Оказывается, в течение года, минувшего со дня прекращения операции по принуждению Грузии к миру,  российские военные продолжали исследовать причинно-следственные связи того конфликта. Выявлять агрессивные намерения Тбилиси и Ко относительно Южной Осетии и Абхазии…

Собственно, участникам августовских боевых действий 2008 года и без знакомства с оперативными картами и планами Грузии, было понятно, кто несет ответственность за эту кровавую авантюру. А вот явные и неявные покровители Саакашвили, никак не могли взять в толк, кто и на кого напал в день начала пекинских Олимпийских игр…

Анализ трофейных документов, которые оказались в распоряжении российского Генерального штаба, показал, что агрессию готовила грузинская сторона. Тбилиси  с  2004 года планомерно вел подготовку к вооруженному вторжению на территории бывших автономий. Итоги расследований преступлений грузинской военщины, как отметил генерал-полковник А. Наговицын, должны войти в доклад миссии Евросоюза, чтобы европейская общественность, парламентарии и исполнительные органы смогли воочию убедиться в бесчеловечности режима Саакашвили.

Авторитетная европейская комиссия, после того, как с докладом ознакомятся в ОБСЕ стороны конфликта, передаст материалы в ООН. Причем, российская сторона передаст «третейскому суду» свой пакет документов, а грузинская свой. Не трудно предугадать, что тбилисская команда постарается отмести от себя подозрения в вопиющих нарушениях международного права. Понимая это, Россия устами своих военных экспертов задает вопрос представителям Евросоюза:  «Что последует за докладом, какие действия предпримет авторитетная организация?». К огромному сожалению, исчерпывающего ответа Москва до сих поры не получила. Хотя человечество знает немало прецедентов  наказания международными судами виновных в развязывании войн. Комиссия ЕС, возглавляемая Хайди Тальявини, обещает опубликовать доклад в сентябре.

А между тем высокопоставленный представитель Генштаба ВС РФ на пресс-конференции в РИА Новости познакомил журналистов с двумя приказами грузинского командования, которые и раскрутили маховик кровавой авантюры на Южном Кавказе.

Речь идет о приказе командира четвертой бригады грузинской армии, а также  о ряде документов на магнитных носителях,  признанных Евросоюзом подлинными. Так вот все они  показывают причастность грузинской стороны к агрессии.

Анатолий Наговицын процитировал переведенные с грузинского языка штабные документы. В них в частности говорилось: «Осуществить боевую операцию в районе Самочабла (Южная Осетия, грузинская версия) и в течение 72 часов разгромить противника. Восстановить юрисдикцию Грузии в регионе». (72 часа – таков оперативный расчет грузинской стороны!).

Выдвижение в исходный позиционный район было предписано осуществить  не позднее 11 часов 7 августа, а выход на рубеж  атаки в ночь  с 7 на 8 августа на территорию Южной Осетии. Из приказа следовало: «Быстро осуществить боевые задачи, стараясь свести к минимуму потери среди гражданского населения и имущества; уничтожение сил противника осуществлять точечными ударами, обеспечить  защиту безопасности городской функциональности. Конечный результат – выявление сепаратистских сил, установление мирной и безопасной среды в регионе».

Здесь же топографическая карта с нанесенной обстановкой и отображением собственных сил, готовившихся к  наступлению, вероятный характер действий противника и его оценка. Причем действия разведывательных сил Грузии опережают выдвижения основных сил, что является классикой наступательного военного искусства.

Приказ написан по стандартам НАТО, аббревиатура и рубрикация пунктов серьезно отличается от того, что существует в приказах Вооруженных сил Российской Федерации. Ни слова в этом приказе не сказано об  «отражении агрессии со стороны разведки Российской Федерации и миротворческого контингента». Поскольку такой угрозы грузинской стороне не существовало в природе. Версия о таких мифических российских угрозах появилась  тогда, когда грузинскому агрессору был дан урок.

Второй приказ касался всех структур вооруженных сил Грузии, он реализовывался настолько, насколько действия миротворцев и реакция российской стороны позволили ему стать реальностью.  Во всяком случае 72-х часовой блицкриг не состоялся. Замысел тбилисских стратегов, намеревавшихся одним броском захватить  Цхинвал и поставить мировое сообщество перед фактом свершившейся агрессии, не состоялся...

