Каким образом должна реагировать Россия на действия США по развертыванию в Европе средств ПРО и какие адекватные военные меры она может предпринять в этой связи? Что можно считать адекватными шагами, насколько они будут эффективны, какое влияние они окажут на международную политику? На эти и другие вопросы отвечает обозреватель медиапортала «Хранитель» В.Прасолов.

Скорость, с какой США продвигают свои решения о размещении системы ПРО в Европе, поражает не только специалистов-международников, но и простых обывателей. Даже проведение переговоров лидеров «большой восьмерки», проходивших на японском острове Хоккайдо, не стало препятствием для главы госдепа США Кондализы Райс, которая прилетела в Прагу, где подписала со своим чешским коллегой Карелом Шварценбергом соглашение о размещении в Чехии американского радара.

США намерены установить радар в Чехии и десять ракет-перехватчиков в Польше под предлогом защиты от предполагаемой угрозы со стороны Ирана. Может показаться странным, но именно накануне визита впервые за всю историю обнародован полный текст доклада об угрозах безопасности Соединенных Штатов, который разведслужбы США ежегодно предоставляют комитету сената по военной службе (Senate Armed Services Committee). В докладе (Annual Threat Assessment of the Intelligence Community) перечислены проблемы, с которыми сталкиваются США.

Это распространение оружия массового уничтожения (Северная Корея и Иран, предполагается, что Иран будет способен создать ядерное оружие уже в конце 2009 года, что, однако, «маловероятно»); сложные ситуации в Ираке, Афганистане и Пакистане; проблемы политической стабильности в Европе.

В докладе несколько раз упомянута Россия. Так, выражаются опасения, что Россия, Китай и страны ОПЕК/OPEC используют свой финансовый и рыночный потенциал для достижения политических целей, которые могут представлять угрозу безопасности США. Также указывается, что Россия (наряду с Китаем) обладает техническими возможностями, необходимыми для ведения кибервойны против США. С другой стороны, спешка администрации Д.Буша объяснима еще и приближающимися президентскими выборами, к которым уходящая администрация Буша желает если не завершить начатые процессы, то довести их до состояния «точки невозврата». (Президентские выборы в США пройдут в ноябре этого года, а новая администрация приступит к свои обязанностям в январе 2009-го.)

Когда в 2009 году в Белый дом придет новый президент, ему придется провести переоценку отношений Вашингтона с внешним миром, роли и места США в этих процессах. Нет сомнения, что на этот взгляд окажет существенное влияние экономический кризис, который продолжается в США, и падение курса доллара на международных рынках.

«Подписанное во вторник соглашение не гарантирует того, что радарная система будет инсталлирована незамедлительно, как и того, что следующая американская администрация поддержит проект, — пишет The New York Times. — По-прежнему ведутся переговоры по второму соглашению — о законном статусе американских войск, которые разместятся на радарной базе. Оба соглашения требуют ратификации чешским парламентом, тогда как многие парламентарии скептически относятся к проекту и общественное мнение тоже большей частью настроено против...» Но и это не становится преградой для некоторых европейских политиков. «Чехия может ратифицировать договор о размещении на территории страны элементов американской системы противоракетной обороны (ПРО) к концу 2008 года», - заявил в среду первый заместитель министра иностранных дел Чехии Томаш Пояр. «Думаю, это возможно будет сделать до конца года, - сказал Пояр, которого цитирует агентство Рейтер. - Вполне вероятно, что окончательное голосование будет проведено после выборов в США, хотя это не означает, что оно состоится после вступления в должность нового президента».

Россия вполне обосновано опасается, что эти системы могут быть направлены против ее безопасности. Президент страны Дмитрий Медведев выразил сожаление в связи с подписанием соглашения о размещении в Чехии элементов американской ПРО. «Совершенно очевидно, что начался новый этап в реализации идеи создания третьего позиционного района. Нас эта ситуация крайне огорчает. Мы не будем поднимать по этому поводу истерику, но будем продумывать ответные шаги».

С особым заявлением выступил МИД России: «Если договоренности Чехии с США приобретут юридически обязывающий характер и у российских границ начнется реальное развертывание американской стратегической ПРО, то Москва будет вынуждена «реагировать не дипломатическими, а военно-техническими методами». При анализе складывающейся ситуации необходимо прежде всего учитывать, что в то время, как Чехия уже подписала соглашение о размещении в стране элементов американской системы ПРО, Польша все еще находится на стадии переговоров с США и перспектива сотрудничества между этими странами вызывает сомнения. Размещение компонентов системы противоракетной обороны США на территории Польши является приоритетом для Белого дома, однако на случай провала переговоров у Вашингтона есть альтернативные варианты. Об этом заявил журналистам пресс-секретарь Пентагона Брайян Уитман. «Пока нет соглашения - нет ничего. Мы продолжаем работать на приоритетном направлении, но у нас есть и альтернативные варианты», - заявил пресс-секретарь, комментируя тему переговоров по ПРО с Варшавой. Ранее польские источники сообщали, что Вашингтон еще с мая ведет тайные переговоры с Литвой о размещении на ее территории компонентов своей ПРО. Утверждалось, что инициатива исходила от литовских властей, которые готовы разместить на своей территории американские радары. В то же время официального подтверждения эта информация не получила.

