Каждый Президент России запоминается народу какими-то неординарными действиями или выражениями во времена своего президентства. К примеру, образ Президента Б.Н.Ельцина историки будут связывать не просто с периодом радикальных реформ, а, по всей вероятности, вспомнят эпизод августа 1991 года – Б.Н.Ельцин на танке при защите Белого дома! Президенту В.В.Путину будут долго припоминать  период «наведения порядка» и его знаменитое выражение – «мочить будем и в сортире». А вот интеллигентному Д.А.Медведеву будет с этим делом посложнее. Но первые шаги в должности Президента России Д.Медведев уже связал с борьбой с коррупцией. Как представляется многим экспертам, это совсем неплохое начало, но вопрос лишь в том, справится ли молодой и энергичный глава государства с этим исторически неискоренимым в России злом. Какие ресурсные возможности есть у нового российского президента для реализации поставленной цели? Все ли правильно было оценено при составлении стратегического плана по противодействию коррупции? А главное – какие политические силы, кроме политического лидера, готовы сегодня решать эту задачу? Верит ли общество, что с этим злом можно справиться?

    Первые оценки специалистов, анализирующих  проблемы коррупции в различных сферах общественной жизни, не очень радужные. Считается, что главной проблемой сегодня является даже не вороватый российский чиновник, а сами люди, занятые в различных сферах народного хозяйства и, особенно в частной сфере, не представляющие решение проблем своей повседневной жизни   не только в производстве, торговле, но и в медицине и образовании без дачи взяток. Повсеместно можно услышать, что побороть коррупционную модель отношений с  российскими чиновниками всех уровней власти сегодня невозможно, так как в эту сферу пагубных отношений втянута практически вся трудоспособная, и тем более предприимчивая, часть населения России, и  в противном случае, по меткому выражению лидера КПРФ Г.Зюганова, «страна встанет».

    И все-таки прежде, чем лечить эту общественно-государственную болезнь, следует правильно поставить диагноз и подобрать лечащего врача. Поэтому, конечно же, невозможно обойти то сущностное, из чего собственно и выстраивается эта коррупционная система властвования и начать следует с чиновников самой кремлевской администрации. Важна также и оценка работы в этом направлении администрации бывшего Президента России В.В.Путина. Вернее важен ответ на вопрос, почему не справилась с коррупцией путинская администрация, ведь в российском обществе существовали очень большие надежды и ожидания положительного решения этой проблемы в период президентства В.В.Путина. Считалось, что сам Президент В.В.Путин - бывший чекист, и этот фактор сыграет позитивную роль в деле организации борьбы с коррупцией в постъельцинской России. Но получилось все наоборот – Россия, по оценкам международных организаций, оказалась еще более коррупционной, чем в период правления Б.Н Ельцина. Хотя считается, что последние годы президентства Б.Н. Ельцина связаны с разгулом олигархической власти. По некоторым оценкам, наша страна находится сегодня на 143-м месте в общемировом рейтинге борьбы с коррупцией. В этом рейтинге Россия стоит рядом с такой страной как Колумбия. А что такое колумбийская наркомафия объяснять нет нужды никому. Что же случилось с российской властью в начале XXI века?   И каковы причины коррупции в России?

    1. Самыми важными и неоспоримыми факторами разрастания коррупции в российском обществе, конечно же, являются, во-первых, бесконтрольность властных структур со стороны общества, а во-вторых, - коррумпированность судов и правоохранительных органов.

    2. Не менее важными факторами становятся «неуклюжесть» и неэффективность созданной в период президентства В.В.Путина многоуровневой системы бюрократической власти на уровне федерального правительства, а также постепенная адаптация под такое государственное управление всей системы быстро развивающегося бизнеса.

    3. Важнейшим фактором, создающим стратегическую основу для коррупции, конечно же, является практическая несменяемость власти с советско-партийных времен в лице тех людей, кто принимает управленческие решения (губернаторы, мэры, министры, средний слой чиновников Правительства и Администрации Президента).

