Аль-Каида на Аравийском полуострове (АКАП) выпустила 30 марта пятое издание журнала на английском языке «Inspire». АКАП публикует этот журнал с заявленной целью радикализации англоязычных мусульман и поощрения их участия в террористической деятельности. С момента своего создания, журнал выступает с разъяснением, что джихадистам, живущим на Западе, следует проводить террористические атаки там же, а не ехать в Пакистан или Йемен. Такая поездка может привлечь к ним внимание властей. Атаки на Западе - это «удары в сердце неверных».

Для дальнейшего продвижения этой концепции, каждый выпуск журнала Inspire имеет раздел под названием «Открытый джихад», который предназначен для обучения молодых террористов без необходимости приезжать в тренировочные лагеря. Раздел содержит такие статьи, как «Сделай бомбу на кухне твоей мамы», которая появилась еще в первом издании.

В последнем издании Inspire есть, по крайней мере, три места, где АКАП призывает молодежь проводить атаки «одинокого волка», а не координировать действия с другими террористами. Несколько атак джихадистов были сорваны из-за необдуманных контактов. В последние годы на территории Соединенных Штатов был произведен целый ряд одиночных нападений: стрельба в Литл-Роке в июне 2009 года и в Форт-Худ в ноябре 2009 года, а также несостоявшийся взрыв в Нью-Йорке в мае 2010 года. Конечно, «одинокие волки» не ограничиваются Соединенными Штатами, о чем свидетельствует нападение на американский военный персонал во Франкфурте 2 марта.

«Одинокие волки» и маленькие, изолированные группы джихадистов представляют серьезную проблему для правоохранительных органов и спецслужб. Мы также говорили о том, что во многих случаях местная полиция может быть более эффективной защитой от террористов, чем централизованные федеральные агентства.

Но федеральные агенты и сотрудники местной полиции - не единственные защитники на низовом уровне. Многие действия, необходимые для подготовки террористических атак, могут быть замечены любым сторонним наблюдателем. Люди, практикующие хорошую ситуационную осведомленность, могут обнаружить эти действия - не для того, чтобы самостоятельно предотвращать теракты, а чтобы предупредить власти.

Обнаружить террористов трудно, но возможно, если наблюдатели направляют свое внимание не только на «кто», но и на «как» - то есть, на признаки, которые указывают на подготовку к теракту. Обсудим способы обнаружения признаков изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств. Другими словами, попробуем определить, не террорист ли ваш сосед.

Самодельные взрывные устройства и взрывчатые вещества

В 11-м издании «Sada al-Malahim», онлайн журнала АКАП на арабском языке, Насир аль-Вахайши отметил, что джихадистам «не нужно затрачивать много усилий или тратить деньги на производство нескольких граммов взрывчатого вещества», потому что все необходимое можно найти на кухне. Аль-Вахайши прав. Действительно, не очень сложно сделать взрывчатку из бытовых химических веществ, например, из перекиси водорода и ацетона или соединений хлора и тормозной жидкости.

Следует признать, что когда мы говорим о самодельном взрывчатом веществе(ВВ) или взрывном устройстве(ВУ), это не означает, что конечный продукт будет «любительским» и неэффективным. Как импровизация Джона Колтрейна на саксофоне, некоторые самодельные ВУ могут быть очень эффективными и сильнодействующими произведениями.

Даже опытные специалисты, занимаясь определенной деятельностью, могут выдать себя внешнему наблюдателю, а любителя даже легче обнаружить, если знать, что искать. Взрывчатые вещества и устройства часто производятся в арендованных домах, квартирах или гостиничных номерах. Мы видели это в прошлых случаях, например, в декабре 1999 года, когда Ахмед Рессам и его сообщник создали небольшую фабрику по изготовлению взрывчатых устройств в номере отеля в Ванкувере, Британская Колумбия. Совсем недавно, Наджибулла Зази, который был арестован в сентябре 2009 года, был обвинен в попытке производства самодельного взрывчатого вещества триацетон трипероксида (TATП) в гостиничном номере в Денвере. В сентябре 2010 года «одинокий волк» случайно взорвал в Копенгагене взрывное устройство, которое он изготовил в отеле. Датские власти уверены, что устройство было предназначено для нападения на газету Jyllands-Posten из-за публикации спорных карикатур с изображением пророка Мухаммеда.

Как и при подпольном производстве метамфетамина, при изготовлении ВВ используются вещества, применяемые в повседневной жизни. Ацетон для удаления лака для ногтей и перекись водорода для обесцвечивания волос можно купить в магазинах. Удобрения - основной компонент бомб, взорванных в 1995 году в Оклахома-Сити и в 1993 году во Всемирном торговом центре, можно найти в больших объемах на фермах или на складах.

