Как Интернет порталы злоупотребляют доверчивостью рекламодателей

            Финансовый кризис заставил большинство из нас, как говорится, потуже затянуть пояса. Отложенный покупательский спрос, нерешительность людей перед прилавками особенно остро почувствовали продавцы и менеджеры, реализующие товары и услуги населению. Естественно, в этих сложных экономических условиях им приходится искать новые формы работы с клиентами: делать скидки, вводить «накопительную» систему продаж, придумывать другие бонусы. А если все это не дает прибыли, то волей-неволей приходится сворачивать бизнес. Среди пострадавших на рынке есть немало и рекламных фирм. Производители теперь вынуждены экономить на рекламе. Желая понравиться потенциальным заказчикам, творцы рекламы идут на самый изощренный обман. 

            Как потенциальным рекламодателям в этих случаях защитить свой бизнес и не попасться на крючок торговцев дутых цифр?  

            Рижская газета «Час» недавно сообщила о том, что прекратил свое существование один из самых популярных информационных порталов Латвии. Журналисты  решили разобраться в том, как мошенники «накручивают» посещаемость сайтов и для привлечения потенциальных рекламодателей. 

            Вот как, к примеру,  дела обстояли в этом латвийском портале. Согласно рейтингам, в будние дни электронным ресурсом пользовались 12-15 тысяч человек. По выходным – в два раза меньше. Латвийских бизнесменов при этом стимулировали  «письмами счастья», велеречивыми предложения о сотрудничестве в области рекламы. Портал заявлял о том, что оперативно и бесплатно распространяет различные интересные новости. И, следовательно, к ним в гости заходит много виртуальных читателей, потенциальных покупателей товаров, бренды, торговые марки которых, и, понятно, адреса торгующих фирм они неминуемо увидят на страницах сайта. Казалось бы чего проще: светись в окошках сайтов и реализуй товары…

            Но вот в середине декабря посетители практически перестали посещать этот портал. Что же случилось? Технические неполадки, сайт перестали поддерживать? Иссякла интересная информация?..

            «Да, топген у них сломался, – предположил студент Рижского технического университета, автор газеты «Час». – Хитпром, или еще что-нибудь в этом роде. Это накрутчик счетчиков такой. Обычная программа, вставляешь в сервер и она тебе начинает выдавать тысячи мнимых читателей в день».

            Специалисты говорят, что есть десятки, сотни способов повышения популярности сайтов. Это и рассылка спам-писем и спам-сообщений в форумы с текстом и т. д.

Делается все это с главной целью: создать видимость «массовости» сайта.

            Рекламные агентства или  рекламодатели выбирают наиболее популярные электронные СМИ. Причем для них неважно, специализированный сайт или информационный, или развлекательный: лишь бы число посетителей было максимально велико.

            Задача «популяризатора» сайта – подобрать соответствующую «технологию», программу так, чтобы она имитировала наплыв посетителей. Скажем, у всех нормальных сайтов существует суточная активность. Поэтому надо более менее реалистично демонстрировать посещаемость. «Перегнешь палку» –  могут и не поверить. Например, не бывает в жизни такого, чтобы и днем, и глубокой ночью на сайте было одинаково «многолюдно».

            А еще специалисты советуют быть аккуратнее с «кликами». Чтобы не вышло так: на сайте  побывало десять тысяч посетителей и каждый просмотрел главную страницу и, довольствуясь малым, через секунды исчез. В принципе, есть специальные программы-кликеры, просматривающие страницы. Но тут надо знать, что существует такой параметр,  как «длительность просмотра». Применительно к обычной книге – просмотреть картинки можно за минуту-другую, а вот прочесть пухлый том или хотя бы главу за секунду нельзя. Вот и в электронных СМИ меньше полуминуты на страницу тратить не принято.

            Как же распознать, что вам предлагают: популярный портал или «дутый»?

            Прежде всего надо обратить внимание на оригинальность статей. Если они скопированы из местного ресурса или Рунета, то никакие «тысячи посетителей» невозможны: им там просто нечего читать.

             Познакомьтесь с географией «пришельцев» на ваш сайт. Откуда посетители? Скажем, у портала «Свежих новостей Латвии» половина читателей – жители соседних республик (россияне, белорусы), значит, они прикупили себе место на российских, белорусских популярных дайджест-порталах. Коли так, то зачем латвийскому рекламодателю предлагать товары жителям соседних государств?

            Следует обратить внимание и на соотношение посетитель/просмотры страниц. Если это сочетание  постоянное – есть подозрение, что вас обманывают. Специалисты в этом случае советуют посетить этот сайт сразу после полуночи. (В это время счетчики обнуляются). Если вы увидите, что за это время на сайте побывало 5 человек и каждый из них посмотрел по 3 страницы, то вас пытаются обмануть с помощью программы.

            Допустим, вы «попали» на целый комплекс, удачно имитирующий активное посещение того или иного портала. В этом случае надо посмотреть на комментарии. У информационных порталов они, как правило, существуют. И если у ресурса есть хотя бы несколько сот посетителей в день, а нет комментариев – очень велика вероятность того, что вас обманывают. Хотя веб-мошенники могут писать комментарии к публикациям сами. Даже с разных айпи-адресов. А нередко имитировать разные точки зрения... Но комментарии будут появляться примерно в одно время и будут написаны, скорее всего, на один манер. А еще любители всевозможный комментариев нередко объединяются в свои клубы. Если же публикации липовые, то ни о каких клубах речи быть не может.

            Одним словом, мошенников сегодня много и разных. Электронная реклама – не исключение. И чтобы обезопасить себя (точнее, свои финансы), потенциальные рекламодатели должны быть осмотрительными и внимательными в выборе портала.