Экологи, общественные деятели, журналисты, оценивая экономический ущерб «Бритиш петролеум» (БР), с раздражением сетуют на неповоротливость концерна, который никак не совладает с нефтяным фонтаном, губящим все живое в акватории мировового океана. Так, французсская печать вспоминает об авариях танкеров «Торрей Каньон» (1967 г.), «Амоко Кадиз» (1978 г.), «Эрика» (1999 г.), «Престиж» в ноябре 2002 года...

     По данным Европейской комиссии последняя из упомянутых катастроф привела к выбросу в море более 64000 тонн мазута. Это − один из самых серьезных случаев загрязнения вод в объединенной Европе. Но и помимо всех этих ужасающих катастроф ежегодно в море попадает более 6 миллионов тонн углеводородов, а это означает, что кораблекрушения происходят каждые три дня! Но что скажут аналитики после того, как смертоносный фонтан иссякнет вблизи южного побережья США? Иссякнет ли?

      По словам Жака Барро, вице-президента, куратора транспорта в Европейской комиссии, «следует справиться с незаконным выбросом топлива и небрежностью любой ценой. Угроза наказания поможет защитить наши берега». Дополнительные правовые и иные меры против загрязнения морей приносят свои плоды с 12 июля 2005 года, когда европейские министры финансов утвердили два законодательных текста, которые соответственно вступили в силу в марте 2006 года. Документы гласят: «в случае серьезной неосторожности или небрежности», а не только при «намеренных действиях и оправданных рискованных поступках» страны-члены Европейского союза расценивают загрязняющие окружающую среду выбросы из морских судов как нарушение закона, подлежащее штрафным санкциям в наиболее серьезных размерах, адекватных ущербу».

      После американской нефтяной трагедии, судя по всему Европа примет дополнительные меры безопасности. Во всяком случае некоторые члены Европарламента уже сегодня настаивают на этом. Согласно европейским нормам, к лицам, ответственным за загрязнение вод и устанавливается уровень финансовой ответственности: от 150 000 до 1,5 млн евро. Для некоторых стран это означает увеличение штрафа в десятки раз. Кроме того, ответственность ложится не только на капитана и владельца судна, но и на фрахтователя, управляющего и других лиц транспортировки. Она распространяется также на все сооружения, входящие в исключительную экономическую береговую зону Европейского союза; то есть акваторию, простирающуюся на расстояние от 12 до 200 миль от берега.

     ...А между тем из устья скважины каждый день в Мексиканский залив вытекает от 12 до 24 тысяч баррелей. За шесть недель после аварии от разлива нефти пострадали штаты Луизиана, Миссисипи, Алабама и Флорида. Семь из десяти американцев оценивают реакцию властей на катастрофу негативно. Президент США, правда, обрушился с резкой критикой на главу нефтяной компании BP. В интервью американскому телеканалу NBC Барак Обама заявил, что будь Тони Хейворд его подчиненным, он бы уже лишился своего рабочего места. Но, судя по всему, возможности владельца самого большого нефтяного пятна в океане, весьма скромны...  

     Начальник береговой охраны США адмирал Тед Аллен, координирующий работы по очистке, сказал журналистам, что потребуется «пара месяцев», чтобы убрать нефтяное пятно с поверхности залива. В то же время он подчеркнул, что «долгосрочные вопросы восстановления экологии и среды обитания займут годы». Нет худа без добра. По крайней мере появятся новые рабочие места для экологических служб и людей, занятых сбором нефтепродуктов в океане и на побережье. Мелани Аман и Винанд фон Петерсворф из «Frankfurter Allgemeine Zeitung» в эти дни сделали достоянием общественности крайне противоречивые высказывания экспертного сообщества по поводу аварии и перспектив урегулирвания подобных ЧП. Вот некоторые из них: «Производство ядерной энергии сегодня более предсказуемо, чем нефтедобыча на глубине», – считает экономист Ульрих Витт. – После аварии на плавающей буровой Deepwater Horizon рынки кое-что поняли: компания ВР потеряла четверть биржевой стоимости».

      Альтернативой методу «учимся на ошибках», который предусматривает существенную терпимость в обществе, является метод предотвращения, за который ратуют экологи: «Новые технологии запрещаются до тех пор, пока не будет доказана их полная безопасность». Однако, замечают журналисты, трудность этого принципа в том, что заранее нельзя понять, что брать за критерии полной безопасности. Кроме того, подобный принцип препятствует техническому прогрессу, который априори связан рисками.

        «Технический прогресс – проверенный метод сделать общество менее уязвимым к напастям любого рода», – пишет американский ученый Индур Гоклани, напоминая о таких проблемах этого столетия, как голод, нехватка питьевой воды, разнообразные инфекции. За последние 150 лет эти риски в бедных странах были уменьшены, а в развитых практически устранены. Техника является проблемой и решением одновременно, подытоживают авторы.

       Что касается техники, то единственная светлая идея, которая вдохновляет американское общество, – использовать в ликвидации аварии российские глубоководные аппараты «Мир».

Виктор Хлебников.