    4. Сильнейшим стимулятором для коррупции стала так называемая «вертикаль власти», то есть соподчиненность нижестоящих уровней власти вышестоящим. Такая система позволила сосредоточивать и контролировать огромные финансово-экономические потоки и другие ресурсы или на уровне    федеральных министерств, или на уровне губернаторов.

    5. Столь масштабное развитие коррупционной системы, не в последнюю очередь, связано с незавершенностью российских реформ в области земельных отношений (не решен до конца вопрос о частной собственности на землю), жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и образования, а также в связи с тем, что до сих пор не реформирована сама полусоветская административная система (военная, правоохранительная и гражданская). Что касается судебной системы – это вообще особая проблема, и пока никто не собирается ее реформировать и, тем более, делать независимой.

    6. Огромной проблемой для России является сосредоточение почти всех банковских и большинства других финансово-экономических ресурсов в Москве. По некоторым данным, до 40 % бюджетных поступлений в России связано со столицей. Или другой пример – до 40 % поступлений в бюджет обеспечивает Федеральная таможенная служба. Такие системы централизации ресурсов, безусловно, порождают целую сеть хорошо налаженных коррупционных сетей, нередко работающих на совершенно легальной основе.

    7. Может показаться не совсем логичным в этой цепочке, что на коррумпированность власти сильное воздействие оказывает «кастрированное» отношение государства к реализации конституционного принципа «все равны перед законом и судом». Речь идет, прежде всего, о расширительном толковании статуса неприкосновенности членов Парламента России и федеральных судей. Ну и совсем разрушает принцип равенства граждан России перед законом в спешке принятый в 2000 году совершенно неконституционный закон, гарантирующий неприкосновенность бывших президентов Российской Федерации.

    Наверное, в полной мере исследовать все факторы, питающие почву для коррумпированности российского чиновничества невозможно в силу динамично развивающейся общественно-политической жизни, но, безусловно, все вышеперечисленные факторы являются основными.

    Многие исследователи к основным факторам коррупции в России причисляют, к примеру, низкий уровень социально-экономического развития. Есть и такие специалисты, кто напрямую связывает коррупцию с российской традицией и культурой. Плюрализм мнений в этом вопросе – это хорошо. Но следует иметь в виду, что в этой цепочке «взяткополучателей» и «взяткодателей» положение первых и вторых совершенно разное. Ведь «взяткополучатель» свою жертву заставляет давать взятку в силу того, что нередко гражданин, пришедший к чиновнику, не может обойтись без участия государства в решении, как частных, так и общественных дел. Он вынужден давать взятку, чтобы решить проблемы со своим бизнесом, поступлением своих детей в вузы,  лечением близких ему людей. Как видим, в этой цепочке отношений человека и власти, бандитское поведение представителей государства является совершенно очевидным. Поэтому ссылки на то, что, мол, коррупция в России исторически была, есть и будет не имеет под собой основы. Да, наверное, сложно назвать государство в мире, где совсем нет коррупции, но ведь речь идет о ее масштабах. Мы должны понимать, что в условиях, когда сегодня глава российского государства является членом клуба  руководителей восьми самых развитых государств мира, такой уровень коррупции в России становится национальным позором.

    Оценивая в целом позитивно первые шаги нового Президента России Д.А.Медведева в направлении борьбы с коррупцией, следует не забывать, что многим чиновникам придется бороться с самими собой или же имитировать эту борьбу, в действительности, ей противодействуя. И если к этому добавить и то обстоятельство, что многие депутаты, министры, губернаторы и мэры находятся у власти только для того, чтобы продвигать свой бизнес или бизнес своих родственников и друзей, то становится понятным масштаб и сложность решения предстоящих задач. А если взять такие отрасли экономики и бизнеса как строительство, нефтедобыча, лесное и рыбное хозяйство, землеустройство, а также такие отрасли   социальной сферы как  высшее образование и здравоохранение, где без взяток мало что решается, то понятно, что огромный объем взяток крутится в социально-экономической сфере.

