Почему в конце прошлого года московскому Правительству был представлен проект нового закона «О пожарной безопасности»? Да потому что столица России (а другие города – тем более) нынче живет по весьма несовершенным противопожарным нормам. И это существенно затрагивает интересы бизнеса всех уровней: от крупнейших компаний до самых мелких ПБОЮЛ.

В любой фирме можно выявить нарушения – в смысле противопожарной безопасности. Расплата, по нашей традиции, - подарок инспектору. Ценность оного определяется тяжестью обнаруженных нарушений. Налаженная годами система взаимоотношений работала почти безотказно, возмущение бизнесменов поборами пожарных инспекторов носило массовый, но, по вполне понятным причинам, непубличный характер.

Но вот ситуация изменилась…

Отчего?

В первую очередь из-за двух событий. Во-первых, в августе прошлого года первым заместителем Мэра столицы, отвечающим за городское хозяйство, был назначен Петр Бирюков. Работая в должности префекта сначала Северного, а потом Южного округов, он зарекомендовал себя как серьезный борец со всякого рода несанкционированной застройкой, мешающей нормальному функционированию городских служб. Начиная с октября, Бирюков еженедельно собирает инспекторов Госпожнадзора по Москве и требует отчета в том, как идет в городе работа по расчистке пожарных проездов от гаражей, различных пристроек к торговым точкам и других несанкционированных строений. Требования Бирюкова настолько жестки, что главный инспектор Государственного пожарного надзора по г. Москве Сергей Аникеев уже говорит об увеличении штата московских инспекторов Госпожнадзора как минимум на 40 человек. Это увеличение предлагается внести в новый закон «О пожарной безопасности».

Второе событие, весьма повлиявшее на деятельность инспекторов Госпожнадзора, –страшный пожар в здании московского Института государственного и корпоративного управления на 1-й улице Машиностроителей, который произошел 2 октября 2007 года. Тогда погибли 10 студентов. Практически все эксперты склонны связывать этот пожар с явной интенсификацией работы над новым законом «О пожарной безопасности».

Итак, новый закон. В соответствии с ним меняются некоторые «правила игры». Скажем, возникает вопрос: как выбирать место под офис?

В настоящее время 49 из 125 районов столицы либо не прикрыты пожарно-спасательными подразделениями, либо прикрыты частично. Это означает, что ближайшее пожарное депо от большинства строений с этих районах располагается более чем в двух километрах. Следовательно, время прибытия пожарного расчета с момента поступления сигнала о пожаре превышает городской норматив в 5-8 минут. Соответственно риск не успеть спасти оказавшихся в зоне возгорания людей вырастает многократно.

6 февраля прошлого года принято постановление правительства Москвы №78 о строительстве 65 пожарных депо до 2020 года. Впервые полностью решены проблемы с землеотводом, выделены необходимые участки и средства. Московские пожарные считают, что с вводом в эксплуатацию всего комплекса, столица будет полностью обеспечена системой противопожарной безопасности, что позволит сократить число человеческих жертв при пожарах и наносимый ими материальный ущерб как минимум вдвое. И, тем не менее, несмотря на эти положительные факторы, до 2020 года много чего успеет загореться, а, может быть, и сгореть совсем. Что же делается для защиты горожан, попавших в «зоны пожарного риска», сейчас? Вот как комментирует это начальник Управления оперативного реагирования Главного управления МЧС России по г. Москве, полковник Игорь Куряков.

- Не стоит думать, что проблемные районы в какой-то степени лишены помощи пожарно-спасательных подразделений. Речь в данном случае идет о минутах, которые зачастую играют решающую роль для спасения человеческих жизней. Сигнал о пожаре поступает в ближайшие депо, но известна масса случаев, когда экипаж из дальней части прибывает раньше, чем машина из ближайшей. Так, например, недавно было при пожаре на Коломенской набережной, 6, куда я из нашего головного офиса на Пречистенке прибыл раньше, чем машина из ближайшей пожарной части. Необходимо действовать еще и с учетом дорожной ситуации. При необходимости мы выставляем дополнительные посты в потенциально опасных районах, куда, как показывает практика, наряды не успевают прибыть во время. Сейчас такие посты постоянно присутствуют на въезде в район Нагатинский затон, а также в Северном округе той части Ленинградского шоссе, которая отрезана от пожарного депо №19 из-за масштабных строительных работ.

Есть еще идея разместить дополнительные пожарные машины в местах базирования машин «скорой» помощи. Эта служба охватывает все районы столицы. Пока ничего подобного мы не делали, но в случае необходимости к этой идее всегда можно вернуться.

Однако с точки зрения выбора помещения под офис к оптимизму Игоря Курякова надо относиться очень осторожно. Приведем лишь одни пример.

3 ноября прошлого года в самом центре Москвы в начале Тверской улицы в открытом недавно отеле «Ритц Карлтон» на 4-м подземном уровне вспыхнул один из распределительных электрощитов. Пожар потушили достаточно быстро из порошковых огнетушителей, однако сработала автоматическая система оповещения и пожарная машина также прибыла на место событий. Хронометраж времени показал, что добиралась она из 2-го Кисловского переулка, который находится совсем рядом, больше 13 минут. Виной тому знаменитые московские пробки.

