Выдающемуся французскому микробиологу Луи Пастеру принадлежат знаменательные слова. Он предупреждал: «Когда люди забывают о войне, она приходит вновь». Тут уместно вспомнить и другого великана Прошлого – Льва Николаевича Толстого. В 1909 году он намеревался выступить на антивоенном конгрессе в Стокгольме. Великий писатель хотел, чтобы его проповеднический голос был услышан народами. Но начало его речи (она так и не была произнесена) было удивительным. Вот оно: «Говорить о мире и проповедовать его в нашем мире – все равно, что говорить о трезвости и проповедовать ее в трактире или в винной лавке».

Будет ли Третья мировая война? Когда она начнется? Кто и с кем будет воевать? Эти вопросы волнуют многих. Что станет целью Третьей мировой? Захват чужих территорий, материальных и людских ресурсов, сфер экономического и политического влияния? Наконец, начнется борьба за всемировое господство?

Директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете (США) политолог Самюэль Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций» считает, что фундаментальный источник конфликтов не будет ни идеологическим, ни экономическим, а что преобладающим станет его цивилизационный характер.

Полагают, что будущее человечества определит взаимодействие 7-8 основных цивилизаций. Западной, конфуцианской, японской, исламской, славяно-православной, латиноамериканской и, возможно, американской. Следующая мировая война, согласно С.Хантингтону, если она разразится, будет войной между цивилизациями.

Так ли будет? Пока теория «чисто» цивилизационных, как и религиозных войн не подтверждается историческим опытом. Так, крестовые походы западных христиан или завоевания Арабского халифата в реальности преследовали экономические и политические цели и только прикрывались религиозными мотивами.

Чем опасна Третья мировая? Прежде всего, массированным применением атомного оружия. Конечно, есть и другие угрозы. О них в книге «Структура глобальной катастрофы: Риски вымирания человечества в ХХI веке» обстоятельно размышляет А.В.Турчин. Итоги его размышлений не радуют.

Вот что пишет исследователь: «Если в ХХ веке возможность вымирания человечества связывалась в первую очередь с угрозой глобальной ядерной войны, то в начале ХХI века мы можем без труда называть более десяти различных источников рисков необратимой глобальной катастрофы, в основном создаваемых развитием новых технологий, и число это постоянно растет. Исследование данного вопроса странным образом отстает от многих других, более частных вопросов, что видно хотя бы по количеству научных работ на эту тему. (Видимо, таково свойство человеческой натуры: в свое время Дейл Карнеги жаловался, что в библиотеке много книг о червях (worm), но нет книг о «беспокойстве» (worry) – куда более важной теме.)

Проблемы исчерпания запасов нефти, будущего китайской экономики или освоения космоса привлекают гораздо больше внимания, чем необратимые глобальные катастрофы, а исследования, в которых разные виды глобальных катастроф сопоставляются друг с другом, встречаются реже, чем предметные дискуссии по отдельным рискам. Однако кажется бессмысленным обсуждать будущее человеческой цивилизации до того, как будет получена разумная оценка ее шансов на выживание. Даже если в результате такого исследования мы узнаем, что риск пренебрежимо мал, в любом случае важно этот вопрос изучить. Но, к сожалению, сразу могу сказать, что мы не получим такого обнадеживающего результата. Сэр Мартин Рис [Rees 2003] оценивает шансы гибели человечества в ХХI веке в 50%, и я склоняюсь к тому, что это вполне обоснованная оценка».

Такая вот видится нерадостная перспектива Будущего. Но мы отвлеклись. Миру грозят не только атомные бомбы. Вот сухие данные статистики. Считается, что военные расходы во всем мире достигли к 2011 году рекордной отметки – 1,53 триллиона долларов. И тут важно отметить то, что по сравнению с 2000 годом этот показатель увеличился на 49%.

По этому поводу Ю.Н.Голубчиков, В.Ф.Нестеренко в книге «Будущее России. Четыре сценария» пишут следующее.

