В полдень  15 июля самолет ТУ –154, направлявшийся из международного аэропорта имени имама Хомейни  в Ереван,  потерпел крушение  вблизи населенного пункта Джаннатабад,  на северо-западе Ирана. На месте катастрофы ведутся поиски бортовых самописцев, которые могут пролить свет на причины катастрофы. В аэропорту «Звартноц» создан  оперативный штаб, в котором  концентрируются сведения для родственников погибших пассажиров. Здесь же дежурит представитель иранской авиакомпании Caspian Airlines.

По официальным данным  Главного управления гражданской авиации  Армении,  на борту авиалайнера находились 153 пассажира и 15 членов экипажа. 35 пассажиров с армянскими именами и фамилиями, четверо из которых были гражданами Армении,   два гражданина Грузии, 8 членов юношеской сборной Ирана по дзюдо, а так же Левон Давтян,  в прошлом  депутат парламента Ирана,  глава Ассоциации  представителей армянской общины Тегерана. Остальные пассажиры – граждане Ирана.

До сих пор эксперты теряются в догадках относительно причин падения самолета. Из Еревана  сообщают, что  ТУ–154 (рейс RV 7908) не связывался с армянскими службами навигации. Наземным службам аэропорта «Звартноц» было известно лишь время прилета, 12.52 по местному времени, но уже  в 12.48, радары утратили визуальный контакт с  самолетом.

Одни источники пишут о неполадках в двигателе, другие приводят сведения о том, что  пилоты, заранее осведомленные о неполадках в двигателе, не посчитали нужным сообщить о них  в диспетчерскую…

Представители Ирана настаивают на том, что  неполадки возникли в воздухе, в результате чего самолет загорелся и потерпел крушение.

Общественное телевидение Армении сообщило, что причиной катастрофы стал пожар в одном из двигателей самолета. Телевидение, правда, не называет источник этих данных.

Самолет ТУ–154 российского производства   принадлежал иранской авиакомпании «Caspian Airlines», был зарегистрирован в Иране и находился под контролем авиации Ирана. Авиалайнер эксплуатировали 15 лет. Это допустимый срок для самолета такого класса. К слову, обновления авиационного парка Ирана  в последнее время не производятся в силу сложных отношений  с западными странами, где в основном и производят  оборудование для  воздушных машин. «Новые российские самолеты также не приобретаются. Так что летать приходится на старых советских, а у любой машины есть ресурс», – заявляет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Чтобы  внести ясность, председатель Национального объединения авиации Армении, заслуженный летчик СССР Дмитрий Адбашьян выступил на конференции, где прокомментировал вероятные причины происшествия. Авторитетный специалист заявил, что  рассматриваются различные версии возможных причин происшествия.

Одной из них он назвал огонь, внезапно вспыхнувший  в одном из двигателей, который стал причиной отказа системы управления.

Причиной крушения могло стать и непригодное техническое состояние воздушного судна, уточнил Д. Адбашьян, отметив при этом, что  вопрос о соотношении понятий «старый» и «новый» для авиалайнеров относительное.Не исключил он и человеческий фактор, а именно ошибку летно-управляющего состава, как одну из причин катастрофы.

Д. Адбашьян отметил, что  авиация нуждается в  новых подготовленных кадрах, поскольку   представители советской авиашколы находятся уже в пенсионном возрасте, а новые специалисты еще не обладают достаточными для безопасных полетов знаниями, умениями, навыками.  Не стоит забывать о том, что переквалификация пилотов проходит за рубежом и стоит немалых средств. Экономия на тренинге приводит к необратимым потерям. Впрочем следственные действия и экспертиза гибели рейса RV 7908 продолжаются.

Главам  Армении  и Ирана, близким и родным погибших  были направлены телеграммы с глубочайшим соболезнованием  России от имени Дмитрия Медведева.

                                                                                  Ануш Мовсисян,

по материалам прессы Армении.