В прошлом году – банки, в этом – государства

   Экономический кризис, который, казалось, ослабел к концу 2009 года, снова в полной мере заявил о себе как угрозе наступления дефолта суверенных стран. Европейские лидеры пытаются предотвратить крупнейшую финансовую катастрофу за всю 11-тилетнюю историю евро. Последнее время внимание было сосредоточено на Греции. Если там случится дефолт, то это станет первым случаем в ЕС. Как уже отмечалось, лидеры ЕС не раз встречались для того, чтобы обсудить, что делать в экстремальной ситуации, рассмотрели схему «спасения» экономики Эллады под руководством Германии. Если это произойдет, другие «европейские кандидаты», возможно, встанут в очередь за Грецией. Рынки облигаций озабочены способностью Испании, Ирландии и Португалии погасить свои долги, принуждая эти страны увеличить налоги и уменьшить расходы, даже если они останутся в состоянии спада.

   Нынешние проблемы Европы дали инвесторам достаточно оснований для беспокойства, однако, они не являются единственной причиной этого беспокойства. Изменения политики по всему миру также напугало инвесторов. Правительство Китая начало сдерживать бум кредитования, беспокоясь ускорением инфляции и обесцениванием активов. Центральный Банк Индии повысил резервные требования, а финансовое стимулирование Бразилии постепенно прекращается. Центральные банки развитых стран понемногу раскрывают запасные возможности  ликвидности, которые они предлагали в период пика кризиса. «Количественное уменьшение», период, когда деньги печатались под долгосрочные гарантии, подходит к концу или, по крайней мере, откладывается.

   Все это подорвало цены на активы. Фондовые рынки резко упали, цены на сырьевые товары снизились, растет нестабильность. Индекс MSCI World мировых цен упал почти на 10% в сравнении с пиком 14 января текущего года. Оптимизм по поводу «V»-образного восстановления мировых фондовых рынков сменяется пессимизмом «рецессии двойного дна», как и ростом опасений того, что политики будут вынуждены (или ошибочно предпочтут) убрать кредитно-денежные и налоговые опоры.

   Ну что, Акрополь?

   Три фактора определят, будут ли оправданы эти страхи. Первый – это интенсивность восстановления (оживление) – самоподдерживающийся ли это процесс или все же необходима государственное стимулирование. Второй – это масштаб суверенной задолженности – является ли Греция страной со слаборазвитой экономикой по своей вине или инвесторы теряют веру в правительства, которые имеют крупные задолженности. Третий – мастерство, с которым центральные банки мира и финансовые министры разрабатывают и согласовывают прекращение политического стимулирования.

   Картинка мирового роста диссонирует. Крупные развивающиеся экономики находятся в лучшей форме, обладая высокими темпами роста внутреннего спроса и скудными способностями экономить. Такие страны как Индия и Бразилия экономический спад оставили далеко позади. Учитывая масштабы кредитования, ориентированного на поддержку правительства, китайская экономика уязвима перед лицом непредвиденного удара со стороны бюрократии. Однако ко всем проблемам рынка может добавиться то, что мучительный процесс затянется надолго.

   В богатых странах, где существуют признаки бурного роста частного спроса, все выглядит иначе. Последние показатели ВВП Америки вводят в заблуждение. Рост производства в IV квартале минувшего года составил 5,7%, главным образом, потому, что фирмы восстанавливали свои акции в цене. В экономике, где количество рабочих мест продолжает сокращаться (хоть и с меньшей скоростью), акции падают в цене, положение рынка жилья по-прежнему шаткое и сокращаются задолженности предприятий, расходы потребителей, вероятно, будут сдерживаться. С огромным потенциалом ничегонеделания продолжатся инвестирования. В Европе и Японии ситуация гораздо мрачнее. Хоть экспорт и восстанавливается, Страна Восходящего Солнца погружается в дефляцию. В Еврозоне восстановление было неопределенным и до греческого кризиса. Внутренний спрос застопорился даже в таких странах как Германия, где предприятия не имеют избыточных долгов для погашения.

     В поисках выхода

   Разрыв между развитыми и развивающимися государствами должен быть отражен в их макроэкономической политике. Развивающиеся экономики могут и должны разработать свои стимулы и поднять процентные ставки, прежде чем разразится инфляция. Однако, большим, слабым и богатым экономикам рано «зажиматься». Опасность повторения ошибок, совершенных в Америке в 1937 и Японии в 1997, когда преждевременное увеличение налогов и ужесточение денежно-кредитной политики привело слабые экономики к спаду, страшнее, чем бездействие.

   В большинстве стран следует опасаться держателей облигаций, ведущих политику строгой денежной экономии. Уроком, извлеченным из тяжелого положения Греции, Испании и Португалии, будет не наличие дефицита; правительствам необходимо контролировать эти дефициты и поддерживать рост экономики в среднесрочный период, одновременно располагая запасными вариантами решения текущих финансовых проблем.

   Большинство крупных и богатых экономик вобрали в себя половину этих идей. На встрече министров финансов «Большой семерки» 6 февраля справедливо заключили, что они рано прекратили стимулирование экономики. Но ни одна из развитых стран не выработала надежного, среднесрочного финансового плана. Приоритетными в списке реформ должны быть − увеличение пенсионного возраста (российские чиновники, похоже, намерены применить этот рецепт в РФ – прим. ред.), или обеспечение льгот, после проверки, нуждающимся, которые улучшат финансовые перспективы стран без сокращения спроса. Франция склоняется к правильному курсу, совершенствуя свою пенсионную систему. Тогда как новый бюджет Америки, которая просто плыла по течению, работая на среднесрочную перспективу, провалился.

   Более определенным должен быть план стимулирования роста в среднесрочной перспективе. Чтобы минимизировать риск того, что страны попадут в «японскую трясину» высоких государственных долгов и медленного экономического роста. Экономики развитых стран должны стимулировать производительность труда, поощрять инвестирование и побуждать конкуренцию. Необходимо уделить больше внимания свободной торговле, сокращению расходов, а не повышению налогов и согласия при выработке новых финансовых правил.

   Определенная нервозность существует из-за «политики рисков». Ни фирмы, ни банки, ни физические лица, − никто не уверен, куда может привести политика государств. Чем больше правительства сделают для того, чтобы уменьшить подобную неуверенность, тем вернее будет восстановление экономики.

Перевод с английского Натальи Лимоновой.