    Что же касается внешнеторгового оборота, исчисляемого многими десятками миллиардов долларов, то измерить взяткоемкость коррупционной системы таможенной службы можно только приблизительно, естественно, в сотнях миллионов долларов. Представьте, что по всей России 70 тысяч таможенников, а вокруг них созданы тысячи различных посреднических структур. С одной стороны, можно похвалить их за то, что в федеральный бюджет России они помогают собрать более 100 млрд. долларов ежегодно, но с другой – все бизнесмены знают, чтобы своевременно поставить различные товары, механизмы, технику и прочее через государственную границу России существуют полулегальные схемы, по которым следует обязательно расплачиваться наличными, начиная с начальника таможенного поста и выше вверх по государственно-бандитской цепочке вплоть до начальников таможен и служб, в зависимости от объемов поставок, срочности растаможивания и других обстоятельств.   

    Или возьмем такую отрасль экономики как строительство. К примеру, в десятимиллионной Москве все проблемы архитектуры и строительства замыкаются на Правительство Москвы во главе с Мэром города. Оправданием тому являются, якобы, проблемы единства общегородской архитектуры и сохранения исторического облика города. Но ведь раньше почти все вопросы строительства в Москве решались на уровне районной исполнительной власти. К тому же Конституция России все вопросы местного значения определяет для самостоятельного решения на уровне муниципальной власти, а город Москва уже с 1993 года является субъектом Федерации и обладает системой не муниципальной, а государственной власти. Так почему же до сих пор властные полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью не передаются органам местного самоуправления Москвы?

    Давайте попробуем это объяснить через злободневную проблему коррумпированности власти. Представьте, что если бы в Москве строилось только по 1 млн. кв.метров жилья в год при средней стоимости квадратного метра пять тысяч долларов, то выручка за это жилье составила бы 5 млрд. долларов. А теперь, если представить, что из этой суммы только пять процентов будет тратиться на подачки и взятки в различных чиновничьих структурах власти, то общий объем этих взяток будет равен 250 млн. долларов в год.

    А если поверить некоторым слухам, которые распространяют сами московские строители о том, что взяткоемкость  в строительстве доходит до 20 процентов от общего объема вложений, тогда сумма взяток в нашем рассмотренном случае составила бы 1 млрд. долларов. Но объем общего строительства (жилищного, производственного и т.п.) в Москве исчисляется не одним миллионом квадратных метров.

    Есть не менее важная проблема, связанная с коррупцией,  и в системе высшего образования. Ведь кому-то нанотехнологии надо разрабатывать и внедрять в производство. Но когда добрая половина выпускников вузов получает вместо твердых знаний «корочки» о высшем образовании, как можно рассчитывать на реализацию грандиозных стратегических планов России до 2020 года? А виной низкой квалификации специалистов с высшим образованием является   во многом также коррумпированность всей вузовской системы.

    К примеру, год назад при обвинении в получении взяток ректора одного из рязанских вузов в его сейфе правоохранительные органы обнаружили десятки тысяч долларов, происхождение которых хозяин не мог объяснить, но дело до сих пор не доведено до суда. А младший научный сотрудник другого рязанского вуза был уличен в получении взятки в размере 500 рублей за каждый «зачет». Что же получается, что в российские вузы под «зорким» присмотром ректоров, наверное, небескорыстно, поступают совсем не всегда и не везде лучшие выпускники школ, достойные студенческой скамьи?! И эти студенты, не способные освоить вузовские предметы, за взятки сдают экзамены и зачеты. Вот и получаем в итоге неспособных осуществить технологический прорыв специалистов! Надо же что-то делать Министерству образования! А может с этим злом невозможно бороться? Да нет. Ректоры – главные начальники вузов - «золотой» фонд Минобразования. Они несменяемы в течение десятков лет. Вроде бы есть на то федеральное законодательство, регулирующее сменяемость и выборность ректоров, но на деле ничего не меняется. Ректора вуза сегодня сменить невозможно. А это и есть один из главных факторов коррумпированности системы высшего образования в России. И единый госэкзамен здесь не поможет, так как только ректоры уже долгие годы полностью контролируют потоки поступающих в высшие учебный заведения России.

