В выставочном комплексе «Крокус Экспо» в рамках XIII Международного Форума «Технологии безопасности» прошло пленарное заседание «Итоги работы по обеспечению безопасности транспортного комплекса. Состояние и проблемы транспортной инфраструктуры» VII Научно-Практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте». Организаторами выступили Постоянная Комиссия Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ по вопросам обороны и безопасности, АТЦ СНГ, Фонд «Транспортная безопасность».

Среди участников заседания:

 Король Борис Михайлович, заместитель министра транспорта РФ

— «О реализации Федерального закона «О транспортной безопасности»;

 Колесников Владимир Ильич, заместитель председателя комитета по безопасности

— «Терроризм на транспорте»;

 Збарчук Евгений Леонидович, заместитель Генерального Прокурора

— «О некоторых проблемах обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте»;

 Новиков Андрей Петрович, руководитель АТЦ СНГ

— «Актуальные террористические угрозы для транспортных систем Содружества Независимых Государств и правовые приемы их предотвращения»;

 Черток Владимир Борисович, заместитель руководителя Ространснадзора

— «Надзор в сфере транспортной безопасности. Реализация законодательного обеспечения транспортной безопасности и проблемные вопросы»;

 Тайкмалян Ашот Мамикалович, советник Фонда «Транспортная безопасность»

— «Современное состояние транспортной инфраструктуры РФ и Федеральный закон «О транспортной безопасности»;

 Шатов Александр Владимирович, консультант управления противодействия угрозам и вызовам секретариата ОДКБ

— «Подходы ОДКБ к выработке наиболее эффективных путей профилактики и предупреждения терроризма на транспорте»;

 Котов Игорь Леонидович, генеральный директор некоммерческого партнерства «Магистраль»

— «Автоматизированная система информатизации и связи как средство оперативного реагирования на угрозы террористических актов на транспорте».

 Вступительная речь председателя конференции Войтенко Виктора Петровича, председателя постоянной комиссии межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ по вопросам обороны и безопасности, депутата Государственной Думы, руководителя консультативной группы высшего уровня по вопросам противодействия терроризму и обеспечения безопасности на транспорте в РФ:

«Не случайно время и место, которые были выбраны для конференции, приходятся на проведение выставки «Технологии безопасности». Уже многие годы этот форум является платформой для общения специалистов, представителей законодательной и исполнительной власти, коммерческих и общественных организаций, а также является демонстрационной площадкой новейших технологий. Жизнь современного общества становится все более и более сложной, перед обществом встают новые угрозы, это обязывает постоянно прикладывать серьезные усилия по сохранению и приумножению достигнутого, и особенно это относится к транспорту. Действительно, транспорт сегодня – одна из важнейших инфраструктур, которая соединяет страны и континенты в единые пространства. С другой стороны, транспортные сети особенно подвержены самым острым угрозам сегодняшнего дня: актам терроризма и техногенным катастрофам.

Вопросы защиты транспортных средств, транспортных сетей и терминалов от противоправных посягательств и многих техногенных катастроф составляют немаловажную долю проблем, которые находятся на пересечении интересов государственных структур, бизнеса и общественных организаций в области обеспечения всех видов безопасности.

Решение этих проблем – одна из наиболее острых и приоритетных задач современности. С другой стороны, чтобы эффективно решать эту задачу требуется поиск адекватного ответа на вызовы и угрозы в диалоге заинтересованных сторон, в обмене опытом. В этом и есть предназначение нашей конференции, которая проводится в седьмой раз и является постоянно действующей конференцией комиссии по обороне и безопасности парламентской ассамблеи СНГ».

 Председатель заседания также обратился ко всем участникам со словами благодарности, а также передал приветствие председателя Государственной Думы Б.В. Грызлова:

«С каждым годом ваша конференция становится все более авторитетным и представительным форумом, объединяющим усилия органов власти государств – участников СНГ, ряда международных организаций и транспортных структур. ГД ФС РФ придает большое значение созданию необходимой законодательной базы для усиления антитеррористической борьбы, устойчивого и безопасного функционирования всего транспортного комплекса, а также согласования российского законодательства в этом направлении с международными правовыми актами. Важно, чтобы настоящая конференция, развивая все имеющиеся наработки, способствовала дальнейшему развитию международного сотрудничества, повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти, бизнес – структур, институтов гражданского общества стран СНГ в деле решения задач обеспечения транспортной безопасности».

 С пожеланиями успешной и плодотворной работы также направили свои приветствия в адрес VII Научно-Практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте» первый заместитель министра внутренних дел генерал-полковник Чекалкин, исполнительного комитета исполнительный секретарь СНГ, председатель исполнительного комитета Лебедев С.Н.

 После перерыва на обед состоялся очередной этап VII Международной практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте» в рамках форума «Технологии безопасности». Он был посвящен обсуждению состояния и проблем безопасности на ж/д транспорте, метрополитене и их законодательному обеспечению.

 Председатель секции – Денисюк Геннадий Аркадьевич, директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта РФ.