«Остается признать, что в основе накопления военных арсеналов лежит биологическое свойство людей к массовому взаимоуничтожению. Уже с первых дней рождения человек стремится отнимать и разрушать. Действительно, нет истории мира, а есть история войны за мир. Никто, думается, в этих войнах зла специально не творит. А попросту, говоря словами девочки из романа Андрея Платонова «Котлован», полагают, что «нужно побольше плохих людей убить, а то хороших слишком мало». Любое зло, прежде чем быть воплощенным, осмысливается как добро. Хотя бы для тех, кто наживается на том, что является злом».

Итак, все страны вооружаются, и ясно, делают они это не ради мира на Земле. А теперь вновь о ядерной угрозе. Ее никто не снимал и не снимает с повестки дня. Вновь обратимся к цифрам. Они красноречиво показывают, насколько мир нашпигован ядерным оружием.

Мировые ядерные державы располагают 5 027 развернутыми ядерными боеголовками, говорится в отчете Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI). Кроме того, эти страны располагают 15,5 тысячами ядерных боеголовок, не стоящих в настоящее время на боевом дежурстве.

Крупнейшими ядерными державами, по данным SIPRI, являются Россия (2 427 боеголовок), США (2150) , Франция (290) и Великобритания (160).

Всего на вооружении в мире стоят 20 530 ядерных боеголовок, как размещенных на носителях, так и находящихся на складах. По данным Стокгольмского института, в настоящее время ядерным оружием, помимо перечисленных выше крупных держав, располагают Китай (200 боеголовок), Индия (80-110), Пакистан (90-110) и Израиль (80). Правда, перечисленные страны содержат ядерное оружие на хранении; в настоящее время оно не стоит на боевом дежурстве.

22 марта 2011 года Россия и США обменялись данными о составе и местах дислокации стратегических ядерных вооружений. Обмен данными был произведен в рамках договора о сокращении стратегических и наступательных вооружений (СНВ-3). В начале июня эти сведения были обнародованы американским внешнеполитическим ведомством. Согласно этим данным, США располагают 1 800 стоящими на вооружении боеголовками, а Россия - 1537-ю.

Любопытно, что в мае 2010 года министерство обороны США объявило, что на вооружении страны стоят 5 113 боезарядов в развернутом и неразвернутом виде. Данные о ядерном арсенале были раскрыты Пентагоном впервые с 1961 года. Россия сведения об имеющихся запасах ядерного оружия не раскрывает.

Обычно о ядерной войне говорят, что она-де приведет к «уничтожению всей земной жизни». Однако, судя по всему, это утверждение является некоторым преувеличением.

Да, ядерное оружие очень опасно. Специалисты полагают, что оно имеет три потенциальных фактора глобального поражения: непосредственное поражение всей площади Земли, радиоактивное заражение всей Земли и эффект «ядерной зимы» - резкое похолодание планеты из-за выброса в тропосферу огромных масс сажи, что затемнит Землю, создаст экран для живительных солнечных лучей.

Действительно, каждый из этих эффектов способен в исключительных обстоятельствах привести к вымиранию человечества. И все же, в целом, анализы показывают, что говорить о полном исчезновении жизни на Земле вряд ли возможно. Хотя, конечно, жертвы от использования ядерного оружия могут быть чудовищными.

Третья мировая? Есть люди, которые считают, что она уже идет. Этьен Кассе в любопытной книге «ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ психотронная война» вот что пишет:

«Мы живем, не замечая, что вокруг уже бушует Третья мировая война. Она словно айсберг: основная часть скрыта от любопытных глаз, и лишь временами на поверхность выступают отдельные вершины, отдельные локальные конфликты. Третья мировая не похожа ни на одну из предыдущих войн; ведь это война психотронная, в которой борются не за территории, а за ресурсы над умами людей. Боевыми роботами, слепыми орудиями этой войны пытаются сделать нас те, кто владеет этим миром.

Нынешнему мировому правительству не нужно территорий и королевских корон – все это мишура, ушедших веков, место которой в театральном гардеробе. Зачем завоевывать землю, если можно завоевывать души? Именно за умы людей ведется Третья мировая война. Тот, кто контролирует сознание всего земного поколения, сможет получить все: власть, богатство, Знание…

Третья мировая война? Быстро растет разрыв между развитием передовых технологий в ведущих государствах и остальном мире. Совершенствуются средства разведки, связи, навигации и наведения, автоматизации и других средств управления, высокоточного оружия, информационной борьбы. Ракетно-бомбовые удары теперь наносятся по энергетике страны, по другим объектам экономики и жизнедеятельности населения, вынуждая противника к капитуляции.

