Отправляясь за покупками в супермаркет, мы нередко приобретаем совершенно незапланированные, а то и абсолютно бесполезные товары. Отрезвление обычно наступает только дома. «Ну как получилось, что я выбросил деньги на ветер!» - корите вы себя. Ничего не поделаешь – вы и сами не заметили, как влились в стройные ряды «магазинных зомби»!

За все надо платить!

Для того чтобы подвергнуться внушению, совсем не обязательно слушать проповеди сектантов или участвовать в сеансе гипноза. Достаточно заглянуть в любой магазин самообслуживания. Вы уверены, что сами выбираете товар, а не товар выбирает вас?

«Как это может быть?» – удивитесь вы. Да очень просто! Прежде всего сама система самообслуживания весьма располагает к тому, чтобы сделать как можно больше покупок. У людей, бродящих по торговому залу, появляется иллюзорное чувство свободы: я могу взять что хочу, а расплата наступит лишь в конце. В обычном магазине, где товар выдает продавец, экономный покупатель перед прилавком непременно считает свои деньги и прикидывает, может он себе позволить что-то или нет. В супермаркете заранее подсчитать точную стоимость всех покупок гораздо труднее, разве что ходить с калькулятором, а это далеко не всегда удобно, особенно если в руке у вас полная корзина.

Товар выбирает вас

Но существуют и другие технологии, подталкивающие людей к тому, чтобы те покупали больше и дороже.

Взгляните на полки. На уровне глаз обычно находятся самые дорогостоящие товары. Те, что подешевле, теснятся на нижних полках, и, чтобы их обнаружить, вам придется нагнуться или даже присесть на корточки. Рядом с отделом, где стоят кофе и чай, как правило, располагается кондитерский – наткнувшись на него, вы непременно вспомните, что к чаю нужно еще купить конфет или печенья. Рядом с пивом кладут чипсы и сухарики – на закуску… А возле самой кассы лежат жвачки и шоколадки. Вы обязательно обратите на них внимание, стоя в очереди, и, возможно, положите в свою корзину, даже если и не собирались. А если вы взяли с собой в магазин ребенка, будьте готовы к тому, что он начнет хватать с полок лакомства и игрушки, которые специально располагают в доступных для детей местах…

Иногда рядом с ходовым товаром, который продают по завышенной цене, размещают копеечный в расчете на то, что ценник бросится в глаза покупателю, явившемуся за продуктом первой необходимости, и тот, прельстившись дешевизной, приобретет ненужный продукт.

В магазинах также часто проходят различные акции и презентации, где вам могут предложить продегустировать какой-нибудь продукт или купить два товара по цене одного. В результате вам захочется потратить деньги на то, в чем вы совершенно не нуждаетесь.

Трудно не прислушаться к рекламе, которая звучит на весь торговый зал. Допустим, там хвалят дорогущую колбасу, которую вам до этого и в голову не приходило покупать. Но, услышав слова рекламы, вы задумываетесь: «А может, и впрямь она так хороша, как говорят?» Да и ходить за колбасой далеко не надо – вон она лежит!

Магия звуков и запахов

Еще в 70-е гг. прошлого столетия были проведены исследования, доказавшие, что стиль и ритм мелодий, звучащих в торговых залах, влияет на поведение покупателей. Если человеку нравится музыка, он автоматически переносит позитивные эмоции на товар, который в данный момент привлек его внимание. К тому же у него появляется стимул как можно дольше оставаться в магазине, где он ощущает себя комфортно, а следовательно, он сделает больше покупок. Особенно, по словам маркетологов, способствуют товарообороту плавный джаз, легкие инструментальные мелодии, англоязычные хиты типа «Битлз» и отечественные эстрадные шлягеры…

На Западе для «зомбирования» посетителей во время шоппинга используют и запахи. В хлебобулочном отделе разбрызгивают спреи с ароматом свежей сдобы, в чайно-кофейном пахнет дорогим кофе, в парфюмерном - одеколоном… Это тоже воздействует на покупателей на подсознательном уровне.

Поспешишь – деньги сохранишь!

Как же быть, если денег у вас не так много и приобретать лишнее не хочется?

Группа пермских психологов во главе с Евгением Кошеваровым недавно провела исследование среди женщин, посещающих супермаркеты. Как выяснилось, оказавшись у полок с товарами, все они впадали в состояние, напоминающее своего рода гипнотический транс: дыхание становится реже, пульс учащается, а взгляд замирает на месте… Психологи дали покупательницам простой совет – чаще моргайте! Эксперимент показал, что дам, которых специально заставляли моргать, оказалось гораздо труднее ввести в гипнотическое состояние, чем тех, кто не получал подобных указаний.

Впрочем, если вы хотите раз и навсегда застраховаться от психологического воздействия в супермаркетах, следуйте рекомендациям:

- перед походом в магазин плотно поешьте;

- составьте список предполагаемых покупок и укажите их приблизительную стоимость;

- берите с собой ровно столько денег, чтобы хватило для оплаты запланированных покупок;

- избегайте рекламных акций, которые проводятся прямо в магазине, и не покупайте товары со скидкой, если они не входят в ваш список;

- как только вы положили в корзину последний товар из списка, сразу направляйтесь в кассе;

- в идеале вы не должны проводить в супермаркете больше 15-20 мин. Если не получается, составляйте ваши планы так, чтобы не оставалось времени на дополнительные покупки – например, забегите в магазин за полчаса до того, как вам нужно будет забрать ребенка из садика, или перед приходом гостей. Лучше постоянно смотреть на часы, чем потом жалеть о потерянных деньгах!