Любопытная деталь: боевая информация записана на дисках, тексты выполнены на грузинском языке латинским штифтом, все схемы и карты, топографические материалы и тактические знаки используются по стандартам блока НАТО. Эти нормы осваивались грузинскими военнослужащими и штабами начиная с совместных учений с НАТО с марта 2005 по март 2007 года. Документы, утвержденные  генеральным штабом вооруженных сил Грузии, отмечены грифом «секретно», представляют планы по захвату Абхазии и Южной Осетии.

Содержатся текстовые, табличные и картографические материалы по структуре оперативной группировки, имеются таблица применения средств артиллерии на всех этапах наступательной операции в Южной Осетии. Причем штаб миротворческих сил в Цхинвали отмечен, как приоритетная цель. Села с компактно проживающим осетинским населением, помечены красным цветом, что по стандартам НАТО указывает на «противника».

Трофейные документы показывает, что планирование осуществлялось, начиная с генерального штаба, штаба сухопутных войск, и далее до батальонов по  единому замыслу. По датам порядок действий совпадает. В качестве артиллерийских целей на штабных картах нанесены расположения силовых структур Южной Осетии,  штаб миротворческих сил, Дом правительства республики, телевизионные вышки. В качестве боевой техники отмечены 152-мм самоходная гаубица «Дана», система залпового огня 120 мм реактивная система, поставленная Чехией, которая не относится к высокоточным системам, площадь поражения системы залпового огня –15 гектаров... План для действий разведывательного отряда  на 96 листах, каждый из планов составляет в среднем 100 страниц, их разработано огромное множество для каждого боевого подразделения. Таким образом, можно заключить, что операция была спланирована заранее. На передовой такие объемные материалы не составляют.

Сравнительный анализ планов на компакт-дисках и реальных действий грузинских вооруженных сил на территории Южно Осетии, показал  ряд существенных отличий. По оценке российского Генштаба, вооруженные силы Грузии, в зависимости от  решения Михаила Саакашвали, готовы были к разным вариантам боевого применения сил и средств на территории Южной Осетии. Что опять-таки свидетельствует  не об импровизации, а заблаговременной подготовке к вторжению.

Что касается внезапности нападения, то хотелось бы напомнить, что Саакашвили накануне, вечером 7 августа, заявил, что Грузия не будет применять против Южной Осетии силу и даже объявил, что 8 августа сядет за стол переговоров. И при этом в 23.30 был отдан приказ для начала наступления Грузинских сил «с целью восстановления конституционного порядка».

Далее Анатолий Наговицын ответил на многочисленные вопросы журналистов. В частности о потерях среди военнослужащих. По данным Генштаба,  Россия потеряла  в августовских боях 49 военнослужащих ВС РФ и 15 миротворцев. Грузинские войска, «применяя точечные удары», с помощью   самоходных гаубиц системы «Пион», САУ «Дана», систем залпового огня БМ-21 «Град», гаубиц Д-30 и 120-мм минометов уничтожили 2 тысячи мирных жителей. Имели место и провокации. Так, применялась грузинская авиация, закамуфлированная под российскую… Штурмовики Су-25  с опознавательными знаками РФ наносили удары по колоннам беженцев 8 августа и 9 августа, а также  по колонне российских войск. Эта пиратская группировка была уничтожена ударами российских ВВС. В Южной Осетии грузинская военщина повредила  75%  зданий, причем 20% из них  не подлежат восстановлению.

Несмотря на то, что российская сторона еще в прошлом году представила в распоряжение международных институтов неопровержимые доказательства  виновности грузинской стороны, ее зарубежные опекуны и спонсоры продолжают наращивать военную помощь режиму Саакашвили.  Оружие и боевая техника поставляется в арсеналы Тбилиси по скрытым  каналам, осуществляется финансирование для восстановления военного  потенциала, что не может не настораживать российскую сторону.

России не нужен новый конфликт в этом регионе. Мы сторонники мирного урегулирования спорных вопросов. Однако, судя по всему, Тбилиси и его покровители настроены на реванш. Помимо восстановления боевого потенциала разгромленной армии Грузии, в информационном пространстве из России усиленно создается  образ врага. С сопредельных территорий следуют одна вооруженная провокация за другой. Цель подобных воинственных акций ясна – дестабилизировать ситуацию в Абхазии и Южной Осетии. А на этом фоне формировать у Грузии  и  международной общественности мнение о том, что Россия не способна  контролировать ситуацию в регионе и обеспечивать безопасность населения. И под этим предлогом передать контрольные функции другим международным силам.

 

Роман Гавриленко.