 С докладами выступили:

 Черешкин Дмитрий Семенович, представитель Института системного анализа РАН

— «Концепция реализации Федерального закона от 9.02.2007 № 16 – ФЗ «О транспортной безопасности»;

 Дудышкин Борис Николаевич, независимый эксперт, доцент кафедры административного права

— «Нормативно-правовое обеспечение безопасности на транспорте»;

 Шилова Надежда Викторовна, представитель Национального антитеррористического комитета

— «Антитеррористическая защищенность объектов транспорта: понятие, сущность, проблемы правового регулирования и совершенствование нормативной правовой базы»;

 Авдеев Максим Андреевич, аспирант МИИТ

— «Методика категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

 Среди VIP – гостей выступили с речью Козлов Юрий Петрович, начальник защиты ФГЧП автотранс и представитель департамента безопасности РЖД и господин Гуляев.

 Несколько слов о самих выступлениях.

Первый докладчик, Черешкин Д.С., говоря о процедурах реализации основных положений ФЗ «О транспортной безопасности», выделил 5 этапов: идентификация потенциально опасных объектов транспортной инфраструктуры, за которой следует категорирование ее потенциально опасных объектов, затем должно идти определение нормативных требований по обеспечению транспортной безопасности, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, цикл завершает планирование и реализация мер по обеспечению безопасности объектов. Данная концепция, по мнению докладчика, может быть положена в основу работы автоматизированной системы, которая будет обладать широким спектром возможностей оценки уровня выполнения требований по обеспечению безопасности, например, проблем контроля работоспособности транспортных средств, качества агрегатов, устройств, выполнения регламентных работ.

Председатель секции Денисюк Г.А.прокомментировал данное выступление следующим образом: «Это очень аргументированная концепция, однако здесь мы сталкиваемся с философским вопросом, что же является первичным. Материя или сознание? Так и здесь. Наши коллеги считают, что первично категорирование, а затем уже должны идти оценка уязвимости и прочие мероприятия. В то же время в ФЗ «О транспортной безопасности» предложена другая последовательность. Безусловно, другие точки зрения могут иметь место, но вопрос об их эффективности решит время.

 Второй докладчик Дудышкин Б. Н. начал свой доклад с обсуждения вопроса правового нигилизма и тех пагубных последствий, которые он за собой влечет. Далее докладчик перешел к рассмотрению термина «транспортная безопасность». С его точки зрения, определенный законодательством, он не достаточно полно раскрывает всей сущности вопроса. Так, в понятие транспортной безопасности должны также входить акты незаконного вмешательства в деятельность транспорта. Это и терроризм, и разрушение путей, хулиганские действия – т.е. весь криминал, существующий в области ж/д, авиа и водного транспорта. Также в вопросе обеспечения безопасности на транспорте, по мнению докладчика, нельзя забывать и про эксплуатацию транспортных средств. Так, безопасность эксплуатации – это система, которая включает конструирование, производство, испытание и ввод в эксплуатацию транспортных средств; подготовку и повышение квалификации сотрудников транспортных отраслей; медицинский контроль, медиаконтроль; контроль функционирования путей сообщения транспортного оборудования и транспортных средств; организационно-правовые меры; расследование причин транспортных происшествий и их учет и др.

После окончания своего выступления докладчик особо отметил, наблюдаемую им негативную сторону в организации конференций. По его словам, снижается уровень полезности их проведения, поскольку 80% КПД идет впустую, выступления не носят творческого характера, отсутствуют обсуждения, в ходе которых можно было бы обмениваться интересными мыслями, все сводится к простому чтению материала. Выразил неодобрение докладчик и нормативно-творческому процессу, поскольку не происходит обсуждения законопроектов.

 Третий докладчик Шилова Н.В.посвятила свое выступление рассмотрению вопроса об антитеррористической защищенности. Рассматривая этот вопрос, она подробно остановилась на том эффекте, который производит в нашем сознании акты терроризма. Говорилось об эффекте социально-психологического эхо, о массовом психозе граждан, что проявляется в отказе от услуг авиакомпаний, неприятии и страхе перед «лицами в чалме» и т.д. Приводились и данные МВД России за 2007 г., согласно которым в этот период было совершено 1053 преступления террористической и экстремистской направленности, из них – 36 в транспортной инфраструктуре. Особо Надежда Викторовна подчеркнула деятельность Национального антитеррористического комитета, созданного в 2006 г., который уделяет большое внимание защищенности объектам транспорта. На заседаниях комитета рассматривались вопросы о регистрации авиасудов, разработка и согласование нормативно-правовых актов по реализации закона «О транспортной безопасности», антитеррористической защищенности объектов метрополитена, была разработана концепция государственной системы реагирования на террористические угрозы. По мнению докладчика, необходимо совершенствовать систему оповещения граждан по введению уровней террористических угроз, используя опыт зарубежных стран.

 Четвертый докладчик Авдеев М.А. рассказал о собственной модели категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, но к сожалению, практическое применение данная теория пока не прошла.

 Также в ходе конференции обсуждение вызвала концепция автоматизированной централизованной базы персональных данных о пассажирах, согласно которой должны быть утверждены отдельные маршруты, по которым будет возможным отслеживание перемещения пассажиров. Однако для работников транспорта это может представить большие трудности, поскольку с такой системой время на обработку данных будет уходить в два раза больше (но даже в настоящий момент проблема с загруженностью транспортных линий стоит очень остро), система также потребует вложения больших средств, что одновременно может вылиться в повышение тарифов. Поэтому на данном этапе требуется теоретическая разработка работы системы, которая была бы адаптирована под настоящие реалии. (Козлов Ю.П.)