Преступность давно вышла за рамки государственного контроля и, понятно, реагирования. Воровство иномарок с последующей нелегальной их переправкой в другие страны (в том числе и в Россию), транзит наркотиков, оружия, торговля «живым товаром», терроризм… Весь этот трансграничный криминальный бизнес требует и адекватной международной реакции правоохранительных органов. 

«Мировое сообщество против глобализации преступности» - с такой повесткой дня недавно в Юрмале прошел специальный форум. Почему именно Латвия стала местом проведения этого форума? Скажем, тот же исламский терроризм пока, к счастью, не затронул эту прибалтийскую республику. Но уже сегодня местные политики, пресса задаются вопросом: велик ли риск проявления того же исламского радикализма и терроризма?

Латвийские правоохранительные органы отмечают, что приехавшие в республику «радикалы» ведут себя спокойно и особых проблем не доставляют. Но, как сообщает рижская газета «Час», зато весьма радикально настроены многие новообращенные местные мусульмане...

Участники форума отметили, что Латвия входит в коалицию, воюющую в Ираке и Афганистане. А значит, и угрозы радикалов адресуются всем участникам этой кампании.

Как сказал начальник полиции порядка Валдис Воинса, сегодня число мусульман в Латвии составляет около 10 000 человек, 800 из них − студенты из разных стран.

«О некоторых из них нам известно, что на своей родине они высказывали весьма экстремистские взгляды, − подчеркнул г-н Воинс. − Но у нас пока ведут себя тихо».

Вместе с тем аналитики указывают на то, как активно пропагандируется ислам. «Ежегодно конфессию пополняют до 20 новообращенных. Миссионеры ислама приняли в свою среду уже 300 человек. Соплеменники Мухаммеда не обходят вниманием даже тюрьмы − 30 человек приняли ислам, находясь в местах заключения», − сообщил начальник полиции порядка.

По словам г-на Воинса, самые радикальные взгляды присущи именно вновь обращенным мусульманам, которые стараются доказать свою приверженность учению, и подчас самыми радикальными способами.

Ситуация обостряется тем, что население «традиционных для Латвии конфессий» тоже не отличается терпимостью. По результатам проведенного опроса, 45% латышей и 41% людей других национальностей и веры не хотят, чтобы их соседи были мусульманами. А 70% признают, что у них негативное отношение к рабочим-иммигрантам.

Что в этой ситуации может предпринять латвийская полиция? Она проводит превентивную, упреждающую работу, активно взаимодействует с населением (учителями школ, например), чтобы выяснять, почему люди становятся на путь радикализма. Не выходя за рамки правового поля, создают помехи миссионерам с Востока. Разумеется, работа эта непростая, требующая времени, опыта и выдержки. Но она необходима. При этом правоохранительные органы не забывают о своем главном предназначении - выявляют корни преступности.

Например, бывший член парламента Эстонии, доктор юридических наук Анто Лепс считает, что причина многих проблем исламизации и террора − разрыв между богатыми и бедными. Он проанализировал криминогенные тенденции в Балтийском регионе за последние 100 лет. По словам профессора Лепса, преступность в советское время была в 8−9 раз ниже, чем перед войной и после обретения прибалтийскими странами независимости.

Похвальная объективность. Обычно многие прибалтийские политики, ученые негативно высказываются о советском периоде «оккупации» Балтии. Кстати, говоря о преступности в регионе, надо заметить, что в настоящее время сокращается количество преднамеренных убийств. Однако количество преступлений против личности (те же кражи, например) растет. И в этом, по мнению господина Лепса, виноваты в том числе и нравы населения.

Как решать проблемы, связанные с криминалом? По мнению руководителя Латвийской федерации детективов и служб безопасности (LDDDF) Михаила Черноусова, решению этой важной проблемы могло бы помочь взаимодействие государственных и частных правоохранительных структур.

Из бесед с сотрудниками латвийских ЧОПов знаю, что полиция далеко не всегда готова идти с частными охранными структурами на сотрудничество. Почему? Вопрос непростой. Может, потому, что полицейские считают себя по статусу выше своих коллег, работающих в частном секторе? Может, завидуют их более высокой зарплате? Но ведь и сотрудники полиции, и чоповцы решают одно общее для общества дело: ведут борьбу с правонарушениями.

«Полиция варится в своем соку, реагирует по факту, а о том, что происходит с населением, не знает, − говорит мой собеседник Черноусов. − Реагирует только в экстренных случаях... Люди потом приходят к частным структурам и говорят: «Я туда больше не пойду, потому что они все равно ничего не делают».

Вот такую репутацию сегодня имеет местная полиция.

Кстати, форум «Мировое сообщество против глобализации преступности» проводится уже в пятый раз. Его организаторами выступили Всемирный антикриминальный форум и Балтийский антитеррористический форум. Эти структуры хотят привлечь внимание к новым угрозам, вызванным глобализацией мировых и миграционных процессов.

Его участники обсудили проблемы противодействия транснациональной преступности, терроризму, киберпреступности, наркотрафику, работорговле и другим правонарушениям.

Среди участников юрмальского форума были председатель мандатной комиссии сейма Сергей Долгополов, начальник госполиции Алдис Лиелюксис, бывший парламентарий Эстонии, доктор юридических наук Анто Лепс, депутат Рижской думы, председатель Совета учредителей Балтийского антикриминального и антитеррористического форума (БААФ) Андрейс Вилкс. Частные правоохранительные структуры представлял глава Латвийской федерации детективов, директор бюро БААФ Михаил Черноусов.

Думается, что форум послужит дальнейшей активизации борьбы правоохранительных органов (как государственных, так и частных) с различными правонарушениями как регионального, так и глобального масштаба.

Николай АЛЕКСЕЕВ, г.Рига