    Теперь давайте представим, что ежегодно в вузы Российской Федерации поступает один миллион выпускников школ. Если даже половина из них поступает не на основе школьных знаний, а по различным хитроумным коррупционным схемам, то каковы размеры взяток? Кстати,  в вузах есть специальности, где осуществляется 100 %-й контроль за поступающими абитуриентами со стороны ректоров и деканов.

    Так вот, средняя взятка за поступление в вуз, по некоторым слухам, исчисляется суммой, равной половине стоимости платного обучения студента за пять лет. Если в среднем  ежегодную стоимость обучения на престижных специальностях в московских вузах определить в сумме трех тысяч долларов, то сумма взятки в среднем составит около семи тысяч долларов.   

    Если же представить, что только каждый десятый студент поступает в вузы страны за взятку, то получится, что ежегодная взяткоемкость вузовской системы составляет около 700 млн. долларов только в период проведения вступительных экзаменов. Много это или мало, наверное, должны оценивать в антикоррупционной структуре, созданной Президентом Д.А.Медведевым.

    По такой схеме можно проанализировать на коррупционность все отрасли общественной и государственной жизни. Но будет ли такая работа проведена, есть ли на это политическая воля? Будем ждать ответы на поставленные вопросы. 

    Экспертами нашего агентства уже однажды анализировались возможные меры общественно-политического характера, реализация которых могла бы привести к позитивным результатам по локализации коррупционной системы. Нелишне будет еще раз их перечислить в контексте определенных Президентом Д.А.Медведевым задач перед Правительством В.В.Путина.

    Так как сегодня  остается самый главный вопрос как для правительства, так и  для всей  российской государственной машины – насколько эффективно будут использоваться  предоставленные огромные, прежде всего, финансово-экономические  ресурсы. Этот вопрос, действительно, сложнее других, так как он напрямую связан с уровнем коррумпированности всех структур властной вертикали. Как будет решать Правительство В.Путина проблемы борьбы с коррупцией? Дело в том, что на наш взгляд, уж как-то однобоко новый премьер-министр представил в Госдуме самую главную и неизлечимую проблему современного российского государства - борьбу с коррупцией, переложив всю ответственность за ее решение на правоохранительные органы. Ведь дело, наверное, в первую очередь, в том, что коррупция начинается с правоохранительных органов и завершается в судебных органах России. К тому же представлять современного российского чиновника  правительственного уровня столь примитивно, когда он берет взятку в своем кабинете, уж совсем не следует. Современные коррупционеры идут специально во властные структуры, покупая свою должность за суммы, исчисляемые сотнями тысяч долларов, для того, чтобы в дальнейшем укрепить свои коммерческие структуры и получить прибыль, многократно превышающую взятку. Коррупция в Россия является системной и бороться с ней можно только системно. Как подобрать и расставить руководящие кадры истинных и бескорыстных специалистов? Вот в чем главный вопрос, стоящий перед новым-старым Правительством России и новым Президентом России Д.А.Медведевым.

