«НАТО XXI века должно быть готово к миссиям за пределами своей территории» − под таким заголовком появилась статья в испанской «El Pais».Так и хочется задасть вопрос автору − господину Р.М.Ритуэрто − на чью землю ступят псевдомиротворцы на этот раз? Очевидно туда, где будут затронуты интересы США и их союзников?

     Эта публикация, анализирующая содержание доклада о пересмотре доктрины альянса (НАТО − 2020), вторит идеологом жесткой линии поведения блока, отмечает, что Альянс XXI века должен быть подвижным и гибким в условиях изобилия непредвиденных факторов». По словам генсека НАТО, «военные действия за пределами своей территории должны основываться на следующих принципах: вмешательство должно осуществляться ради безопасности стран-членов, быть ответом на вызов международному сообществу и соответствовать принципам Хартии ООН».

     Господин А. Расмуссен подчеркнул, что миссия в Афганистане, ставшая первой крупной операцией за пределами альянса, преподала множество уроков союзникам. В докладе также отстаивается действенность принципа ядерного сдерживания до тех пор, пока ядерное оружие является реальностью международных отношений, продолжает газета. Олбрайт с экспертами также рекомендует НАТО взять на себя разработку проекта ПРО, подразумевающего защиту от Ирана. Эту же идею разделяет Расмуссен, отмечая, что решение должно приниматься на саммите лидеров стран альянса в Лиссабоне.

    Европейская пресса обильно воспроизводит слова Мадлен Олбрайт, возглавлявшей группу экспертов-авторов доклада. По словам генсека альянса Андерса Фог Расмуссена, это еще не новая стратегическая концепция − таковая должна вырабатываться с участием и других сторон, включая правительства стран-членов, и приниматься на саммите в конце ноября в Лиссабоне. НАТО образца 2020 года не может ограничиваться границами альянса в стремлении минимизировать угрозы, говорится в докладе. По мнению западных экспертов, в новой стратегической концепции должны быть утверждены принципы, которыми будет руководствоваться НАТО при принятии решения об операциях за пределами союзнической территории. Одновременно они предостерегают: «Альянс не должен стремиться брать на себя миссии, которые не может выполнить, но при этом должен сохранять бдительность и быть готовым к необходимым операциям».

     Новые члены НАТО из Восточной и Центральной Европы, испытывая дискомфорт от невнимания к их нуждам фаворитов Североатлантического альянса, стали добиваться отдельных двусторонних соглашений с Соединенными Штатами в области безопасности, пишет «TheNew York Times» Чтобы мотивировать приращение заокеанской помощи, неофиты охотно прибегают к версиям о гипотетических угрозах со стороны Москвы. «Некоторые государства НАТО опасаются, что Россия спровоцирует небольшие региональные конфликты, которые трудно предвидеть либо предотвратить», − сообщает автор статьи Джуди Демпси.

    Эти аргументы почерпнуты автором статьи из другого доклада, подготовленного Центром европейских реформ − независимым исследовательским институтом, базирующимся в Лондоне. Как видим, несмотря на то, что источники разные, мысль в них одна − ради собственного спокойствия НАТО вправе обрушиться на любое государство, которое покажется кому-то из его членов подозрительным или потенциально опасным... И если Россию от вероятной агрессии страхует ядерный щит и меч, что остается делать менее защащенным странам? Уповать на волю Всевышнего или послушно следовать за военной колесницей альянса! Других альтернатив просто не существует.

     С отой мыслью пытается примирить мировое общественное мнение и вице-президент США Джозеф Р.Байден. В статье, приуроченной к встрече послов НАТО, на страницах « International Herald Tribune» высокопоставленный вашингтонский чиновник объясняет, как администрация Белого дома относится к европейской безопасности. «Изложенный госсекретарем Клинтон в январе в Париже, заключается в том, что США будут стремиться к созданию более безопасной Европы, которая принимает во внимание изменяющуюся природу угроз, с которыми мы сталкивается, и уважает ключевые принципы существующих институтов, таких как НАТО и ОБСЕ».

    И далее Байден перечисляет ряд мер, которые будут способствовать реализации этих принципов. А именно: США более не рассматривают Европу в терминах игры с нулевой суммой времен холодной войны... Укрепление доверия в Европе требует понимания того, как соседи осмысливают вызовы в области безопасности и как они намереваются противодействовать этим вызовам. Указывая на обнародование США сведений о размере американского ядерного арсенала, Байден призвал «другие страны сделать то же самое». К этому пассажу мы вернемся в конце комментария. А пока продолжим краткое изложение позиции вице-президента США.

     Вашингтон намерен, как утверждает господин Байден, «исследовать взаимные ограничения на размер и месторасположение обычных вооруженных сил, которые должны соответствовать миру сегодняшнему и не опираться на сценарии, которые не имеют ничего общего с реальностью». Байден призывает сосредоточить усилия на противодействии «новым и гибельным угрозам», приходящим в Европу извне(?), таким как попадание оружия массового поражения в руки режимов-изгоев, террористические акты, совершаемые при содействии тех, кто находится в убежищах в пограничных районах Афганистана и Пакистана, кибератаки со стороны преступных сетей или других агентов, значительные вызовы и области энергетической безопасности. Нам, то есть США, требуется более эффективное предотвращение и урегулирование конфликтов, а также механизм разрешения конфликтов, который позволил бы разрядить кризис прежде, чем начнется его эскалация...

     Российско-грузинский кризис в августе 2008 года напомнил всем нам, что мы не должны принимать безопасность в Европе как должное или почивать на лаврах. Мы выступаем за создание механизма по предотвращению конфликтов в рамках ОБСЕ, который в ситуациях возникновения напряженности между членами ОБСЕ будет направлен на предотвращение конфликтов до того, как они разразятся». И далее: «даст возможность организации оказать быструю гуманитарную помощь, будет содействовать переговорам о перемирии и объективному мониторингу». По мнению Байдена, ОБСЕ также «должна оказывать содействие консультациям в случае серьезных энергетических или экологических сбоев и направлять спецпредставителей для расследования сообщений о вопиющих нарушениях прав человека».

    В этих словах, как мы видим, ничего нового нет. Только вот смысл таких категорий, как «гуманитарная помощь», «защита прав человека» в устах американского истеблешмента выглядит весьма двусмысленно. Мы помним, как под теми же благовидными предлогами готовилась военная машина Саакашвили и как грузинских мародеров натравливали на мирных осетин.

    «Мы стремимся к открытой и все более цельной Европе, − развивает свои идеи Байден, − в которой все страны, включая Россию, играют свою полноценную роль». «Неделимость безопасности также означает, что все европейские страны должны подчиняться определенным единым правилам: прежде всего, признавать суверенитет и территориальную целостность государств и право всех стран на свободный выбор альянсов. Угроза применения силы не должна иметь место в отношениях между европейскими государствами. Также мы не можем позволить крупным странам накладывать вето на решения менее крупных государств. И, самое важное, мы не можем допустить восстановления сфер влияния в Европе».

      А вот это уже весьма ясный сигнал для России. И самый веский аргумент в популярном истолковании новой доктрины НАТО мы усматриваем в другой информации, поступившей из столицы США. Барак Обама направил в Сенат план, согласно которому в течение следующих 10 лет на обслуживание и модернизацию американского ядерного арсенала предполагается выделить 80 млрд долларов, из них 7 млрд − в следующем году. Это обязательство поможет Обаме заручиться поддержкой республиканцев при ратификации нового договора СНВ с Россией, полагает автор из « The New York Times».

Артур Шатилов.