Несколько дней автомобильная общественность Республики Беларусь (да и не только она) обсуждала «нестандартные» действия сотрудников дорожно-постовой службы при задержании водителя-нарушителя. Чем же они «отличились»? Случай и в самом деле неординарный.

2 марта этого года гаишники белорусского города Слуцка (расположенного в 90 км от Минска) попытались остановить иномарку, которая нарушала скоростной режим, установленный в населенном пункте. Водитель «Фольксвагена» законные требования гаишников проигнорировал. Вместо того, чтобы выполнить их распоряжение, он… прибавил «газу».

Набирая скорость, иномарка понеслась в сторону Минска. Как водится в таких случаях, сотрудники ППС бросились в погоню за нарушителем. Но лихач и не думал останавливаться. Что делать стражам дорожного движения в такой ситуации? Как поступить? На сей счет у них есть свои инструкции. Суть которых сводится к тому, что нарушитель должен быть задержан. А вот каким образом – гаишники решают исходя из конкретно сложившейся обстановки. Но в любом случае их действия должны не выходить за рамки закона и человечности. Что произошло в нашем случае?

По словам очевидцев, водитель «Фольксвагена», уходя от преследования, развил скорость до 150 километров в час. В этой ситуации гаишники-преследователи могли бы передать по рации своим коллегам, чтобы на пути следования нарушителя был установлен «еж». (С проколотыми шинами «Фольксваген» далеко не уехал бы.)

Но сотрудники ППС избрали другой способ борьбы. Они не придумали ничего лучшего, как преградить путь нарушителю «живым щитом» из легковых автомобилей… Вместе с пассажирами. В одном из них – «БМВ-525» находился Юрий Пашкевич с женой и трехлетней дочерью. Вот что он рассказал после случившегося белорусскому изданию газеты «Комсомольской правды»:

 – Вечером 2 марта в 21.30 на въезде в Минск инспектор ГАИ жезлом приказал мне остановиться во втором ряду. В первом уже стояла черная БМВ, в третьем – Тойота RAV4. Я подчинился. Буквально сразу же они остановили «Хонду аккорд» и поставили в четвертый ряд.

 Я попытался выйти из машины, но гаишник жестом приказал оставаться в салоне. Впереди, метрах в двадцати стояли два автомобиля ГАИ. А рядом инспекторы. Вдруг гаишники стали разбегаться, я глянул в зеркало и увидел, что на меня на огромной скорости несется автомобиль.

Все длилось секунды, времени убегать не было – я просто крикнул жене: «Держи ребенка, сейчас будет сильный удар!». Сам успел вжаться в сиденье…

Юрий Пашкевич потерял сознание, а очнулся, когда возле него оказались сотрудники ППС. Иномарку Пашкевича от сильного удара отбросило примерно на 20 метров и она по инерции ударила в милицейскую машину.

 Можно только предположить, что испытали люди, ставшие «живым щитом» по распоряжению гаишников. Кстати, после того ДТП БМВ Пашкевича восстановлению уже не подлежит. Но он молит Бога, что жена с ребенком остались живы. (Хотя по заявлениям медиков, еще не известно, как в будущем скажется на их здоровье перенесенный стресс.)

 По словам Юрия Пашкевича, он слышал, как сотрудники ГАИ говорили, что нарушитель врезался в «живой щит» на скорости 120-140 км/ч. Когда Пашкевич спросил, как можно было додуматься сделать из них смертников, гаишник ответил: «Вы подумайте, что было бы, если бы мы впустили их в город… Мы думали, он остановится…»

 В МВД республики заявили, что материалы по данному факту будут переданы в прокуратуру. Если виноватыми окажутся сотрудники ГАИ, они будут, безусловно, наказаны, − заявил после случившегося министр внутренних дел Белоруссии Владимир Наумов.

Кстати, узнав о столь нетрадиционном способе задержания водителя-нарушителя, белорусские автолюбители в знак протеста против подобных действий сотрудников ГАИ, прикрепили на стеклах своих иномарок плакатики с надписью «Живой щит».

В Интернете и в местных СМИ белорусские автомобилисты высказались за запрещение подобных методов, при этом заметив, что подобные противоправные методы подрывают имидж ГАИ. На мой взгляд, утверждение справедливое.