    Конечно, всем – не только ученым, но и политикам, наверное, известно, что  вообще коррупцию может победить только строгая система общественного контроля. Хочется подчеркнуть – не государственного, а общественного контроля, связанного со всеми системными элементами демократического процесса, начиная с процесса организации выборов всех уровней власти и кончая повседневным независимым парламентским контролем за каждым рублем народной казны, то есть бюджета на федеральном уровне. Это возможно, в первую очередь, через максимальное повышение роли такой структуры парламентского контроля как Счетная палата Российской Федерации, которая за последнее время во многом утратила свои контрольные функции, практически перейдя под контроль президентской администрации. Взять хотя бы тот факт, что в нарушение всех конституционных принципов, связанных с разделением властей, Председатель Счетной палаты назначается по предложению Президента России. Разве это допустимо в условиях всеобщей коррупции? К тому же назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты - это компетенция только Государственной Думы. Президент не имеет права присваивать столь важные дополнительные конституционные полномочия.

    Или другой важный вопрос: любому, мало-мальски понимающему проблемы российского политического процесса, понятно, что если власть во главе с новым Президентом России Д.Медведевым будет допускать и дальше грубое вмешательство вороватого чиновника в избирательный процесс, когда итоги выборов всех уровней – от президентских до муниципальных - в регионах России всецело зависят от силы административного ресурса, то никогда такой власти коррупцию не победить. О каком контроле за таким чиновником может идти речь, когда он бандитскими методами у себя на участке гарантирует результаты выборов Президента и депутатов Госдумы?! И уж не говоря о выборах депутатов законодательных собраний субъектов Федерации и местного самоуправления.

    Именно по этим причинам серьезные аналитики приходят к плачевным выводам – коррупцию сегодня в России победить нельзя, так как те структуры представительной власти в лице депутатов всех мастей, которые должны системно бороться с коррупцией, сами вовлечены в коррупционную систему. Пока не станет депутат Государственной Думы, депутат регионального законодательного собрания или депутат муниципального образования публичным политиком – наладить контроль за казнокрадством невозможно, даже если будем всех коррупционеров России судить «тройками» или на месте преступления расстреливать.  Следует понять, прежде всего, Президенту России Д.А.Медведеву, что силовую модель осуществления власти, которой, действительно, традиционно симпатизирует большая часть российского электората, невозможно адаптировать к демократической системе. Во всем мире это уже давно известно. А ведь демократический процесс напрямую связан с процессом искоренения коррупции.

    Возьмем еще одну злободневную проблему. Более четырех лет в России на федеральном уровне реализовывалась административная реформа. Задачей этой реформы было, в первую очередь, осуществить разграничение административно-политических функций от финансово-экономических и коммерческих. И действительно, в условиях, когда большая часть собственности в России находится в частных руках, стиль и методы влияния власти на отрасли экономики должны коренным образом меняться. К примеру, многие министры и особенно губернаторы начинают свой рабочий день с посещения строительных объектов или заводов и фабрик. Но ведь эти предприятия в основном в России частные. Не получается ли так, что власть таким образом вместо проведения антимонопольной политики определяет, очевидно, небескорыстно свои симпатии к тем или иным коммерческим структурам? К тому же это делается, как в старые советские времена, публично с последующими трансляциями по телевидению. А это уже бесплатная реклама частных структур через скрытые технологии их государственного лоббирования. Разве об этом не знают в Кремле или Правительстве России?

    Что же следовало бы сделать новому Президенту, Правительству и Парламенту России? Ответ может показаться риторическим, но вместе с тем, следует напомнить, что  проблема коррупции является практически нерешаемой в сложившихся условиях для нынешней несменяемой российской власти. Чтобы бороться с коррумпированными властными структурами и государственными чиновниками системно, следует регулярно (через каждые четыре года, как зафиксировано в Конституции России) обеспечивать реальную сменяемость власти. А для этого следует изменить всю систему формирования власти и реально обеспечить функционирование власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

