходимо только одобрение Верховного лидера республики аятоллы Али Хаменеи..." На самом деле всё не совсем так, хотя тем не менее, вероятность развития событий в таком нежелательном направлении существует.

Во-первых, почему не совсем так. Спикер парамента Лариджани параллельно сообщил, что подобный оперативный план существует - однако он не рассмотрен даже на предварительной стадии и уже поэтому не утвержден никакой инстанцией - ни самим Генштабом, ни военным руководством страны, ни верховным главнокомандующим, которым является аятолла Хаменеи. В данном случае Миг.Ньюс привычно нагнетает, не особенно вникая в детали.

Во-вторых. Иранские генералы явно не употребляют, потому высказывание Фирузабади сделано не спонтанно. Кроме того, военные вообще не любят налево-направо публично высказываться на политические темы без санкции политруководства. Видимо, это справедливо и в данном случае.

Ситуация для Ирана сегодня выглядит совсем не блестяще. Затягивающиеся переговоры по ядерной проблеме танцуют вокруг совершенно непримиримых позиций Запада и Ирана. Мало того - даже договорившись о каких-то принципах, стороны рискуют опять упереться в тупик по поводу реализации этих принципов. Иран настаивает на предварительном условии - снятии санкций, Запад требует вначале прекратить обогащение урана, а там, дескать, посмотрим. Так что ни следующий после московского раунд переговоров в формате 6+1, ни послеследующий проблему явно с точки не сдвинут.

При этом с 1 июля введены жесткие санкции и запрет на импорт иранской нефти, к которому присоединилась Европа, Южная Корея, в значительной степени Япония. Существуют ходы, которые помогают решить проблему - в частности совершенно явно напрашивающиеся схемы реэкспорта. Кроме того, в ответ на запрет страхования морских перевозок Иран уже объявил, что готов страховать их сам через государственные иранские страховые компании. Однако всё равно эти меры не решают главного - реальный экспорт нефти существенно снижается. ОПЕК уже объявил, что в связи с падением производства иранской нефти выпадающие объемы передаются Ираку.

Ожидается, что в течение текущего года объемы продаж иранской нефти могут упасть чуть ли не вдвое - а это вкупе со снижением цен на нефть нанесет крайне чувствительный удар по и без того перенапряженному иранскому бюджету. В Иране уже сейчас стремительно растут цены: Военный советник аятоллы Хаменеи Ядолла Джавани признал, что повышение цен на базовые продукты питания в течение ближайшего полугода ожидается на уровне 70%. При этом заработная плата остается на прежнем уровне, а в стране уже сейчас закрываются предприятия. Иранская нефтяная компания сообщила, что в связи с санкциями до 80% мощностей по нефтедобыче попросту простаивает.

Неудивительно, что 11 июля было официально объявлено о запрете освещения в прессе любых сведений о негативном воздействии санкций на иранскую экономику, прошло закрытие ряда изданий по этому поводу.

В общем, ситуация в Иране ухудшается. Причем весьма стремительными темпами. На этом фоне переговоры по иранской ядерной программе выглядят не сколько методом решения тревожащей Запад проблемы, сколько оттяжкой времени. Создается впечатление, что переговоры, на которых обсуждается возможная отмена санкций, призваны просто сдерживать Иран от резких шагов, вывешивая перед его носом завлекательную морковку. При этом Запад отдает себе отчет в том, что Иран не может пойти на все условия - так как продолжение ядерной программы для него является вопросом выживания. И дело здесь не в военном аспекте, а в сугубо экономическом - нарастающий дефицит электроэнергии объективно ставит перед страной дилемму - продолжать топить нефтью в возрастающих темпах, урезая экспорт и доходы, либо все-таки запускать ядерные энергоблоки и создавать резерв мощностей для экономического рывка.

Скорее всего, речь идет о сознательном ухудшении внутренней обстановки в стране с пиком недовольства в 2013 году - аккурат под выборы президента. В том случае, если удастся реализовать сценарий Зеленой революции 2.0, можно будет обойтись и без внешнего военного вмешательства. Не удастся - то военная агрессия будет совершаться против серьезно ослабленной страны. И так, и так есть шанс на сокрушение ненавистного Западу и аравийским монархиям неподконтрольного режима. И шанс внушительный.

Иран, безусловно, понимает, к чему всё идет. И пытается действовать на опережение. Именно в этом ключе нужно рассматривать угрозу перекрытия Ормузского пролива. Логика и в угрозах, и в возможных реальных действиях есть - и вполне серьёзная. Если уж вступать в войну придется, то лучше это делать, когда ты еще способен воевать. И когда противник еще не готов до конца. Сидеть и покорно ждать, когда тебя хладнокровно забьют, не имеет ни малейшего смысла.

Дополнение по текущей обстановке в Сирии:

В результате террористического акта убит министр обороны Сирии Дауд Раджа. Пока подробности неизвестны. Тем не менее, убийство укладывается в рамки логики развернутой террористической войны, цель которой - раскол элиты и истребление той ее части, которая готова сопротивляться до конца и не пойдет на предательство. Дополнительно сообщается о гибели вместе с министром обороны и зятя (мужа сестры) президента Асада Асефа Шауката. Также тяжело ранен и находится в критическом состоянии министр иностранных дел Валид Муаллем. Сообщается о ранении министра внутренних дел аш-Шаара (ранее СМИ ошибочно сообщили о его гибели). Ранен и глава одной из разведслужб Сирии Хишам Бехтияр. Ответственность на себя взяли сразу две группировки - FSA и "Бригады ислама" ("Лива-аль-Ислам"). Параллельно начали приходить сообщения о целой серии из пяти взрывов вблизи штаба дивизии, которой командует брат президента Асада. Вероятно, речь идет о Республиканской гвардии.

Наконец дозвонился до Дамаска. В самом городе сегодня все тихо и спокойно. О терактах сообщили, но без особого драматизма. Выстрелов не слышно. Сказали, что вдалеке что-то бухнуло несколько раз - и далее всё тихо и спокойно. Магазины работают, люди ходят на работу, сидят в кафе, обсуждают...

Оригинал материала размещен по адресу www.el-murid.livejournal.com, перепечатка произведена с разрешения автора.