Как же должны были вести себя на дороге в этой непростой ситуации сотрудники ДПП? Вот что говорят по этому поводу специалисты.

Прежде всего надо было перегородить трассу «ежом» − лентой с шипами-трубочками. Стать с двух сторон вдоль полосы и прострелить колеса. В конце концов можно было бы установить поперек трассы не легковушки с пассажирами, грузовые машины. Разумеется без людей.

По данному факту белорусские гаишники собрали экстренную пресс-конференцию, на которой рассказали о случившемся. Вкратце дело было так. Водитель «Фольксвагена» ехал с тремя пассажирами. Они не смогли его вразумить, что садиться за руль в таком состоянии нельзя. К тому же – одна из пассажирок имела водительское удостоверение. И она управляла автомобилем какое-то время. Но затем, по ее словам, устала и передала руль приятелю.

А на подъезде к Минску он разогнался до 160-180км в час. На предупреждения сотрудников ГАИ он не реагировал. Не остановился даже тогда, когда за нарушителем поехал сотрудники ДПП. Тогда со стороны Минска по встречной полосе выехали две милицейские машины…

− В складывающейся обстановке, на мой взгляд, действия ГАИ верные, прокомментировал заместитель начальника УГАИ МВД республики Игорь Ваницкий. – Другого способа остановить машину не было. Разложить раньше «еж» не могли, так как прокололи бы шины гражданским машинам, и последствия могли бы быть тяжелее. С моральной точки зрения, выглядит эта ситуация очень нехорошо. Но никто не погиб. А если представить, что такой человек на скорости въехал в город, последствия могли быть чудовищными. По показаниям людей, которые ехали с этим человеком в машине, он был в невменяемом состоянии.

Мы, безусловно, приносим свои извинения, всем тем, кто невольно участвовал в задержании этого водителя.

По случайному стечению обстоятельств именно в городе Слуцке 12 марта этого года состоялось расширенное совещание сотрудников ГАИ и других заинтересованных структур Минской области. В этом мероприятии участвовал и автор этих строк. Так вот на этом совещании разговор шел именно о том, как повысить эффективность работы сотрудников дорожно-постовой службы, других структур, руководителей хозяйств в плане сокращения ДТП и гибели людей на дорогах.

В частности, в совещании приняли участие заместитель начальника МОБ и СМ УВД Минского облисполкома подполковник милиции Вадим Синявский, заместитель начальника УГАИ УВД Миноблисполкома майор милиции Михаил Акулич, представители Транспортной инспекции Минтранса по Минску и Минской области, управления УП «Белтехосмотр», управления по надзору за перевозками опасных грузов, группы БДД РУП «Миноблавтотранс», старшие госавтоинспекторы, госавтоинспекторы отделений ГАИ РУ-ГО-РОВД, начальники районных инспекций Гостехнадзора.

Надо подчеркнуть, что вопросы предупреждения аварийности на транспорте рассматривались областной комиссией по безопасности дорожного движения. На улично-дорожной сети внедрены инженерные решения и современные технические средства. Это и экспериментальное оборудование пешеходных переходов мигающими фонарями, работающими от солнечных батарей, и искусственные неровности на подходах к пересечению с магистральными и республиканскими автодорогами, специальная дорожная разметка на отдельных участках автострад, и т. д.

Во всех регионах созданы дружины по обеспечению дорожной безопасности. Активизировалась работа с общественностью и СМИ. Для предупреждения гибели людей на дорогах – более 2-х тысяч торговых точек осуществляют продажу световозвращающей продукции. На сайте УВД создана рубрика «Стань заметней на дороге»…

И каков результат? За прошлый год на 15% сократилось число погибших в ДТП по причине превышения установленной скорости движения.

В настоящее время УГАИ разрабатывается положение о проведении конкурса среди населения по взаимодействию с Госавтоинспекцией, а также на лучшую добровольную дружину дорожной безопасности.

В 2007 году в результате рейдов с участием дружинников только в Минской области проверено физическое состояние более 12 тыс. водителей, в том числе 3,6 тыс. водителей транспорта юридических лиц. Выявлено 92 факта управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

И тем контрастнее на фоне этой повседневной напряженной деятельности ГАИ выглядит случай с «живым щитом».

 Николай Зубцов, г.Минск.