    В связи с этим можно было бы положительно оценить то, что В.В.Путин как Председатель Правительства России является лидером партии парламентского большинства. Но при этом следовало бы этот вопрос вывести из такого безответственного состояния, когда лидер общероссийской партии «Единая Россия» не является членом этой партии. Не говоря о том, что само по себе это нонсенс, такое «государственное мальчишество» только мешает развитию нормальной партийной системы в России. Мол, я, В.В.Путин, один выше и авторитетнее в политическом плане, чем вся ваша партия «Единая Россия» и имейте в виду, что все партийцы подчинены по вертикали ее лидеру. Партийные структуры с такой властной вертикалью, к сожалению, больше приносят вреда, чем пользы. В связи с этим в федеральном правительстве мы опять будем иметь больше   беспартийных министров. А хотелось бы, чтобы ими стали лидеры партии «Единая Россия», победившей на парламентских выборах. В противном случае поступок В.Путина, возглавившего партию, станет манипулятивным политическим инструментом по перекачиванию публичной власти в бюрократические структуры, далекие от публичности и контроля. А, как известно,  народовластие может осуществляться в соответствии со ст. 3 Конституции России только через выборы. У нас же в России, начиная с 1993 года и по сегодняшний день,  получается, что народ избирает своими представителями в верховную власть одних людей, а властвуют совершенно другие.

    А как в таких условиях можно оценивать уровень коррумпированности региональной власти, когда большинство губернаторов и глав республик в России остаются бессменно у власти еще с советских времен! Как можно допускать   почти двадцать лет  к публичному руководству людей, которые меняли за этот период времени три или четыре раза свои взгляды и партийную принадлежность?! А ведь суммарный бюджет регионов России составляет половину федерального бюджета. Неслучайно основные коммерческие структуры этих субъектов Федерации возглавляют близкие родственники или друзья местных начальников. И как показывает опыт Нижегородской, Самарской, Рязанской областей, а также Красноярского и Краснодарского краев, смена региональных руководителей благоприятно влияет на все стороны общественной жизни субъектов Федерации и уровень коррумпированности властных структур.

    Кстати, от проблемы несменяемости губернаторского корпуса напрямую зависит и пробуксовка муниципальной реформы. Губернаторы-«долгожители» и слышать не хотят о создании в России независимой от губернских правительств системы местного самоуправления. Вот вам и еще один ответ на вопрос, почему региональная и местная власть бесконтрольно тратит народную казну. А в этом и скрываются все корни коррупции.

    Для специалистов совершенно очевидно, что в России нужны сильные политические партии, но применение пропорциональной избирательной системы при выборах депутатов Государственной Думы с целью формирования многопартийной системы, пока будет давать совершенно негативные результаты. Политическая культура в России находится в таком состоянии, что избиратели, безусловно, должны иметь прямые отношения со своими представителями, так как дифференциация интересов различных социальных групп такова, что даже такая структура как «Единая Россия» не может представлять большинство этих интересов.

    Поэтому только мажоритарная избирательная система абсолютного большинства (французская система) может наилучшим образом обеспечить интересы народа в высшей представительной власти России. Кстати, эта система, действующая в Российской Федерации на выборах
с 1990 по 1993 гг., была наиболее успешной и обеспечивала высокую легитимность власти в этот период.

    Одним словом, рассуждая о Правительстве В.В.Путина, можно прийти к выводу о том, что сегодня в России, действительно, есть шанс создать все условия для построения легитимной системы власти, исходящей от народа и работающей на его благо. Для этого следует понять, прежде всего, самим государственным и политическим лидерам, что природная сущность власти заключается в ее постоянной сменяемости и обновлении кадров. Это связано  не только с  необходимостью модернизации всей политической системы России, но и во многом с системной борьбой с коррупцией. И тогда не нужно будет разрабатывать специальные программы борьбы с коррупцией. Без таких подходов к пониманию сути эффективного государственного управления народная казна России всегда процентов на десять, а может и на двадцать, будет опустошаться вороватыми чиновниками.

Аналитическая записка подготовлена экспертной группой под руководством генерального директора агентства «Информполитпрогноз», доктора политических наук Николая Павловича Медведева