Однако, количество химических веществ, необходимых для производства взрывчатых веществ, значительно превышает то, что требуется для удаления лака или отбеливания волос. Поэтому, персонал отеля, арендодатели и соседи могут довольно легко заметить признаки изготовления взрывчатых веществ. Подозрительно, если новый арендатор тащит несколько мешков удобрений в квартиру в центре города, или приносит галлоны (1 галлон – 3,79л) ацетона, перекиси водорода, серной или азотной кислоты. Кроме того, изготовители бомб используют лабораторную посуду, весы, защитные перчатки и маски - вещи, как правило, необычные в номере отеля или в городской квартире.

Электронные устройства, такие, как мобильные телефоны или наручные часы, не могут показаться необычными в номере гостиницы или квартире, но признаки того, что такие устройства были разобраны или изменены должны поднять красный флаг, поскольку эти устройства обычно используются в качестве взрывателей. Некоторые вещества, которые редко используются в бытовых целях, часто применяются при изготовлении ВВ - азотная или серная кислота, металлические порошки (алюминий, магний), окись железа и большое количество карбоната натрия (обычно приобретаются 25-фунтовые (11,34кг) мешки). Большие бутыли метилового спирта, используемого для стабилизации нитроглицерина - это еще один сигнал. Вероятно, поблизости изготавливается ВВ.

Газы от химических реакций - другой признак деятельности террористов. Газы, выделившиеся в результате производства самодельных взрывчатых веществ, могут отбелить стены и шторы, и, как это было в июле 2005 года в Лондоне, даже волосы изготовителей. Газы иногда могут быть обнаружены и соседями просто по запаху. Брызги ингредиентов, таких как азотная кислота, оставляют отметины, которые являются еще одним знаком для персонала отеля или арендодателей. Кроме того, арендованные помещения редко выглядят жилыми. В них часто не хватает мебели, используется бумага вместо занавесок на окнах. В эти помещения не доставляется почта, там подолгу никого бывает, люди приходят и уходят в разное время суток и часто приносят странные вещи, такие как контейнеры и бутыли с химическими веществами.

Лица, виновные во взрыве Всемирного торгового центра в 1993 году, производили компоненты для бомбы в съемной квартире в Джерси Сити, Нью-Джерси. В процессе приготовления нитроглицерина для взрывателя и нитрата мочевины для основного заряда, выделяются такие газы, что краска на стенах сменила цвет с белого на синий и металл на дверных ручках и петлях был сильно корродировал. Террористы также выливали избыточные химические вещества в унитаз, проливая часть на пол и оставляя следы.

Высокая химическая активность ингредиентов и очень чувствительный характер химических реакций, используемых при изготовлении нитроглицерина и TATП делает производство ВВ одним из наиболее опасных этапов подготовки к теракту. Действительно, боевики «Хамаса» называют TATП «Мать Сатаны» из-за нестабильности этого соединения. Это вещество может убить изготовителей, если они потеряют контроль над химической реакцией.

В январе 1995 года квартира в Маниле, Филиппины, загорелась, когда террорист Абдель Басит (или Рамзи Юсеф) потерял контроль над реакцией при изготовлении TATП. Он готовил ВВ для взрыва авиалайнеров над Тихим океаном, эта операция прозвана «Боджинка». Из-за пожара властям удалось арестовать двух заговорщиков и предотвратить нападение на таких политических деятелей, как Папа Римский Иоанн Павел II и президент США Билл Клинтон. Басит сбежал в Пакистан, где был задержан через некоторое время. Этот случай выявил опасность, которую представляют подпольные лаборатории для окружающих.

Другой формой поведения, которая дает возможность обнаружить изготовителей ВВ, является тестирование продукции. Террорист должен испробовать свои изделия, например капсюли, чтобы гарантировать, что они сработают в нужный момент. Такая проверка включает сжигание или подрыв небольшого количества вещества. Тестирование небольших количеств вещества может проводиться на заднем дворе, а больших количеств - в более отдаленных местах. Таким образом, любые признаки взрывов должны быть немедленно зарегистрированы властями.

Очевидно, не каждая бутыль азотной кислоты или любой небольшой взрыв являются абсолютным подтверждением опасной деятельности, но сообщение о таких инцидентах даст возможность властям провести расследование. В эпоху, когда угроза нападения исходит от разнообразных рассеянных источников, хорошая защита требует больше глаз и ушей, чем располагают правоохранительные органы. Именно поэтому нью-йоркская полиция предлагает: «Если вы что-то видели, расскажите об этом».

Перевод с английского Александра ХОЛЕВА

Статья «Ваш сосед – террорист?» опубликована с разрешения STRATFOR.

www.stratfor.com