3 сентября около полудня к школе подъехал автомобиль – сотрудники МЧС должны были забрать тела убитых. В этот момент в здании раздались взрывы, началась беспорядочная стрельба, из окон и пролома в стене спортзала стали выпрыгивать дети и женщины (почти всех заложников-мужчин террористы уже расстреляли)… Так закончилась трёхдневная осада бесланской школы № 1, захваченной террористами утром 1 сентября 2004 года. Погибли 318 заложников (из которых 186 – дети), 10 сотрудников ФСБ, 2 работника МЧС и 15 милиционеров. Ранены 810 человек.

Сегодня, спустя шесть лет после случившегося, мы снова вспоминаем те дни с болью и горечью, скорбим вместе с родственниками погибших. И думаем о том, как не допустить повторения трагедии. Достаточно ли надёжно защищены наши дети сегодня? Усвоен ли нами урок Беслана?

Решению проблемы обеспечения безопасности посвящён ряд законов Российской Федерации: «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне», «О борьбе с терроризмом»… Но все перечисленные законы были выпущены до бесланской трагедии, в период с 1992 по 2003 годы. Случившееся в Северной Осетии заставило руководство России предпринять серьёзные реформы: в федеративном устройстве России (отмена выборности губернаторов), в работе средств массовой информации, а также в системе обеспечения безопасности граждан.

13 февраля 2005 года вышло распоряжение Президента Российской Федерации, утвердившее план мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности. А в августе того же года появилось и письмо Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях». В нём заложены основы и принципы того, как должна строиться система безопасности школ и их антитеррористическая защищенность. Решение этих проблем, сказано в письмо, возможно только путём применения комплексного подхода. А именно: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности школьных зданий, подготовка их к противодействию террористической угрозе, с одной стороны, и развитие общей культуры школьников в области безопасности жизнедеятельности, обучение их правильному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, с другой.

Реализацию последних из перечисленных целей призваны обеспечить учебные курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности». Содержание этих курсов направлено на формирование у ребят сознательного, ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Теоретически школьников должны научить сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях. Проверить на практике, насколько педагогам это удаётся, не представляется возможным. К счастью…

Что же касается защиты самих образовательных учреждений, то для её обеспечения разработана целая отраслевая программа «Безопасность образовательного учреждения». Она тоже комплексная и состоит из следующих разделов:

– противопожарная безопасность;

– антитеррористическая безопасность;

– защита от преступлений против личности и имущества;

– поддержание общественного порядка на территории образовательного учреждения;

– экологическая безопасность;

– безопасность труда и обучения.

В свою очередь противопожарная безопасность образовательного учреждения должна включать в себя следующие меры:

– приобретение и поддержание в состоянии постоянной готовности первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, огнетушители, пожарные водоёмы);

– обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай пожара;

– обеспечение учреждения телефоном;

– приобретение, установка и эксплуатация автоматической пожарной сигнализации;

– устройство эвакуационных выходов (в случае, если они не предусмотрены в проекте здания, в котором располагается образовательное учреждение).

Безопасность образовательного учреждения от угроз криминального, в том числе террористического, характера обеспечивается техническими и организационными мерами, которые включают в себя:

– обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном;

– обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения;

– охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право осуществления данной деятельности, на основании договора;

– формирование и содержание в учреждении собственной службы безопасности (может быть использована в качестве подразделения по борьбе с пожарами);

– наличие ограждения по периметру здания и освещения внутренней и прилегающей к зданию территории;

– оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надёжную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

– наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

– определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации;

– ограждение учащихся от влияния криминогенной среды и преступных элементов, в том числе и во время их нахождения в учебных заведениях;

– обеспечение сохранности применяемых в обучении дорогостоящих технических средств и опасных веществ.

Приведённый перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение, исходя из специфики своей деятельности, может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения несёт персональную ответственность за общую организацию безопасного функционирования школы. В некоторых крупных школах также введена должность заместителя директора по обеспечению безопасности, на которую принимаются лица, имеющие опыт работы в силовых структурах. Заместитель директора школы по безопасности исполняет следующие функции:

– координирует деятельность всех заинтересованных служб по организации комплексной безопасности учебного заведения от угроз социального, технического и природного характера;

– оказывает содействие преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– осуществляет взаимодействие с Окружной антитеррористической комиссией, территориальными правоохранительными органами, формированием ГО и ЧС, службой санитарного государственного контроля, военным комиссариатом, а также организовывает работу по выполнению их решений в части, касающейся учебных заведений.

В 2008 году появилось трёхстороннее письмо, подписанное Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора, согласно которому в России регулярно должен проводиться мониторинг готовности образовательных учреждений к новому учебному году. Местные органы управления образованием обязаны сформировать соответствующую комиссию, в состав которой рекомендовано включить представителей Рособразования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, МЧС России (Госпожнадзора), Роспотребнадзора, а также МВД России и ФСБ России. Приёмка школ этой комиссией должна осуществляться ежегодно перед началом учебного года.

Казалось бы, всё продумано. Однако в реальности большинство из перечисленных намерений, увы, не осуществлены. Согласно заявлению начальника управления федерального имущества и капстроительства Рособразования Сергея Лобанова, которое он сделал в августе прошлого года, «лишь 6-8% российских школ располагают антитеррористическим и 75% – противопожарным оборудованием». В стране, по словам представителя Рособразования, не хватает денег для масштабного решения этих проблем, особенно в республиках Северного Кавказа. Видно, большинство российских школ и дальше будут обеспечивать безопасность детей силами одного-единственного охранника, сидящего на входе в учреждение.

1 сентября 2004 года бесланскую школу захватил отряд террористов численностью более 30 человек. Все мы помним, как к школе подъехал укрытый тентом грузовик, из которого выпрыгнули вооружённые люди, открыли автоматную стрельбу поверх голов людей, собравшихся на праздничную линейку, загнали их в спортзал школы и заминировали помещение. От такого или подобного нападения вряд ли спасёт даже детальное соблюдение абсолютно всех мер безопасности, предусмотренных отраслевой программой. Но когда думаешь, что в большинстве российских школ нет ни систем видеонаблюдения, ни рамок для досмотра, ни тревожных кнопок, становится не только страшно…