В соответствии с инструкцией при сложной дорожной обстановке водитель машины экстренной помощи должен перестроиться в крайний левый ряд, включить сирену и предполагается, что идущий впереди автотранспорт обязан уступить дорогу. Практика показывает, что уступают, но не всегда.

Эта проблема уже давно вошла в разряд первостепенных. Год назад пожарные, милиция и «скорая» помощь провели совместную акцию. Машина экстренной службы выезжала в крайний ряд с включенной мигалкой, а следом за ней ехал милицейский патруль. Те водители, которые не уступали дорогу, тут же тормозились и нещадно штрафовались. По словам пожарных, акция возымела свое положительное действие, и в этом отношении стало несколько легче. Кроме того, водители пожарных машин в приватных разговорах, не скрывают, что при необходимости выезжают и на тротуар, и на встречную полосу - естественно, без угрозы для жизни и здоровья граждан. Но и это лихачество далеко не всегда позволяет прибыть к месту пожара в нормативные сроки.

Из приведенных данных естественно следует рекомендация: выбирая место под офис, выясните, далеко ли находится ближайшая пожарная часть. В соответствии с полученной информацией следует формировать политику своей фирмы в области противопожарной безопасности. Вопрос отнюдь нешуточный. Все последние опросы представителей бизнес-сообщества по этой проблеме показывают, что подавляющее большинство считает, что превентивные меры защиты от пожара всегда обходятся дешевле, чем восстановление компании после случившегося пожара.

Наиболее сложными с точки зрения пожаротушения зданиями в Москве являются строения старой постройки, возведенные в период от начала прошлого века до конца 1950-х годов. В них, во-первых, в большом количестве присутствуют деревянные конструкции, а, во-вторых, при строительстве использовались пустотные панели и перекрытия, по которым огонь легко переходит с этажа на этаж. Такие здания в основном располагаются в ЦАО и опасны как для людей, так и для размещенного в офисах оборудования. В случае возникновения пожаров в таких зданиях пожарные спасают в первую очередь людей, а все остальное, как правило, выгорает полностью.

Однако, и здания более поздней постройки, и даже самые современные тоже имеют свои особенности.

Как это ни парадоксально, с точки зрения пожарных наиболее опасными зданиями в Москве являются одноподъездные девятиэтажки, не имеющие незадымляемого выхода. К этой же категории относится и большинство хрущевских пятиэтажек. По словам Игоря Курякова, зарегистрировано уже достаточно случаев, когда пожар, возникающий на первом этаже девятиэтажного дома, приводит к человеческим жертвам. «Классическим» в этом отношении стал пожар, произошедший в 2005 году на улице Декабристов. Женщина, снимавшая квартиру на первом этаже, не смогла справиться с огнем на газовой плите, набросила на нее одеяло и выбежала на улицу. В результате от продуктов горения в доме погибло 7 человек, которые, паникуя, выбегали на лестницу на верхних этажах и пытались добраться до двери подъезда. В таких случаях, как правило, выгорают только те квартиры, в которых возник пожар, но вот сам процесс горения опасен для всех, кто находится в здании.

Очень серьезные дискуссии вызывает блок проблем, возникающих в связи с активным строительством в Москве зданий повышенной высотности. Различные эксперты смотрят на эту проблему по-разному. Например, вот как ее видит главный инспектор Государственного пожарного надзора по г. Москве Сергей Аникеев:

- Высотные здания строятся во всем мире уже очень давно, и правила противопожарной безопасности для них разработаны досконально. Эта безопасность закладывается в них еще на уровне проектирования. Каждый этаж обязательно оснащается противопожарной сигнализацией и автоматическими системами пожаротушения. Обязательно строятся запасные выходы, которые снабжены оборудованием для удаления дыма. Поэтому, я думаю, как раз с этими суперсовременными зданиями у нас будет гораздо меньше проблем, чем со старым жилым фондом в центре города.

А вот как данную проблему оценивает председателя комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко:

- На мой взгляд, особенности противопожарной безопасности в зданиях повышенной этажности в проекте нового закона отражены недостаточно. Я считаю, как новые реалии нашей жизни, они заслуживают отдельной статьи в законе. Я регулярно получаю журнал «Высотное строительство», и там в каждом номере есть раздел «Противопожарная безопасность», в котором рекламируются новые системы оповещения и пожаротушения. Но это все превентивные меры. А вот, что делать, когда уже горит, и горит сильно, там не указано. Чтобы мы не говорили, но сильные пожары в небоскребах случаются регулярно. Эти здания автоматически становятся потенциально мишенью для террористов. А те могут заложить такое устройство, от которого загорится даже то, что вообще гореть не должно.

В связи с этим необходимо четко прописать такие вопросы, как например: должна ли быть на крыше каждого высотного здания вертолетная площадка для эвакуации тех, кто остается отрезанным в верхних этажах. Еще один момент – у нас есть пожарные машины с длинной лестниц 90 метров, и одна с длинной 110. Представьте, какой размах опор должен быть у такой машины при полностью выдвинутой лестнице. Следовательно, для ее эффективной работы возле каждого высотного здания должна быть запроектирована установочная площадка. Причем, необходимо будет позаботиться, чтобы эту площадку никто не мог занять ни при каких обстоятельствах.