Кстати, о возможных чудовищных последствиях установления диктатуры технократов, широко применяющих новейшие научно-технические достижения, предупреждал в своем последнем слове на Нюрнбергском процессе ставший к концу Второй мировой войны министром вооружений и военной промышленности Германии Альберт Шпеер. Он единственный из обвиняемых на Нюрнбергском процессе признал (вряд ли искренно – Ю.Ч.) свою вину за преступления рейха.

Вот что в 1945 году говорил Шпеер:«Эта война окончилась самолетами-снарядами, самолетами, летающими со скоростью распространения звука, новыми видами подводных лодок и торпедами, которые сами находят свою цель, атомными бомбами и перспективами ужасной химической войны… Военная техника через пять-десять лет даст возможность проводить обстрел одного континента с другого при помощи ракет с абсолютной точностью попадания. Такая ракета, которая будет действовать силой расщепления атома и обслуживаться, может быть, всего десятью лицами, может уничтожить в Нью-Йорке в течение нескольких секунд миллион людей… Появилась возможность распространять в различных странах заразные болезни среди людей и животных и при помощь бактерий уничтожать урожаи…

Как бывший министр высокоразвитой промышленности вооружения я считаю своим последним долгом заявить: новая мировая война закончится уничтожением человеческой культуры и цивилизацию Ничто не может задержать развитие техники и науки и помешать им завершить свое дело уничтожения людей. Поэтому этот процесс (Нюрнбергский – Ю.Ч.) должен способствовать тому, чтобы в будущем предотвратить опустошительные войны и заложить основы для мирного сожительства народов…»

Слова Шпеера следует отнести к прогнозам пассивным, так сказать, к прогнозам с «сослагательным душком». Однако существуют еще и прогнозы активные, способные оказывать прямое воздействие на грядущее.

Полвека назад в США попытались использовать в качестве создания прогнозов в военных целях (направленных, естественно, в первую очередь против Советского Союза) даже научную фантастику. Этой проблемой в 1950-х годах занялась американская некоммерческая организация RAND (сокращения от слов Research And Development) Corporation.

В сфере деятельности организаций типа RAND активный прогноз рассматривается как информационно-пропагандистский вид оружия. Пример подобного прогноза – мнение американского политолога, автора нашумевшей книги «Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы» Збигнева Бжезинского о возможном разделении России на части.

Понятно, подобные заявления адресованы не только элите, но обращены также и к населению, внедряя в его сознание определенные стереотипы и паттерны массовой культуры – модели поведения. И здесь главная задача – подать эти паттерны массам в красивой художественной обертке популярной литературы.

Типичен тут, скажем, обрисованный французом Жаком Аттали (книга «На пороге нового тысячелетия») образ человека будущего: космополита и «неокочевника», не имеющего корней в родной культуре, истории и языке.

Кстати, к своей работе RAND Corporation привлекла тогда не только различных экспертов, но даже выдающихся писателей-фантастов - Айзека Азимова и Артура Кларка, известных своим интересом к футурологии. К примеру, в книге «Профили будущего» Кларком были сформулированы так называемые Законы Кларка, в соответствии с которыми развивается современная наука.

Особо любопытен Первый Закон:

«Если заслуженный, но престарелый ученый говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определенно ошибается».

В целом, закончим нашу мысль, активные прогнозы, этот сравнительно новый вид информационно-пропагандистского оружия составляет один из важных элементов новой военной доктрины, ее можно обозначить словами «сетецентрические войны» (Network-Centric Warfare). Подобный термин в 1998 году ввели вице-адмирал ВМС США А.Себровский и профессор Дж.Гарстка.

Доктрина «сетецентрических войн» достаточно сложна. Не будем ее сейчас обсуждать. Отметим лишь, что в ней информационной агрессии отведено большое место, с ней связываются значительные надежды. Конечная цель массированных и скоординированных военных операций и информационной войны видится таким: деморализация населения, паника и шок, дезорганизация системы государственного управления.