Не вызывает никакого сомнения, что подтягивание элементов стратегического арсенала США к российской территории может подтолкнуть Москву к принятию адекватных мер для компенсации создаваемого потенциала угроз своей национальной безопасности.

В ответ на размещение радара американской ПРО в Восточной Европе Россия может установить на своей территории дополнительные ракеты, нацеленные на Чехию, Польшу и США. Такую точку зрения высказал руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа А. Цыганок. «Речь идет о том, что на западе России будут установлены оперативно-тактические ракеты типа «Искандер», возможность которых по досягаемости составляет 500 - 600 километров. Дело в том, что Россия предупреждала, что так называемые двойки - радиолокационные станции и ракеты - будут поражаться при условии, если не будут выполняться соответствующие решения. Россия считает, что радиолокационная станция и противоракеты направлены только против нее, а не против Ирана, как о том заявляет Вашингтон. Российские эксперты полагают, что Иран не сможет выйти на создание ракет межконтинентальной дальности до 2019 года», - отметил эксперт. На наш взгляд, это самый простой и самый оперативный ответ, который может предпринять Россия. В краткосрочной перспективе российским оружейникам предстоит разработать средства поражения РЛС и ракет с учетом малого подлетного времени, ограниченных возможностей по локации и эффективного уничтожения объектов противника. Такое оружие будет основываться не только на имеющихся уже разработках, но, что очевидно из заявлений политиков, будет создано на самых современных технологиях, в том числе и нанотехнологиях. «При всех обстоятельствах, можете не беспокоиться, наша безопасность будет обеспечена, - сказал журналистам замглавы МИД РФ Сергей Кисляк. - Мы, конечно, будем обеспечивать безопасность нашего государства, как бы эта ситуация ни развивалась».

Несколько иную позицию высказал ведущий российский эксперт в области ядерных вооружений, бывший начальник штаба РВСН, первый вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка генерал-полковник В. Есин: «Что касается наших мер, то нужно учитывать: пока это всего лишь декларация о развертывании. И я считаю, что на данном этапе принимать какие-то меры военного характера было бы опрометчиво. Нужно подождать. В январе Буш неизбежно уходит. Большая вероятность, что к власти придут демократы с Обамой. Судя по предвыборным обещаниям, у них подходы к этой проблеме другие. Нельзя исключать возможные изменения позиции США, которая больше будет устраивать Россию. Но если уже сейчас принять какие-то военные меры, то они могут поставить шлагбаум на наших возможных переговорах с США по вопросу ПРО». Как возможные варианты для договоренностей В. Есин считает «обещания, данные США о постоянном присутствии наших представителей на объектах в Чехии и Польше. Они обещали также не приводить в боевое состояние противоракеты до тех пор, пока не будет выявлено в Иране наличие ракет большой дальности. То есть поле для переговоров у нас с США есть, и военные шаги с нашей стороны делать преждевременно. Вот когда, положим, не будет достигнуто никаких договоренностей и в Европе появятся объекты США, тогда и нужно адекватно реагировать».

При этом далеко не все эксперты и политические деятели согласны с тем, что мир просто выстраивает свои боевые порядки, готовясь к будущим ресурсным войнам. Официальный представитель совета национальной безопасности при президенте США Гордон Джондрое на проходящем в Японии саммите «большой восьмерки» заявил, что Россия и Европа должны быть «равными партнерами» в планируемой системе противоракетной обороны.

С аналогичным заявлением выступил Пол Сондерс (исполнительный директор вашингтонского Центра имени Никсона, в прошлом старший помощник в администрации Джорджа Буша), он сказал: «Администрация прекрасно осведомлена о позиции России на данном этапе. Я думаю, они все еще ищут способ вовлечь Россию в сотрудничество в создании ПРО. Но пока не могут найти. США, с одной стороны, не хотят откладывать строительство системы, но с другой - пытаются работать с Россией и учесть ее возражения. Хотя у России при этом создается впечатление, что ее игнорируют и проталкивают проект, невзирая на все ее протесты».Посол Республики Польша в Москве Ежи Бар в интервью РИА «Новости» также заметил: «Мы считаем, что ПРО касается безопасности всей Европы, поэтому в каком-то смысле в эту систему должна быть включена и Россия. Как это будет выглядеть - вопрос, наверное, не одной встречи как на уровне политическом, так и на уровне специалистов. Российская сторона надеется на создание системы, позволяющей контролировать базы ПРО, причем, насколько нам известно, формой этого контроля стало бы постоянное присутствие российских инспекторов на базе. Мы считаем, что это не является чем-то необходимым, и будем со своей стороны стараться сделать ситуацию вокруг этой базы настолько прозрачной, чтобы у России она не вызывала сомнений. Конечно, это технические вопросы, которые еще предстоит обсудить».

