26 апреля – 25-я годовщина самой масштабной в истории человечества техногенной и экологической катастрофы, произошедшей на Чернобыльской АЭС. В преддверии трагической «круглой» даты эта тема вновь закономерно вышла на первый план. Ее резко обострили еще до конца непредсказуемые последствия недавних взрывов на японских ядерных объектах. Иначе и быть не может. Ведь не секрет, что в зоне отчуждения украинской атомной станции сохраняется взрывоопасная обстановка. Увы, никаких положительных сдвигов с той поры нет. По мнению авторитетных экспертов многих стран, о реальном состоянии почти двухсот тонн ядерного топлива в разрушенном реакторе ничего не известно. Слабо контролируется ситуация и на всей обширной зараженной территории. По-прежнему главная надежда лишь на то, что, авось, пронесет…

Президент Украины Виктор Янукович подписал указ, провозгласив нынешний год годом решения чернобыльских проблем. В апреле будет проведена крупная международная конференция, на которой (наверное, уже в сотый раз) планируется всесторонне обсудить весь комплекс проблем, тормозящих выполнение общегосударственной программы по окончательному выводу из эксплуатации энергоблоков и созданию новой безопасной системы «Укрытие». Перечень намеченных мероприятий обширен и по сути, конечно, правилен: «Обеспечить в полном объеме финансирование работ…», «Внести изменения в соглашения Украины с Европейским банком реконструкции и развития относительно деятельности Чернобыльского фонда…», «Добиться возвращения отчужденных земель к использованию в народно-хозяйственном комплексе…» и т.д. Однако нельзя не напомнить, что документ схожего содержания был распространен руководством республики и к 20-й годовщине катастрофы! Стал ли он тогда катализатором действий, способствовал ли ускорению эффективных мер по снятию напряженности на зараженных территориях, подтолкнул ли страны-доноры на выполнение обязательств по внесению взносов на ликвидацию последствий трагедии мирового значения? Вопросов много, а ответ один и отрицательный: нет.

Крайне обеспокоенная создавшимся положением Верховная Рада Украины отправила в опасную зону большую комиссию. В нее вошли члены Комитета по вопросам экологической политики, природоиспользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, а также представители различных министерств и ведомств. Парламентарии и высокопоставленные чиновники на месте воочию убедились в том, насколько велика пропасть, образовавшаяся между словесными декларациями и конкретными делами. К примеру, широко разрекламированное прежней да и нынешней властью республики возведение суперсовременного саркофага над дышащим на ладан объектом «Укрытие» находится в зачаточном состоянии. Еще бы: считавшиеся опытными специалисты долгое время именно в этом месте закапывали на недопустимой по всем параметрам малой глубине массу радиоактивных отходов! Теперь они разводят руками: почему их здесь так много, куда вывозить, где найти дополнительные средства на их захоронение?

Народные депутаты и другие влиятельные гости с крайним удивлением узнали от руководителей АЭС и о том, что окончательно остановлено только 62% имеющихся систем и элементов оборудования, а остальные непонятно как функционируют, ведь сроки их эксплуатации давным-давно истекли. В чем дело? Причина лежит на поверхности: без поддержания их в рабочем режиме могут начаться никому неведомые процессы. Есть ли какой-то выход? Оказывается, есть: надо удалить остатки ядерного топлива. Да вот беда: для этого потребуется неопределенное количество лет – никто не знает, сколько именно. Вот какой получается заколдованный круг. Почему же вроде бы прописные истины для атомщиков всплывают на поверхность лишь сейчас? Неужели не было предварительных расчетов, планов выхода из самых сложнейших ситуаций? Ответов нет.

Увы, в ходе нынешнего посещения АЭС во главу угла были поставлены на обсуждение не эти, как говорится, давно перезревшие проблемы, а «заезженная пластинка» о финансах. Сначала заместитель министра по вопросам чрезвычайных ситуаций Владимир Холоша долго объяснял, что в предыдущие годы из бюджета никогда не выделялось более 60% необходимых средств (чаще – всего лишь около одной трети запрашиваемой суммы), в этом, мол, вся загвоздка. Потом другие чиновники оперировали еще более внушительными цифрами недостач и потерь. Действительно, в Международном чернобыльском фонде, созданном для воплощения в жизнь проекта «Укрытие», до сих пор не хватает 600 миллионов евро. Солидная дыра и в так называемом Международном счете ядерной безопасности – 140 миллионов евро. Это недополученные взносы, заявленные в свое время странами-донорами. Каковы шансы на то, что деньги все-таки поступят в Украину? Неужто лишь после того, как вновь рванет? Эти и многие другие проблемы обсуждены на только что состоявшихся парламентских слушаниях. Правда, у депутатов и представителей различных регионов надежд на кардинальное улучшение дел нет.

Виктор Янукович, анонсировавший международную конференцию по Чернобылю, пока настроен оптимистически и намерен добиваться от всех заинтересованных сторон полного выполнения обязательств. Для этого, в частности, внесены изменения в Рамочное соглашение между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития. Утверждены и сроки дополнительного целевого финансирования самых актуальных программ. Вот только практика показывает: и запланированных бюджетных ассигнований будет явно недостаточно, так как резко растут цены на природный газ, электроэнергию, строительные материалы… Неизбежны и иные непредвиденные затраты. В общем, расчетам и подсчетам не видно конца. Между тем у находящегося сейчас в аварийном состоянии объекта «Укрытие», внутри которого уровень радиации превышает норму в тысячи(!) раз, срок гарантийной эксплуатации закончился еще в ноябре 2006 года. Сколько же еще отведено людям жить в относительной безопасности на временно притихшем ядерном вулкане? Успеют ли они завершить то, что нужно было сделать еще пять лет назад?

А тем временем какие только сумасбродные прожекты, выдаваемые затем за научно-обоснованные проекты, не вызревают в головах украинских чиновников! К примеру, один из заместителей руководителя Государственной службы туризма и курортов Дмитрий Заруба объявил, что летом 2012 года во время проведения чемпионата Европы по футболу в республике самыми привлекательными экскурсиями для зарубежных болельщиков станут посещения отчужденной 30-километровой Чернобыльской зоны. «Мы сумеем направить туда более одного миллиона иностранцев», - шапкозакидательски пообещал он (кстати, уже сейчас каждый турист выкладывает за такую «прогулку» 100 долларов). Уж не планируют ли чиновники предъявлять футбольным фанатам ультиматумы: не съездите в Чернобыль – не пустим на стадион?