Игорь Куряков смотрит на проблему с еще более практической стороны:

- Мы понимаем и анализируем те проблемы, которые возникают при пожарах в зданиях повышенной высотности. И наша позиция в этом вопросе достаточно категорична: уже на стадии проектирования района высотной застройки необходимо учесть требование, чтобы ближайшая пожарная часть находилась не менее чем в 3 км от каждого здания. Если часть отсутствует – следовательно, ее надо построить. Такая наша позиция привела к тому, что в районе Москва-Сити уже строится новая пожарная часть.

Нам представляется, что представителям бизнес-сообщества необходимо учитывать все приведенные выше факторы при выборе помещения под свои офисы. Кроме того, надо учитывать, что, прежде всего, в ЦАО достаточно много офисных зданий располагается во дворах, проезд пожарных машин в которые в настоящее время затруднен или вообще невозможен. Кроме того, далеко не всегда во дворах есть возможность полноценно развернуть противопожарное оборудование:

- Если машина не может продвинуться непосредственно к месту пожара, - поясняет эту ситуацию Игорь Куряков, - пожарный расчет десантируется, берет в руки все оборудование, которое может донести до места происшествия и передвигается бегом. Потому что главное – это спасение людей, а здесь счет может идти на секунды. Необходимо оценить ситуацию, взять под контроль выходы из здания и начать выводить людей. Каждый пожарный об этом должен помнить.

Приведу, пожалуй, самый известный пример работы московских пожарных без поддержки техники. Во время пожара в здании Московской Консерватории, пробка на Бульварном кольце была такая, что пришлось оставлять машины за два километра. При этом само здание старой постройки, конструкции, в основном, деревянные, масса людей, уровень сложности пожара – 5, самый высокий. И, тем не менее, наши подразделения успели и вывести людей, и спасти большую часть материальных ценностей.

Что же касается площадок для развертывания пожарного расчета в каждом дворе, то хочу отметить, что совсем недавно было найдено интересное решение – обустройство таких площадок стали проводить в рамках проекта «Мой двор, мой подъезд». Средства выделены, работы по благоустройству дворов ведутся, но на этот раз вспомнили и о пожарной безопасности. При новом же строительстве такие площадки должны быть предусмотрены Генпланом.

Безусловно, и эти факторы также надо учитывать при подборе помещения под офис.

Статья 5 проекта нового закона «О пожарной безопасности» называется «Частная пожарная охрана». Такой формулировки не существовало ни в предыдущей редакции закона, ни в России вообще. Это принципиально новое понятие.

Далее мы читаем:

1.    Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.    Права, обязанности и ответственность частной пожарной охраны при осуществлении ими своих функций определяется договорами на оказание услуг в области пожарной безопасности.

Итак, в соответствии с новым законом (если его примут) любой предприниматель, доказав свою компетентность, может получить лицензию на оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности, организовать пожарную часть, закупить спецтехнику и заключать договоры на обслуживание с теми, кто этого захочет.

По сути, предлагается дать разрешение на создание тех же ЧОПов, но в области пожарной безопасности. Инициатива представляется вполне разумной. Работать в частной пожарной охране в соответствии с тем же проектом закона смогут только те, кто прошел соответствующее обучение в государственных ведомственных учебных заведениях. Многие их тех, кто обучался грамотно тушить пожары, в силу самых разных причин покинули госслужбу. А вот в частный сектор пошли бы без особых раздумий.

Нововведение комментирует Инна Святенко:

- Опыт создания частных, по сути, подразделений пожарной охраны в Москве уже есть. Своя пожарная часть есть в аэропорту «Внуково» и еще на ряде крупных предприятий. Это – положительная практика, которая себя хорошо показала, и ее вполне можно развивать.

В данном случае с депутатом согласен и Игорь Куряков:

- Действительно, сейчас в Москве существуют около 50 частных пожарных частей. В подавляющем большинстве – это квалифицированные специалисты, в задачу которых входит постоянный контроль за системами противопожарного оборудования, установленными в крупных объектах (например, в новом Ледовом дворце на Ходынке). Как правило, эти структуры находятся с нами в постоянном контакте, а в случае проведения на объектах крупных мероприятий, обращаются к нам за помощью. Такое сотрудничество можно только приветствовать, поэтому мы за легализацию частных пожарных подразделений. Проблема в данном случае в другом. Частные охранники, облегчая нам в какой-то степени задачу по конкретным объектам, вряд ли будут помогать нам в городе – их внимание сосредоточено на своем. Поэтому задача увеличения штата оперативных сотрудников до 1 человека на 650 жителей, как это предусмотрено проектом нового закона (предыдущая норма: 1 на 900) вряд ли может быть решена за счет частных структур. Штат будет увеличиваться, в основном, за счет ввода в действие новых пожарных депо в соответствии с планом их строительства до 2020 года…