Почему Россия не поддерживает и, более того, резко критикует намерение США разместить свои противоракеты в Польше и высокочастотный радар в Чехии, объяснялось не однажды. Повторим еще раз - в Москве полагают, а военные специалисты разделяют эту точку зрения полностью, что американские ПРО предназначены вовсе не для защиты от Ирана, у которого нет потенциальной возможности обстреливать ракетами Европу, а для понижения контрсилового потенциала российских Сил ядерного сдерживания, размещенных в центральной части страны.

Второй стороной медали является то, что размещение американского радара и ракет никоим образом не скажется на общеевропейской безопасности, о чем так часто любят говорить западные политики. В рассматриваемых вопросах основной акцент делается на развертывании третьего позиционного района американской стратегической системы ПРО в Польше и Чехии, при этом не принимается во внимание создание европейской системы ПРО с участием США, НАТО и России.

Европейская система противоракетной обороны, которую еще иногда называют ПРО ТВД (театра военных действий), и американская стратегическая ПРО принципиально отличаются друг от друга.

Первая предназначена для защиты от баллистических ракет средней и меньшей дальности, летающих на расстояние от 500 до 5500 км, обладающих скоростью около 5 км/сек, вторая - для защиты от стратегических ракет, что летают дальше 5500 км и чьи боеголовки имеют скорость полета, особенно на заключительном участке, свыше 7 км/сек. В разработке и создании европейской системы ПРО ТВД в рамках Совета Россия - НАТО активное участие принимают и российские специалисты. В том числе и военные. Почему?

Во-первых, потому что у самой России, как, впрочем, и у США, нет ракет средней и меньшей дальности - они, а также технологические линии по их выпуску уничтожены по Договору о ликвидации РСМД еще в 1991 году.

Во-вторых, опасность применения таких баллистических ракет, особенно против южноевропейских государств (Греции, Болгарии, Румынии, даже Италии и Франции), действительно может возникнуть. Такими ракетами - типа советских Scud-C и Scud-D, способных нести боевой блок на 300-600 км, разработанными на их основе собственными баллистическими ракетами или закупленными в Северной Корее, летающими за тысячу километров и дальше, - уже располагают многие страны Ближнего Востока и Северной Африки. Начиная от Сирии и заканчивая Ливией. Есть они и у нашего соседа - Ирана.

Мало ли как повернется ситуация в будущем? Иметь против таких ракет противоядие в виде европейской ПРО ТВД никому не помешает.

Но вернемся ко второй ПРО - чисто американской, которую Вашингтон собирается размещать на территории Польши и Чехии. Никакого прямого отношения к НАТО она не имеет. Более того, на заключительной пресс-конференции по итогам саммита НАТО в Бухаресте Генеральный секретарь альянса Яап де Хооп Схеффер прямо сказал, что вопрос о третьем позиционном районе США в Европе - предмет переговоров между Вашингтоном и Москвой.

Еще один вопрос, не позволяющий, на наш взгляд, достигнуть договоренностей. В уже упомянутом мной докладе об угрозах безопасности Соединенных Штатов прямо записано, что «тандем Владимира Путина - Дмитрия Медведева, скорее всего, не приведет к изменению системы государственной власти, существующей в России. Эта система характеризуется слабостью госинститутов, коррупцией и растущим авторитаризмом. Политический фактор не повредит экономике, хотя темпы роста российской экономики несколько замедлятся. Серьезной проблемой России остается демографический фактор, который негативно повлияет на многие сектора экономики и состояние ее вооруженных сил. К проблемам российской обороны авторы доклада также относят «потерю умелых и опытных военных кадров» (цитирую по Washington ProFile 11 Июля 2008г.).

А это свидетельствует прежде всего о том, что политики и военные США не доверяют нашей стране и видят в ней одну из главных угроз своей безопасности. Если при этом вспомнить последний аналитический английский доклад, где Россия как потенциальная угроза заняла второе место после «Алькаиды», то все встает на свои места.

Нарастание военной истерии и гонка вооружений как производная от нее становятся реальностью нашего времени, и уповать на смену администрации и изменения политического курса будет, по крайней мере, наивно. При этом заявление Президента России Д.Медведева, о том, что; «при отстаивании своих национальных интересов на международной арене Россия откажется от конфронтации и призывает Запад к аналогичному алгоритму поведения» звучит обнадеживающе, только не совсем понятно в этой связи, каким должен быть прагматичный ответ на размещение американских ПРО на европейском континенте. Понимая что, разворачивание в Восточной Европе американской системы ПРО только усугубит ситуацию с европейской безопасностью, президент сказал; «Мир, избавившийся от «холодной войны», все еще не может приобрести равновесие. Россия, тем не менее, готова отстаивать свои национальные интересы без конфронтации и не в обход международного права, как это случилось с Косовым».